Программа внеурочной деятельности Мир вокруг меня

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Программа «Мир вокруг меня» разработана с использованием методического конструктора (Д.Григорьев, П.Степанов).

Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- М.: «Просвещение», 2011.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 1999

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В. Бианки

В современном обществе каждый человек живёт в своём мире.

Для одних - это любимые игрушки, фильмы или заветные места, города, а для других - это внутренний мир, его мысли, чувства, мечты. Каждый человек индивидуален и имеет право выбирать свой мир, в котором он хочет жить. Человека почти всегда что-то привязывает к жизни, если такой опоры нет, то у него нет цели в жизни, нет того, кому он мог быть полезным. Такой человек чувствует себя никому не нужным, он лишён радости от результатов своей деятельности. Отсюда и наркомания и суицид среди подростков. Важно создать пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка, и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Надо поддерживать его стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других. Программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг меня" рассчитана на 68 часов, ориентирована на обучающихся 5 - 6 классов и реализована как индивидуально, так и с отдельно взятым классом или группой.

Занятия проводятся в форме бесед, различных видов игр, дискуссий, поисковых исследований.

Отличительные особенности программы:

● программа способствует созданию благоприятных условий для разностороннего раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, что не всегда удаётся создать на уроке; развитию у детей интереса к творческому созиданию; желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; умению рационально организовывать своё свободное время.

● ведущий вид занятий - игра, тренинги, беседы.

● в ходе реализации программы обучающиеся получают знания и формируют умения общения в социуме.

● к реализации данной программы можно привлекать педагога - психолога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся.

Основная цель программы - создание условий для многогранного развития и социализации обучающихся, формирования их гражданской позиции, устойчивых мировоззренческих взглядов.

Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.

Обучающие:

● овладения знаниями о социальных нормах поведения жизни человека.

● знакомство с национальными семейными традициями. Усвоение и сохранение традиций своей семьи.

● формирование знаний о базовых общечеловеческих ценностях (человек, семья, Отечество, гумманизм, знания, труд, культура).

Развивающие:

● развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем, формирование коммуникативной культуры.

● развитие творческих способностей учащихся.

● развитие умения работать с информационными источниками, обрабатывать информацию.

Воспитательные:

● воспитание социально активной и функционально грамотной личности.

Для реализации программы «Мир вокруг меня» используются следующие виды

деятельности.

● Игровая. Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения и создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка.

● Проектная. Данный вид деятельности решает воспитательные задачи: рост ответственности подростков за свой муниципалитет; формирование ощущения наполненности жизни значимыми вопросами и делами, реализацию потребности социальной активности.

● Проблемно-ценностная. На занятиях школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на взаимоотношения, складывающиеся в подростковой среде, семейном социуме, обсудить некоторые положительные и отрицательные моменты взаимоотношений, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников.

● Коммуникативная. На занятиях организуются условия для постоянного взаимного общения обучающихся: рассмотрение ситуаций, анализ деятельности, участие в дискуссиях, в социальном проекте.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».

Центральное новообразование отрочества - чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы - самосознания.

Данная программа построена на использовании трех типов игр, каждый из которых направлен на формирование определенных результатов:

Первый тип - игра с ролевым акцентом - будет обеспечивать достижение воспитательного результата первого уровня. Тема "Одноклассники, сверстники, друзья" рассматривается через ролевые игры, способствующие приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни, формированию позитивных взаимоотношений в подростковой среде.

Второй тип - игра с деловым акцентом - основана на социальном варианте и способствует приобретению школьниками знаний о семейных традициях, ее особенностях, понимания социальной реальности повседневной жизни. Участие в работе над составлением генеалогического древа своей семьи, что позволяет сформировать значимое для подростка чувство коллективного и ндивидуального авторства.

Третий тип - социально-моделирующая игра - способствует приобретению опыта самостоятельного общественного действия. На этом этапе школьники принимают участие в проекте и приобретают опыт самостоятельного вида общественной деятельности.

Учебно-тематический план на 5 класс


Тема раздела

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

по плану

по факту

Одноклассники, сверстники, друзья.

11

Речевой этикет (6 часов)

1.Разговор о разговоре. Что такое речевой этикет. Разбор жизненных ситуаций по общению.

1

2.Знакомство. Приветствие. Телефонный разговор.

1

3.Извинение. Просьба. Поздравление.

1

4.Презентация «Правила этикета».

1

5.Ролевые игры. Этикет.

1

6.Викторина «Что я знаю об этикете и чему могу научить других».

1

7.Мои друзья (5 часов).

«Я и мои друзья». « Друзья мои, прекрасен наш союз!», « Давайте жить дружно!»

1

8. «Мы такие разные и этим интересны друг другу»

1

9. «Настоящий друг», Деловая игра «Друг - это…», «Ищу друга».

1

10. Этический диалог «Как я могу повлиять на поступки моих сверстников».

1

11. «Я выбираю доброжелательность».

1

Семья.

10

12. Семейный уклад. Традиции семьи в традициях страны.

1

13. Семья в современном обществе.

1

14. Час общения: «Я и моя семья», «На мир смотрите добрыми глазами» (нравственные отношения в семье)

1

15. Генеалогическое древо. Универсальное древо семьи.

1

16. Инструкция по оформлению родословной.

1

17. Презентация родословной.

1

18. Презентация родословной «Загляните в семейный альбом»

1

19. Письмо другу «Моя счастливая семья».

1

20. Быть родителем - особое искусство.

1

21. Совместный отдых с родителями.

1

Общество.

12

Человек и природа. ( 2 часа)

22. Природа, человек, общество. Проблемы взаимодействия. Человек и общество.

1

23. Быть здоровым - это здорово!

1

Человек среди людей (4 часа)

24. Человек, индивид, личность. Игра - дискуссия «Толерантен ли ты?» Беседа о толерантности.

1

25. «Счастье, когда тебя понимают». Игра «Человек и закон», «Вокруг тебя - Мир», час общения «Человек среди людей».

1

26. Законы общения. Каким человеку следует быть. Час общения «Добро. Зло. Толерантность»

1

27. Я в мире… Мир во мне… «Разговор о человеке, воспитанности, счастье».

1

28. Проект «Мир профессий» (5 часов).

Что я знаю о мире профессий. Рисуночный тест.

1

29. Личность и самоопределение.

1

30. Моя будущая профессия».

1

31. Ошибки при выборе профессии.

1

32. Презентация «Что я узнала о мире профессий».

1

33.Итоговое занятие. Рефлексия.

1

34. Экскурсия.

1

Итого

34

Учебно-тематический план на 6 класс

Тема раздела

кол-во часов

дата проведения

примечание

по плану

по факту

Одноклассники, сверстники, друзья.

11

1

Этикет - искусство жить.

1

2

Вы любите делать подарки?

1

3

Учимся ходить в гости и встречать гостей.

1

4

Я глазами других. Диагностика.

1

5

Злость и агрессия.

1

6

Как превратить недостатки в достоинства.

1

7

Притча «Не слушайте мнение окружающих».

1

8

Ожерелье доброты. Сказка - погружение.

1

9

Слова, как стрелы. (Ругань под запретом).

1

10

Выставка «Мир моих увлечений»

1

11

Почему я себе не нравлюсь?

1


Семья.

10

12

Игра - Дом «Счастья» (о семье)

1

13

Благодарил ли ты?

1

14

Ценности трех поколений. Встреча с интересными людьми

1

15

Познай себя и ты завоюешь мир.

1

16

Семейные обряды.

1

17

Мудрые заповеди предков.

1

18

Диспут «Мои «хочу» и мои «могу»».

1

19

Без привычек вредных жить на свете здорово.

1

20

Можно ли купить здоровье.

1

21

Алкоголь и человечество. Кто победит?

1


Общество

12

22

У нас нет запасной планеты.

1

23

Природа не прощает ошибок.

1

24

Дискуссия «Мы и будущее».

1

25

«Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин».

1

26

Твори добро без шума.

1

27

Все люди под одним небом живут. Час общения

1

28

Духовные опасности нашего времени (секты, магия, оккультизм)

1

29

Почему подросток совершает преступление.

1

30

Притча про кувшин.

1

31

Семь чудес света. Презентация.

1

32

Горячие точки планеты Земля.

1

33

Диагностика учащихся. Анкетирование.

1

34

«Прикоснуться к вечному»- экскурсии, поездки, походы

1



Информационно-методическое обеспечение программы

раздел программы

формы занятий

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

дидактичес-кий материал

техническое оснащение занятий

формы подведения итогов

1

Одноклассники, сверстники, друзья

традиционн-ое занятие, комбиниро-ванное занятие, лекция, тренинг, игра (деловая, ролевая)

Приемы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог

Методы: словесный, наглядный, практический

Таблицы,

схемы,

плакаты,

картины,

фотографии.

Компьютер,

телевизор,

магнитофон.

Опрос,

презентация

творческих

работ

2

Семья

Практичес-кое занятие,

мастерская,

гостиная,

дискуссия,

диспут

Приёмы: беседа,

анализ текста,

музыкального

произведения,

показ

видеоматериалов

, иллюстраций

Методы:

репродуктив-

ный, частично-

поисковый,

исследовательск-

ий

Дидактичес- кие карточки,

памятки,

раздаточн-ый

материал,

видео-записи,

аудио-записи.

Декорации,

микрофоны,

компьютер

Открытое

занятие для

родителей,

концерт,

экзамен,

выставка,

конкурс

проектов

3

Общество

Турнир,

деловая

игра.

Приёмы: беседа

наблюдение,

работа по

образцу, игры

Методы:

коллективно-

групповой,

практический,

наглядный

Научная и

специаль-ная

литерату-ра,дидак-тические

карточки.

Компьютер,

телевизор.

Анализ работ,

самоанализ

Список литературы

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

3. пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

4. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия "Здравствуй, школа!". Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.

5. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

6. К о м а р о в а Т.С., С а в е н к о в А.И. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

7. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2003.

8. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 - 1998г.

9. Парсонс Г.Л. Человек в современном мире / Пер. с англ., под ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985

10. П а х о м о в а Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2003.

11. Сгибнева Е.П. Классные часы / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. - Изд. 5-е, исправл. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.С е р г е е в И.С. Как организовать проектную

деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2003.

12. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 - 1994г

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня.

Учащиеся приобретут социальные знания о нормах этики и морали, значимых правилах общения с людьми разных возрастных групп, базовых общественных ценностях: дружбе, уважении, гуманизме, моральной и правовой ответственности за совершенный поступок; сформируют навык коллективных действий. Работа по созданию итогового продукта способствует развитию творческих способностей и позволит получить навык в работе в социуме.

2.Результаты второго уровня.

Учащиеся приобретут знания о семейных традициях, о способах организации быта и досуга людей разных национальностей. Школьники углубят знания по истории собственной семьи. Начнут работу по созданию генеалогического древа семьи, которая может быть продолжена в дальнейшем. Деятельность над итоговым продуктом будет способствовать активному сплочению

классного коллектива, коллектива родителей. Ученики получат навыки самообразования и работы, проводимые на данном этапе позволят сформировать умения по взаимной оценке продуктов, созданных сверстниками, публичных выступлений, коммуникации в общении.

3. Результаты третьего уровня.

В результате самостоятельных социальных действий, выполненных в результате реализации проекта, учащиеся приобретут разнообразные знания: социальных действий и взаимодействий, проектной деятельности и ее значимости. Научатся выстраивать взаимоотношения с людьми, устанавливать и развивать коммуникативные связи.

Отслеживание результатов обучения.

Объектом личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока.

Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои

достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

Смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.

Морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

В основе оценивания лежат следующие принципы:

  • важность;

  • объективность;

  • открытость;

  • простота.

Формы оценивания должны быть просты и удобны в применении. Оценивается не сам ученик, а его деятельность. Отслеживание определенных результатов внеурочной деятельности обучающихся возможно через:

  • портфолио обучающегося;

  • ведение дневника, в котором указываются направления и результаты деятельности;

  • участие школьников в творческих конкурсах.

Главная цель - показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе. .

Важную роль в развитии школьника имеет умение давать самооценку собственной деятельности.

Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Именно самооценка учеников помогает учителю собирать максимально много полезной оценочной информации, в частности о затруднениях обучающихся на разных этапах выполнения проекта, что позволяет делать содержательную коррекцию образовательного процесса.

Правильно организованная рефлексия позволяет создать положительный настрой, способствующий дальней успешной деятельности обучающихся.

© 2010-2022