Методические указания к проведению антинаркотического марафона У жизни нет черновиков

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ «ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»













АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ МАРАФОН



У ЖИЗНИ НЕТ ЧЕРНОВИКОВ










Перевоз,

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Методические рекомендации к проведению антинаркотического марафона «У жизни нет черновиков»……………………………………………………..4

Анкета на знакомство…………………………………………………………..6

Анкета на выявление группы риска…………………………………………..7

«Спасибо, нет!», в типичных ситуациях, связанных с употреблением ПАВ………………………………………………………………………………9

Молодежь и взрослые говорят «Спасибо, нет!»……………………………….10

«Спасибо, нет!» в группе ровесников…………………………………………10

Пантомима «Нет, я не иду с вами»……………………………………………11

Деловая игра «Судебное разбирательство»…………………………………12

Тренинг «У жизни нет черновиков»………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………21



Пояснительная записка

Употребление психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Так как лечение наркомании сегодня является вопросом разработанным только в общих чертах, ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, в первую очередь - среди молодежи.

Антинаркотический марафон «У жизни нет черновиков» разработан участниками волонтерского объединения «ОстровОК» ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» в целях активизации и повышения качества работы по профилактике наркомании в условиях образовательной организации и продвижения идеи здорового образа жизни среди молодых людей, студентов и школьников.

Мероприятие включает в себя ряд упражнений, интерактивных занятий, тренингов направленных на формирование у молодых людей установки на отказ от употребления ПАВ. Марафон проводится в течение 2 дней. В роли ведущих выступают активисты студенческого волонтерского объединения «ОстровОК». Волонтеры распределяются по учебным группам и проводят мероприятия по единому сценарию.

В общей сложности мероприятиями антинаркотического марафона было охвачено более 400 обучающихся и волонтеров.


Методические рекомендации к проведению антинаркотического марафона «У жизни нет черновиков»

Цель: повышение духовного уровня обучающихся колледжа, формирование ответственного поведения, охраняющего здоровье и жизнь студента

Задачи:

- формирование антиалкагольных и антинаркотических установок;

- развитие навыков межличностного игрового общения;

- развитие у обучающихся способности к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях;

- вовлечение обучающихся в бесконфликтное противостояние внешнему воздействию ровесников и взрослых;

- развитие независимости и личной ответственности.

Методика подготовки мероприятия:

Подготавливая мероприятие, необходимо определить ее цели и задачи. Некоторые задачи дидактических мероприятий как части общей методики воспитания в трезвости можно сформулировать в виде заданий, которые определяют конкретные действия учащихся.

Примерный их перечень:

  • подготовка и проведение интервью, бесед в определенных кругах;

  • оформление плакатов, пропагандирующих трезвый образ жизни;

  • разработка предложений по корректировке юридический норм, касающихся наказания правонарушителей, находящихся в нетрезвом состоянии;

  • организация выставки на тему, связанную с проблемами алкоголя, наркотиков, СПИДа.

Конечно, за этим должны стоять цели, которые в более общей форме формируют знания обучающихся» и принципы их поведения.

Необходимо помнить, что каждое упражнение может иметь отрицательный эффект, если оно преподнесено с нарушением условий, без учета подготовленности и других особенностей аудитории.

Избегайте решений, которые могут вызвать отрицательные эмоции (например, инсценировка, показывающая смерть, которая является следствием потребления наркотиков).

Избегайте постановок, в которых подростки подражают поведению нетрезвых и больных лиц, вызывающих смех.

Разрабатывая правила мероприятия и ролевые функции, необходимо обратить внимание на особенности характеров участвующих в ней лиц. Это становиться очень важным, когда речь идет о формировании антиалкогольных и антинаркотических установок у подростков. Важен не только возраст учеников и степень их общего, эмоционального и социального развития, но их принципы, знания и опыт, связные с этими проблемами. Учесть такие факторы довольно сложно, так как по разным причинам учащиеся скрывают их. Поэтому, разрабатывая мероприятие, необходимо как можно больше узнать об аудитории различными путями (например, посредством анкетирования, бесед, викторин и т.д.) Планируя мероприятие, стоит избегать таких элементов, которые бы поставили учеников в ситуацию замешательства или могли бы вызвать стресс вследствие личного негативного опыта некоторых из них.

Письменные сценарии и характеристики главных ролей лучше представлять в краткой форме, чтобы пробудить подростков к творческой импровизации.

Роли стоит описывать в форме второго лица, например: «Ты - полицейский и задержал пьяного водителя…» Описание роли должно содержать в себе достаточно информации, чтобы участвующие могли понять принципы мероприятия и цели, которые они должны реализовать. Необходимо, чтобы в сценарии были четко определены условия мероприятия, мотивы и цели поступков героев, их основные черты и краткое, предваряющее мероприятие описание событий.

Желательно, чтобы последняя реплика в сценарии заканчивалась вопросом типа: «Твой приятель наливает тебе на вечеринке уже пятый фужер вина. Чего он хочет и какова будет твоя реакция?»

По окончанию сценария необходимо вывести ребят из разыгрываемых ими ролей, например: « Мероприятие окончено, теперь вы снова Маши, Пети, Ольги».

Результаты мероприятия следует обсудить. Такое обсуждение должно охватывать вопросы или проблемы, которые непосредственно связаны с целями мероприятия. Не стоит тщательно планировать ход дискуссии, так как при этом можно утратить искренность и естественность. Однако полезно подготовить список вопросов, которые могли бы развивать и поддержать дискуссию в критический момент.

Содержание упражнений и тематических блоков

  1. Анкета на знакомство.

Цель: знакомство с другом.

Вспомогательный материал: анкета со следующими вопросами:

  1. У кого такой же цвет глаз, как и у тебя?

  2. Кто родился в том же городе, что и ты?

  3. У кого дома не кто не курит?

  4. У кого такой же знак зодиака, как и у тебя?

  5. Кто любит петь, принимая душ?

  6. Кто любит такой же десерт, что и ты?

  7. У кого знакомые живут за пределами России?

  8. У кого в имени больше 7 букв?

  9. Кто любит делать физические упражнения?

  10. Кто смотрит телевизор меньше 5 часов в сутки?

  11. Кто умеет косить глазами?

  12. Кто считает, что не нужно стыдиться слез?

  13. Кто ходит в колледж в одиночестве?

  14. У кого в семье больше 6 человек?

  15. Кто самый младший в семье?

  16. Кто любит читать?

  17. Кто хотел бы написать книгу и о чем?

  18. Кто знает два иностранных языка?

  19. Кто зарабатывает деньги?

  20. У кого дома есть какое-нибудь животное?

  21. Кто смотрел один и тот же фильм по крайней мере 3 раза?

  22. Кто любит готовить?

  23. Кто любит смеяться?

  24. Кто любит помогать другим?

В ходе свободного общения обучающиеся стараются определить, кто соответствует критериям, определенным в анкете.

  1. Анкета выявления групп риска

Эта тема может прорабатываться в различных вариантах, более или менее расширенных, поэтому время может меняться.

Цель: создание оптимальной анкеты и проведение на ее основе исследований по вопросам причин и способов употребления алкоголя в школе, ближайшем подростку окружении.

Методы: обсуждение проблем в малых группах, дискуссия, анкетирование.

Действия учеников: заполнение предварительной анкеты, касающейся способов и причин употребления спиртного, проведение интервью, проведение опросных исследований.

Дидактические средства: предварительная анкета, которая может быть использована в качестве примера при разработке о способах и причинах употребления алкоголя.

Ход мероприятия

  1. Обучающиеся заполняют предварительную (программную) анкету на тему употребления алкоголя. Следует подчеркнуть, что заполнение анкеты происходит на добровольной основе. Оставляется один незаполненный образец анкеты (в качестве примера).

  2. Поставить цель перед обучающимися: создать более совершенную анкету и провести на ее основе анализ способов и причин употребления алкоголя в ближайшем к обучающимся окружения, в колледже.

  3. Поделить группу на малые подгруппы.

  4. Работая в малых группах, ребята составляют свои собственные вопросы для анкеты, а затем сравнивают с программной анкетой. После работы в малых группах начинается общая работа. Ее целью является разработка анкеты одного вида. На основе этой анкеты они проводят интервью со своими друзьями, родственниками, знакомыми.

  5. Затем, после сбора анкет, подготовленных самими обучающимися, поделить класс на три группы, дав каждой из один экземпляр незаполненной анкеты.

3. «Спасибо, нет!», в типичных ситуациях, связанных с употреблением ПАВ

Цель:

  1. Определить и проанализировать несколько типичных ситуаций, связанных с употреблением наркотиков;

  2. Осознать, что употребление наркотиков в нашем обществе является реальностью, а не мифом.

  3. Понять причины и следствия употребления наркотиков, вытекающие из убеждения:

- наркотики доставляют приятные ощущения, улучшая самочувствие, заглушают душевную боль;

- наркотики помогают человеку раскрепостится, устанавливать контакты различного рода;

- наркотики отвлекают от работы, учебы, решения насущных проблем;

- наркотики разрушают здоровье, семью, дружбу, любовь и будущее.

4) Обдумать возможные последствия отказа от наркотиков в нескольких типичных ситуациях.

Ведущий делит группу на 3 подгруппы, состоящие из 5-6 человек . Каждой группе дается комплект картинок и таблица для заполнения. Задание: анализируя картинки, заполните таблицу.

Обучающиеся выполняют задание.

Представители микрогрупп групп показывают всем участникам полученные результаты.

Дискуссия с участием всей группы.

Определение выводов.

4. Молодежь и взрослые говорят «Спасибо, нет!»

Цель: знакомство с аргументами, которые можно использовать, отказываясь от наркотиков

Ведущий предлагает группе провести дискуссию на тему «Какими аргументами можно воспользоваться отказываясь употреблять наркотики, когда на человека оказывается давление.

Представленные группе аргументы записываются на доске, а потом на листочках, которые сохраняются как документ. Накануне, ведущий предложил обучающимся, чтоб они провели интервью с родителями или другими взрослыми на тему «Как взрослые в компании отказываются пить спиртное» и на занятии обучающиеся представляют результаты исследований и на их основании составляют список аргументов, переводя их с отказа от алкоголя на отказ от наркотиков.

Ведущий начинает дискуссию со следующих вопросов:

- какие аргументы встречаются в обоих списках?

- Чем отличаются списки?

- Как молодые люди могут оказаться от употребления ПАВ в компании?

- Какие аргументы были представлены женщинами?

- Какие аргументы были представлены мужчинами?

- Какие аргументы на Ваш взгляд наиболее эффективны?

5. «Спасибо, нет!» в группе ровесников

Цель: найти причины, по которым молодые люди должны отказаться от наркотиков.

Упражнение проходит в виде игры в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всей группы.

Задания:

  1. Проанализировать случай употребления наркотика подростком 16 лет;

  2. Самостоятельно предположить, что могло стать причиной употребления наркотика в данном случае;

  3. В ходе обсуждения высказать предположения относительно фактов употребления наркотиков среди студентов и школьников.

6. Пантомима «Нет, я не иду с вами»

Цель: научить говорить «нет» в рискованных ситуациях.

Вспомогательные материалы: подготовленные заранее реквизиты, сценарные заготовки.

Методы: исполнение ролей, дискуссии.

Задание: подготовить и разыграть короткие сценки-пантомимы, отработать жесты, выражающие предложение принять наркотик (или другое ПАВ) и отказ.

Фаза 1. Представление.

На занятии каждая группа поочередно представляет свою сценку. Остальные должны угадать, какие причины отказа выражаются с помощью мимики, жестов и действий актерами. Эти причины записываются.

Фаза 2. Дискуссия.

На основе составленного списка причин проводится дискуссия по следующим вопросам:

- Какие причины чаще всего называли в игре актеры, изображая отказ?

- Какие причины отказа, чаще всего, использовали девушки?

- Какие причины отказа, чаще всего, использовали юноши?

- В чем суть «мужских» и «женских» отказов?

- Могут ли быть еще использованы какие-либо причины отказа?

- От чего зависит эффективность отказа?

Важно, чтобы дискуссия была искренней.

8. Деловая игра «Судебное разбирательство»

Цель: знакомство с процедурой и принципами судебного разбирательства

Метод: дидактическая игра.

Подготовка судебного процесса может стать для подростка возможностью обуждения вопроса, посвященного употреблению алкоголя и наркотика, возможностью знакомства с системой правосудия и законов, связанных с употреблением ПАВ. План предусматривает распределение ролей между 12-20 участниками и воссоздание событий, связанных с правонарушением и преступлением, совершенным в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. В ходе инсценировки судебного разбирательства обучающиеся имеют возможность познакомиться со специальными материалами, касающимися юридических вопросов, медицинских и уголовных проблем.

9. Тренинг «У жизни нет черновиков»

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи:

  1. Повышение уровня информированности обучающихся о проблеме наркомании;

  2. Изменение отношения обучающихся к наркомании;

  3. Умение сказать "Нет" наркотикам;

  4. Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.

Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация "Да здравствует жизнь!", мяч, бейджики, яркие надписи с утверждениями: "Совершенно не согласен", "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Не имею точного мнения", кактусы (2) карандаши, кисти, краски, чистый лист формата А1, ромашки (по числу участников), памятные открытки.

Оформление: Сцена украшена символикой мероприятия, по 4 сторонам зала развешены утверждения, расставить по кругу стулья для участников мероприятия.

Место проведения: Просторное помещение или зал.

Рекомендации к проведению: В качестве экспертов на мероприятие рекомендуется пригласить представителей наркоконтроля, правоохранительных органов и других заинтересованных структур города. В тренинговых занятиях и играх кроме непосредственных участников (студентов), рекомендуется участие всех присутствующих педагогов и волонтеров.

ПЕРЕКЛИЧКА ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, мы очень рады приветствовать вас ! А начнем мы с разминки. Встаньте, пожалуйста в круг.

РАЗМИНКА

Участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны в бейджики.

Ведущий: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить и о серьезном. А собрались мы здесь чтобы поговорить об одной очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не дадим вам скучать и очень постараемся, чтобы вам было очень интересно.

А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность. Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок - минимальная оценка, ладошка - максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов.

ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА "ЛАДОШКИ"

Участники поднимают руки и, по мере своего состояния показывают ладошки - те, кто готов к участию в мероприятии, кулачки - те, кто к участию в мероприятии не готов. Тренер оценивает работоспособность группы.

Ведущий: Спасибо! Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Теперь я приглашаю вас к нашему столу заседаний. И объясняю правила нашего сегодняшнего мероприятия.

  1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;

  2. Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.

  3. Вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге является закрытой и не разглашается.

  4. Если ты хочешь высказаться - подними руку и тебя обязательно выслушают;

  5. Если тебе что-то не нравится, предложи - как сделать лучше.

  6. Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;

Ведущий: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

ИГРА: "ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ"

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

  5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

  6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных частях нашей комнаты. Прочитайте их.

ИГРА "СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ"

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения". Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

  1. Наркомания - это преступление.

  2. Лёгкие наркотики безвредны.

  3. Наркотики повышают творческий потенциал.

  4. Наркомания это болезнь.

  5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

  6. Наркомания излечима.

  7. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

  8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

  9. Наркоман может умереть от СПИДа.

  10. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

  11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

  12. Наркоман может умереть от передозировки.

  13. Продажа наркотиков не преследуется законом.

  14. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

  15. Наркоманы - это не люди.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАРКОКОНТРОЛЯ

Ведущий: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного. Давайте поблагодарим… .. за поучительную информацию. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.


МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ

ИГРА "НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…"

Всем, начиная со взрослых ведущий кидает мячик со словами "Никто не знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.

Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

ИГРА "АССОЦИАЦИИ"

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». При замешательстве участников, можно прибегать к помощи взрослых ассистентов.

Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие. Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

ИГРА "МАРИОНЕТКИ"

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".

ИГРА "ОТКАЗ"

Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  1. Знакомый просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.

  2. Друг просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

  3. Одногруппник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

  4. Одногруппник предлагает попробовать наркотик "за компанию".

  5. Одногруппник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

  6. Одногруппник просит достать для него наркотик.

Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены на сегодняшний день и информацией и психологической зарядкой нашего уважаемых специалистов и взаимной поддержкой друг друга. Скажите, вы готовы подставить другу свое плечо в беде?

Участники отвечают.

Ведущий: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана?

Участники отвечают.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…

ИГРА "ПОРТРЕТ НАРКОМАНА"

На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди участники рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?

Участники отвечают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущий: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать "Нет!" наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

ИГРА "ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!"

Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка.

Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!





Список использованной литературы

  1. Свиридов А.Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога. Волгоград. 2011

  2. menobr.ru/

19


© 2010-2022