МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ ВО Бутурлиновская школа-интернат VIIIвида





ДОКЛАД

ТЕМА: МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ









Подготовила: Шульгина Яна Александровна















БУТУРЛИНОВКА 2016 ГОД

Подготовка домашних заданий в условиях школы - интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающим у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем - дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса, ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой при-нуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями (К.Д.Ушинский).

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует помнить что самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Результат самоподготовки зависит:

-1. От учителя - насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

-2. От организации самоподготовки воспитателем.

Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспита - теля в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы.

Метод воспитания (от греческого "методос" - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования.

В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж.

Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Вышеизложенные методы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности.

Методы формирования сознания:

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся различать хорошее от плохого,

Беседа - это метод, связанный с диалогом, т.е. главное в беседе - взаимодействие, поэтому беседа предполагает активное участие не только взрослого, но и самого ребёнка.Беседа - это привлечение самого ребёнка к формированию у него определённых суждений, оценок.

Разъяснение - это, своего рода, тоже рассказ, но более развёрнутый, и поясняющий вещи или явления непонятные ребёнку. Этот метод воспитания почти постоянно используется с дошкольниками. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают как и в какой ситуации надо поступать.

Метод проблемного изложения или обучения (проблемное обучение состоит в том, что в процессе решения системы проблем и проблемных задач происходит творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирования активно, творческой, сознательной личности. Основными понятиями концепции проблемного обучения является «проблемная ситуация», «проблема» и «проблемная задача»).

Метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: "Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?" является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Успех самоподготовки определяется следующим:

  • к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);

  • целесообразной регламентацией времени;

  • строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия (воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.) наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

КОНТРОЛЬ.

Проконтролировать выполнение домашней работы по всем предметам одному воспитателю сложно. Поэтому важно использовать в работе различные виды контроля. Всем известно, что есть дети, которые требуют постоянного контроля, и есть дети которым контроль почти не нужен. И в тоже время мы не можем особо выделять одного ребёнка или группу детей. Контролировать письменные задания легче, наличием письменной работы, устные предметы сложнее, поэтому можно использовать самоконтроль, взаимоконтроль, доверие.

Самоконтроль как в отношении одного предмета, так и всей домашней работы, как в отношении всего класса, так и одного ученика. В начале самоподготовки воспитатель выдаёт детям карточки, на которых указаны предметы. В конце воспитанники самостоятельно выставляют предполагаемую оценку по каждому предмету, на которую, как они считают, они готовы. Эффективность зависит от воспитателя: важно после получения детьми оценок подвести итог, проговорить результаты на следующий день. Иногда дети оценивают себя объективно, но бывает, что и занижают или завышают результат. Такая форма помогает сформировать ответственность за свои поступки, за свою деятельность и умение предвидеть результат. Данный вид эффективен в среднем и старшем звене.

Взаимоконтроль применяется в младшем и среднем звене в большей степени. Особенно там, где организована работа по группам. Эффективен он по устным предметам: воспитанники проверяют по парам и отчитываются воспитателю о готовности. Взаимоконтроль неэффективно применять по всем предметам.

Доверие - название для детей, а воспитатель проводит скрытый контроль. Воспитанники самостоятельно готовят задания, но воспитатель прослеживает оценки за домашнюю работу. Такой вид развивает чувство ответственности за выполняемую работу, помогает развивать навыки самостоятельного труда. Очень часто повышается успеваемость, меняется отношение к учёбе. Проводить такой контроль можно с одним учеником или со всем классом, от одного дня и до четверти. Важно чтобы в доверии были не только ударники, но и более слабые дети. И важен общий подход, полученная двойка не даёт право на доверие, и его нужно вновь зарабатывать. Пользоваться такой формой следует с начальной школы, так как он является сильнейшим стимулятором формирования у воспитанников адекватного отношения к учёбе.

Можно применять на одной самоподготовке разные виды контроля, в зависимости от предмета и задания. Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребенка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем. Данные методы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Воспитатель оценивает работу по выполнению домашнего задания, т.е. деятельность, а не результат. Аккуратность, внимательность, планомерность работы, умелое сочетание времени. Таким детям, которые не справились, необходимо посоветовать обратиться к учителю, но с черновиками решений, выполнения заданий. От итога самоподготовки зависит, с каким настроением, чувством дети придут на следующую самоподготовку. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку воспитателя, даже если он не справится с заданием.

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированность, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.



© 2010-2022