Внеклассное мероприятие по краеведению на тему Ямал - моя Родина

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведение «Ямал - моя Родина!»

Почему я считаю, что изучение родного края очень важно, предельно просто. Как дерево не может расти без корней, так и ребенок, не знающий своей малой родины, о своих уступах, не будет человеком с большой буквы. На занятиях по изучению окружающего мира воспитатель должен не столько выдать информацию, сколько подтолкнуть воспитанников к её поиску и применению. На таких занятиях важно дать почувствовать пользу для своего края за то, что ты часть этой природы. А чтобы передать это чувство другим, ты должен многое знать. Только тогда, когда воспитанники заинтригованы, они найдут много информации и выберут ту, что близка к их духу. В течение таких занятий можно включать различные игровые соревновательные моменты викторины, кроссворды и филворды, чем больше загадок и задач, тем больше перед детьми вопросов, тем больше поводов всесторонне изучить проблемы. Работа в группах, в парах очень эффективна. По нескольким аспектам. Но, во-первых, воспитанники раздобудут больше информации, обсуждение, обмен, приводит к сближению, развитию речи, появляется общий интерес, сплачивается коллектив. В преддверии таких занятий можно или вернее даже лучше посетить музеи, выставки, повстречаться с людьми любящими свой край, гордящимися им и занимающимся его изучением. А таких людей немало и первыми такими людьми должны стать учитель, воспитатель, родители, бабушки и дедушки. Это очень важно, так осуществляется передача информации из поколения в поколение. Очень хочется верить, что наши дети не будут последним звеном в этой цепочке. Давайте любить свой край и научим этому наших детей.

Цели для воспитателя: Создать условия для знакомства с удивительными уголками природы ЯНАО; развитию приемов умственной деятельности; Сравнение, анализ, обобщение, содействовать развитию умений работать в группах, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности, способствовать бережному отношению к уникальной природе ЯНАО.

Планируемые метапредметные результаты личности: Положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Результативные: умение определять и формулировать цель на занятии с помощью воспитателя; проговаривать последовательность действий на занятии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на занятии адекватной оценкой.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью воспитателя; добывать новые знания; находить ответы, на вопросы, используя дополнительную литературу, карту края, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, использовать знаковые и графические модели.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственные мнения и позицию.

Планируемые предметные результаты: умение работать, умение определять растения и животных по описанию, и изображению.

Организация пространства, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- для воспитателя:

  • проектор,

  • экран,

  • презентация к уроку,

  • карта ЯНАО,

  • "Красная книга ЯНАО".

- для воспитанников:

  • карта ЯНАО,

  • флажки,

  • сигнальные карточки,

  • карточки для воспитанников.

Ход занятия

Цели:

  • актуализировать требования к воспитанникам со стороны учебной деятельности;

  • создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД. Готовность к обучению, отношение к учению.

I. Воспитатель: Доброе утро, ребята! Пусть оно будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшее - чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, согреет своим теплом.

Вздохните глубоко и когда будете выдыхать постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка - знак хорошего расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтоб хорошее настроение не покидало нас!

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

  • актуализировать личностный смысл воспитанников к изучению темы;

  • организовать выполнение воспитанников пробного учебного действия;

  • организовать фиксирование воспитанниками индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагания.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

(Презентация 2 слайд).

Воспитанник:

Из снега кружевное покрывало
Вдруг скинула бескрайняя тайга.
Наряд весенний у земли Ямала
Сменили лета яркие цвета.

Заря-зарница улыбнулась нежно,
Ведь скоро ягод будет хоровод.
Просторы тундры - широки, безбрежны,
Дары природы ценит мой народ.

Пусть будут реки рыбою богаты,
Стада оленей здравствуют века.
Гостям своим хозяйка чума рада
И угостит морошкою всегда

Воспитатель: Как вы думаете, почему прозвучали эти стихи?

Воспитанник: Потому, что говорить мы будем о нашем крае.

Воспитатель: Да, совершенно верно. Мы сегодня еще раз поговорим о нашем Ямале.

Воспитатель: Вы можете назвать тему нашего занятия?

Воспитанник: Тема занятия: "Ямал - моя Родина".

Воспитатель: Какую цель поставим на занятии?

Воспитанник: Узнать, что удивительного и необычного встречается в нашем крае.

Воспитатель: Цель поставлена, идем вперёд. Сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю.

III. Самоопределение к деятельности. Постановки учебной задачи.

Цели:

  • выявить место затруднения;

  • зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • отличать новое от уже известного с помощью воспитателя.

Воспитатель: Что вы ждете от занятия?

(Презентация 3 слайд).

Соберите девиз нашего занятия.

ПОЗНАВАЙ, СВОЮ, КРАЙ, ЧТОБЫ, СВОЙ, РОДИНУ!, ПОЛЮБИТЬ.

Воспитатель: Этот девиз будет (главной мыслью) нашего занятия.

IV. Открытие нового знания.

Цели:

  • Организовать постановку цели занятия.

  • Организовать составление совместного плана действий;

  • Определить средства.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью воспитателя; извлечение необходимой информации; определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информаций.

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в группах, работать с картой края, наблюдать.

Ребята, давайте вспомним правила работы в группах.

Воспитанник:

1) Говорим вполголоса.

2) Один говорит, другие слушают.

3) Не перебивай выступающих.

4) С уважением относись друг к другу.

5) Разговор должен идти только о предмете задания.

Воспитатель: У вас у каждой группы на столе лежит карта ЯНАО с границами районов и флажки. Вы должны найти и отметить на карте по команде флажком.

- Удивительный уголок ЯНАО.

Край наш суровый и удивительный. Таких мест в мире очень мало и сегодня мы это докажем.

(Презентация 4 слайд)

Воспитатель: Посмотрите на карту ЯНАО.

- На что похоже?

Воспитанник: на треугольник.

Воспитанник: Длина треугольника около полутора тысяч км. А если измерить расстояние от вершины до основания треугольника, то потребуется рулетка далеко за две тысячи километров. Яма́л - полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой. Ландшафты полуострова представлены тундрой, на юге - лесотундровые участки. Многочисленны озёра. Полуостров слабо освоен человеком. Ведётся оленеводство, рыболовство. На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.

Воспитатель: Находим и отмечаем флажками всё, о чем будем сообщать вашим товарищам.

(Презентация 5 слайд)

Воспитанник:

Ямальский район. Расположен в северо-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа. На востоке он граничит с Тазовским районом, на юге - с Надымским районом, на юго-западе - с Приуральским районом, на западе и севере граница проходит по смежеству с акваторией Байдарацкой губы и Карского моря.

(Презентация 6 слайд).

Воспитанник:

Шурышкарский район. Площадь территории - 53 970 км². Основная река - Обь.

(Презентация 7 слайд)

Воспитанник:

Приуральский район. Площадь территории - 64150 км². Располагается по левую и правую сторону Оби, главной реки района, на Западно-Сибирской равнине (правобережье) и на восточных склонах Полярного Урала (левобережье).

(Презентация 8 слайд)

Нады́мский райо́н - административная единица в центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа России. Административный центр - город Надым (не входит в состав района). Образован в 1930 году, до 1972 центром района было село Ныда.

(Презентация 9 слайд)

Воспитатель:

Красноселькупский район. Район расположен в юго-восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Протяжённость с севера на юг составляет 500 км, с запада на восток - 350 км. Площадь 106 270 км². Имеются значительные запасы нефти и газа.

(Презентация 10 слайд)

Тазовский район. Площадь территории - 174 343,92 км². Расположен за Полярным кругом. Большая часть района располагается на Гыданском полуострове. Важное транспортное значение в районе имеют реки Таз, Пур, Обская Губа, Гыданская Губа, Тазовская губа.

(Презентация 11слайд)

Пуровский район получил свое название от реки Пур, в бассейне которой он и расположен. В переводе с ненецкого «Пур» - это большая, бурлящая и шумная река. Река Пур делит район на почти равные по площади лево- и правобережье. Протяженность района с севера на юг - более 600 километров. Южная граница с Ханты-Мансийским автономным округом тянется на 530 километров. Площадь территории района составляет 108,4 тысяч км².

Воспитатель: Ребята давайте проверим, как вы работали в группах. Посмотрите на карту. Если ваша группа без ошибок отметила все уголки природы Забайкальского края, поднимите желтый цветочек, если у вас было допущено 1-2 ошибки - синий цветочек, более двух ошибок - красный цветочек.

Молодцы, все хорошо работали.

(Презентация 12слайд)

Физминутка:

По родному краю
Дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас - зеленый луг (повороты)
Слева находится - лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух! (махи руками).

V. Первичное закрепление.

Цели:

  • Организовать выполнение воспитанниками самостоятельной работы на новое знание;

  • Организовать самостоятельную проверку по эталону;

  • Организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные УУД: учится работать в группе, формулировать собственные мнения и позицию; уметь решать конфликтные ситуации, применять, решать, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, соморегуляция, коррекция.

Воспитатель: Разнообразен и растительный, и животный мир Ямала.

Викторина "Угадай по описанию".

(Презентация 13слайд)

  1. Листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 20-70 (до 120) см, с приподнимающимися или распростёртыми побегами. Молодые побеги густо бархатистые или пушистые, позже почти голые, с тёмно-коричневой или красновато-тёмно-бурой корой. (Карликовая береза).

  2. В шишках этого дерева содержатся алкалоиды, дубильные вещества, фенолкарбоновые кислоты, флавоноиды, жирное масло, тритерпеноиды, алифатические спирты, стероиды. Кора содержит тритерпеноиды, дубильные вещества. Листья ольхи содержат провитамин А (каротин), витамин С, фенолкарбоновые кислоты, дубильные вещества, антоцианы. (Ольха серая).

  3. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые, иногда обращённые абаксиальной стороной вверх, с 2 килями на верхней и нижней стороне. Расположены спирально поодиночке, сидят на листовых подушечках. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. (Ель).

(Презентация 14слайд)

  1. Вечнозелёное дерево 20-25 (40) м высотой. Отличается густой, часто многовершинной кроной с толстыми сучьями. Ствол прямой, ровный буро-серый, у старых деревьев образует трещиноватую чешуйчатую кору. Ветвление мутовчатое. Побеги последнего года коричневые, покрыты длинными рыжими волосками. (Сосна сибирская кедровая).

  2. Устойчива к весенним заморозкам, очень устойчива к низким зимним температурам, нетребовательна к тепловому режиму вегетационного периода - именно поэтому широко распространена далеко за Полярным кругом. Единственное, которое сбрасывает хвою на зиму. (Лиственница).

(Презентация 15слайд)

  1. Часто разводится как декоративное дерево; плоды её идут в пищу, а тяжёлая, упругая, прочная древесина - для столярных изделий. Плоды потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Свежие плоды имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению горького гликозида сорбиновой кислоты, и горечь исчезает. (Рябина).

  2. Деревце, дерево или крупный кустарник высотой 0,6-10 м, крона удлинённая, густая. Кора матовая, чёрно-серая, с беловатыми чечевичками. Молодые ветви оливковые или вишнёво-красные. (Черемуха).

(Презентация 16слайд)

  1. Плоды - красные многосемянные шаровидные блестящие ягоды до 8 мм в диаметре, несущие на верхушке засохшую чашечку, кисло-сладкого вкуса. Семена красновато-бурые, слегка полулунной формы. Плоды созревают в августе - сентябре, после первых заморозков становятся мягкими и водянистыми (и не транспортабельными), могут перезимовать под снегом до весны, но весной ягоды падают от малейшего прикосновения. (Брусника).

  2. Этот вид встречается во всех регионах Северного полушария с умеренным и холодным климатом, в тундре, лесной зоне и верхнем поясе гор, нередко на болотах, торфяниках. Листья длиной до 3 см обратнояйцевидные или продолговатые, плотные, тонкие. Осенью лист краснеет и опадает, ягода может не опадать и оставаться на голых ветках до заморозков. (Голубика).

(Презентация 17 слайд)

  1. Плоды синевато-чёрные из-за воскового налёта или просто чёрные. Восковой налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию. (Черника).

  2. Группа цветковых растений семейства Вересковые, объединяющая вечнозелёные стелющиеся кустарнички, растущие на болотах в Северном полушарии. Ягоды съедобны, активно используются в кулинарии и пищевой промышленности. (Клюква).

  3. В древности называли «болотный янтарь», «очи болота», «болотный стражник». На севере укоренилось название «царская ягода». Народные названия: моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина. (Морошка).

(Презентация 18слайд)

  1. Имеет высокие стебельки, обычно возвышающиеся на 10-15 см, но иногда достигающие 40 см и более. Как и другие представители рода, имеет примитивный аналог проводящей системы, позволяющий воде и питательным веществам перемещаться по стебельку: некоторые клетки стебельков удлинены, лишены содержимого и соединены порами подобно трахеидам в ксилеме высших растений - они проводят воду. (Кукушкин лен).

  2. Хороший корм для северных оленей (зимой до 90 % их рациона). Необходим, в частности, потому, что является для них средством от кишечных паразитов. (Ягель).

(Презентация 19слайд)

  1. Является лекарственным растением, которое известно каждому. Хотя чаще всего мы знакомимся с ней не в целях лечения. В это время человечество уже давно заметило благотворное влияние на организм человека. Поэтому знахари и целители использовали её, чтобы помочь больному восстановить силы после тяжелой болезни или же успокоить человека при нервных расстройствах. (Ромашка).

  2. Применяют для лечения заболеваний кожи, при обезвреживании укусов ядовитых насекомых, а также растение очень хорошо помогает кормящим матерям при недостатке молока. Свойства настолько разнообразны, что делают это растение целебным, способным стимулировать работоспособность, устранять повышенную утомляемость и усталость. (Одуванчик).

  3. Улучшает такой показатель как свертываемость крови. Но это не единственное, что связано с кровью. Крапива заметно увеличивает количество гемоглобина, эритроцитов, тромбоцитов в крови, а также уменьшает концентрацию сахара. Чтобы укрепить волосы, а также усилить их рост, можно пользоваться отварами. (Крапива).

Воспитатель: «Игра со зрителями»:

Посмотрите на картинки и разгадайте ребусы.

(Презентация 20 слайд)

1)Полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой. (Ямал).

(Презентация 21 слайд)

2)Сторона света, соответствующая направлению на Северный полюс. (Север).

(Презентация 22 слайд)

3)Температура ниже 0 °C (точка замерзания воды) в окружающей среде. (Мороз).

(Презентация 23 слайд)

4)Группа цветковых растений семейства Вересковые, объединяющая вечнозелёные стелющиеся кустарнички, растущие на болотах в Северном полушарии. Ягоды съедобны, активно используются в кулинарии и пищевой промышленности.(Клюква).

VI. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: Организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение по описанию животных по картинкам.

Познавательные УУД: находить в тексте карточек необходимую информацию и работать с ней.

Воспитатель: Сейчас сыграем в игру "Угадай, кто это?". На столах лежат карточки с описанием животных. Вы должны соотнести его с картинкой и подобрать правильное описание к нужной картинке.

Отправляемся в животный мир.

  • Презентация 24слайд - Полярная сова, Белая куропатка, белоклювая гагара, глухарь.

Размах крыльев составляет в среднем 142-166 см. Окраска покровительственная: для взрослых птиц характерно белое оперение с тёмными поперечными пестринами. Белое оперение полярной совы маскирует её на фоне снега. (Полярная сова). Среди остальных курообразных выделяется ярко выраженным сезонным диморфизмом: её окраска различна в зависимости от времени года. Зимнее оперение у неё белое, а исключением чёрных наружных хвостовых перьев, с густо оперёнными ногами. (Белая куропатка). В зимнем наряде верхняя сторона взрослых светлее, чем у темноклювой представительницы этого же семейства, бурая с коричневатым оттенком, светлые вершинные полоски на плечевых и округлые белые пятна на спине более заметны. Граница между темно-бурым верхом и белым низом на боках головы и шеи размытая, вокруг глаза обширное светлое поле, у основания шеи не черноватое, а темно-бурое полукольцо. Клюв менее желтоват, чем летом, часто с темным оттенком у основания. (Белоклювая гагара). Крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. (Глухарь).

  • Презентация 25слайд - Гуменник, Малый лебедь, Журавль серый, Беркут.

Крупная птица буровато-серой окраски, напоминающий серого гуся. Клюв чёрный с оранжевой полоской посередине. (Гуменник). Очень похож на кликуна, но меньше ростом: длина тела 115-127 см и 170-195 см размах крыльев. Весит около 5-6 кг. Голос похож на голос кликуна, только тише и ниже. Кроме этого клюв имеет больше чёрного цвета, тогда как у кликуна наоборот, чёрный цвет присутствует лишь на кончике клюва. (Малый лебедь). Это крупная птица: высота около 115 см, размах крыльев 180-200 см; вес самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесистой местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы, подбородок, верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые. Затылок синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой. (Журавль серый). Одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Распространён в северном полушарии, где обитает преимущественно в горах, в меньшей степени на равнинных открытых и полуоткрытых ландшафтах. (Беркут).

  • Презентация 26слайд - Северный олень, Лось.

Мигрирующий вид. Благодаря постоянным миграциям лишайниковый покров не уничтожается полностью и успевает восстановиться. 90 % пищи для них составляют лишайники, поэтому они чуют ягель (основной продукт питания) даже под слоем снега. (Северный олень). У самцов огромные (самые крупные из современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога сбрасывает ежегодно в ноябре - декабре и ходит без них до апреля - мая. Самки безрогие. (Лось).

  • Презентация 27слайд - Волк, Бурый медведь, Росомаха.

Вид хищных млекопитающих из семейства псовых. (Волк). Хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. (Бурый медведь). Хищное млекопитающее семейства куньих. Зубы мощные, имеют острые грани. Волосяной покров у росомахи густой, длинный, грубый. Мех росомахи имеет коричневый или коричнево-черный окрас. (Росомаха).

  • Презентация 28слайд - Белый песец, Арктический беляк, Лемминг.

Хищное млекопитающее семейства псовых. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. По окраске различают обычного белого (зимой - чисто-белый, летом - грязно-бурый) и голубого. (Белый песец). В основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. Имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши - относительно короткие, это уменьшает отдачу тепла. (Арктический беляк). Относятся к отряду грызунов подсемейства полёвковых семейства хомяков. Плотное телосложение, короткие лапы и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Длина тела 10-15 см, длина хвоста - до 2 см, масса животного - 20-70 г. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. (Лемминг).

  • Презентация 29слайд - Бражник подмаренниковый, Стрекоза решетчатая.

Размах крыльев бражника 60 - 80 мм. Вечером в сумерках питается на цветках, ночью прилетает на свет. Дает два поколения: I - июнь - июль, II - август - сентябрь. Гусеница питается на подмареннике, кипрее, молочае. Окукливается в почве. (Бражник подмаренниковый). Взрослое насекомое достигает в длину от 45 до 55 миллиметров. Размах крыльев от 75 до 90 миллиметров. (Стрекоза решетчатая).

  • Презентация 30 слайд - Осетр, Муксун.

Род пресноводных, полупроходных и проходных рыб. Длина тела до 6 м (атлантический и белый), масса - до 816 кг.(Осетр). Пресноводная рыба из рода сигов семейства лососёвых. В длину достигает 0,75 м, весом до 8 кг. Встречается в реках Сибири, опреснённых заливах Северного Ледовитого океана, в озёрах на полуострове Таймыр. (Муксун).

(Презентация 31слайд)

Разгадаем кроссворд. Вспомните о чем мы с вами говорили:

  1. Относятся к отряду грызунов подсемейства полёвковых семейства хомяков. Плотное телосложение, короткие лапы и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Длина тела 10-15 см, длина хвоста - до 2 см, масса животного - 20-70 г. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. (Лемминг).

  2. Вечнозелёное дерево 20-25 (40) м высотой. Отличается густой, часто многовершинной кроной с толстыми сучьями. Ствол прямой, ровный буро-серый, у старых деревьев образует трещиноватую чешуйчатую кору. Ветвление мутовчатое. Побеги последнего года коричневые, покрыты длинными рыжими волосками. (Сосна сибирская кедровая).

  3. Плоды - красные многосемянные шаровидные блестящие ягоды до 8 мм в диаметре, несущие на верхушке засохшую чашечку, кисло-сладкого вкуса. Семена красновато-бурые, слегка полулунной формы. Плоды созревают в августе - сентябре, после первых заморозков становятся мягкими и водянистыми (и не транспортабельными), могут перезимовать под снегом до весны, но весной ягоды падают от малейшего прикосновения. (Брусника).

  4. У самцов огромные (самые крупные из современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога сбрасывает ежегодно в ноябре - декабре и ходит без них до апреля - мая. Самки безрогие. (Лось).

  5. Является лекарственным растением, которое известно каждому. Хотя чаще всего мы знакомимся с ней не в целях лечения. В это время человечество уже давно заметило благотворное влияние на организм человека. Поэтому знахари и целители использовали её, чтобы помочь больному восстановить силы после тяжелой болезни или же успокоить человека при нервных расстройствах. (Ромашка).

  6. Одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Распространён в северном полушарии, где обитает преимущественно в горах, в меньшей степени на равнинных открытых и полуоткрытых ландшафтах. (Беркут).

  7. Крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. (Глухарь).

Молодцы ребята! А теперь опишите слово, которое получилось по вертикали: «В древности называли «болотный янтарь», «очи болота», «болотный стражник». На севере укоренилось название «царская ягода». Народные названия: моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина. (Морошка)».

VII. Рефлексная деятельность.

Цель: организовать рефлексию и оценку воспитанниками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на занятии адекватной ретроспективной оценки.

Личностная УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности воспитателя.

Воспитатель: Что нового для себя открыли на занятии?

- Где ребята вам пригодятся полученные знания?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Каким способом?

Отгадайте напоследок еще одну загадку:

«Это свечение, возникающее в верхних слоях атмосферы вследствие их столкновения с заряженными частицами солнечного ветра. Зрелище, которое никого не оставляет равнодушным. Конечно, лучше всего увидеть это потрясающее природное явление своими глазами». (Северное сияние). (Презентация 32 слайд)

У вас на столах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали сегодня на занятии, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на занятии или наоборот скучно? Было ли для вас это занятие полезным? Всё ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вами больше подходит, и обведите его ручкой.

1. На занятии я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на занятии я доволен/недоволен.

3. Занятие для меня казался коротким/длинным.

4. Материал занятия мне понятен/непонятен.

5. Материал занятия полезен/бесполезен.

6. Материал занятия интересен/скучен.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто сегодня проявил на занятии активность.

А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на занятии.

Для кого показалось занятие коротким?

А для кого длинным?

Поднимите руки, кому все было понятно на занятии?

А кто считает, что занятие было интересным и прошел с пользой?

Я благодарю всех за активную работу на занятии.

(Презентация 33слайд).

Наше путешествие подходит к концу.

Продолжите изучать свою природу, свою малую Родину, любите её и защищайте, и помните, что именно от вас зависит, каким наш край Ямальский будет в будущем.



Список литературы

1. В.А. Верясова. "Приглашаем на урок" 2 класс. Издательство "Учитель". 2011.

2.Г.Р. Граубин. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. - Чита: Экспресс-издательство, 2008. - 192 с.

3.С.П. Казачкова, М.С. Умнова. "Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности".- Москва. ООО "Планета". 2012.


© 2010-2022