Разработка выступления на родительском собрании Духовная культура страны

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СТРАНЫ»

Что я делаю на свете?
- Слушаю свою Душу.

[Марина Цветаева]

©1 Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно, и остаются непрочны в нем?

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

©2- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые зачатки, они выставляют их напоказ, и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

©3 Наша гимназия вот уже 25 лет воплощает в жизнь авторскую модель «Школа воспитания искусством», так как характер её функционирования и развития наряду с общеобразовательными предметами определяет музыкальное направление деятельности образовательного учреждения. На протяжении последних 3-х лет мы работаем над методической проблемой «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося как результат организации социально открытого образовательного пространства»

©4 И вся работа нашего педагогического коллектива направлена на то, чтобы пробуждать и развивать творческое мышление обучающихся на основе углубленного изучения предметов музыкального цикла, освоения компетентностного подхода к содержанию и структуре общего образования. Педагогический коллектив убеждён, что воспитание искусством и через искусство - наиболее эффективный и действенный путь гуманизации образования, возрождения духовности молодого поколения.

©5Духовная культура нашей страны имеет глубочайшие корни. Значимую часть её составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т.д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.

Стратегически важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие: ©6

  1. Мировоззренческие ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.

  2. Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.

  3. Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.

  4. Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.

По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса, и именно этот кризис является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:©7

  1. Засилье продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;

  2. Противоправные посягательства на объекты культуры;

  3. Попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;

  4. Пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Нам представляется, что к числу этих угроз необходимо также добавить следующие весьма важные угрозы:©8

  1. Распространение философии потребительства в российском обществе в ущерб его духовному развитию;

  2. Девальвация традиционных культурных и нравственных ценностей России;

  3. Социальная несправедливость в современном российском обществе и недопустимо высокий уровень социального расслоения, которые препятствуют достижению национального единства;

  4. Расширение культурно-цивилизационных «разрывов» между субъектами Российской Федерации;©9

  5. Информационное и цифровое неравенство;

  6. Низкая результативность общественного контроля за этической стороной деятельности средств массовой информации;

  7. Снижение качества российского образования, в особенности в области истории, русской литературы и русского языка;

  8. Ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие в стране целостной и эффективной системы нравственного воспитания детей и молодежи.

©10 Моральный закон в душе каждого человека - только он может обеспечить выживание человечества во все более сложном и опасном мире. В формировании этого нравственного закона и заключается основная стратегическая задача духовной культуры на современном этапе развития цивилизации.

Но вы можете спросить: «Какой смысл записывать на бумаге правила общественного поведения, если мы знаем, что жадность, трусость, дурной характер и самомнение помешают нам эти правила выполнить?»

Все эти размышления о морали останутся просто «солнечным зайчиком», пока мы не поймем: ©11 ничто, кроме мужества и бескорыстия каждого человека, не заставит какую бы то ни было общественную систему работать как надо.

Конечно, можно избавить граждан от тех или иных нарушителей общественного порядка, скажем от взяточников и хулиганов; но пока остаются потенциальные взяточники и хулиганы, сохраняется угроза, что они протопчут себе новые дорожки, чтобы продолжить старые дела. Нельзя сделать человека хорошим лишь с помощью закона. Можно сколь угодно увеличивать число полицейских, улучшать их оснащение, расширять сеть тюрем, то есть репрессивный аппарат, но общество от этого лучше не станет. Вот почему наведение порядка внутри себя должно стать обычной нормой для каждого члена общества.

Одним из наиболее распространенных предрассудков является мнение, что каждый человек имеет свои собственные, особые, определенные качества. Мы думаем, что одни люди - добрые; другие - злые; одни - эгоисты, другие - альтруисты; одни - мудрые, другие - глупые и т.д. Ничего подобного. Люди подобны рекам, и во всех этих реках течет одна и та же вода. Просто одни реки шире в одном месте, другие - в другом; одни реки извилисты и полны водопадов; другие - прямы и спокойны... Так и люди. Любой из нас несет в себе зерна каждого человеческого качества, и иногда проявляет одно, иногда - другое, так что нередко один и тот же человек настолько различен в разных ситуациях, что трудно в это поверить.

©12 Духовность есть ни что иное как попытка изменить себя, попробовать и реализовать истинную ценность жизни, к которой мы должны стремиться. Что такое жизнь? Является ли она только жизнью этого тела, начинающейся при рождении и заканчивающейся со смертью?

Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество, лишенное духовного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовного по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • Строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;

  • Воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

  • Воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире.

©13 Но разве в жизни возможно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живет и умирает? И на многие другие.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Воспитание в ребенке сильной личности тоже невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, если он научится видеть во всем проявление высшего смысла, научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он и станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

©14 Старик сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

- Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом: - А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же: - А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

- Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

- Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?

- Сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.

©15 Бороться с темнотой, холодом, страхом, злостью, ненавистью, фобиями невозможно. Всю энергию, все время жизни необходимо посвятить любви, счастью и радости. Мы обязаны посвятить свою жизнь саморазвитию и самосовершенствованию души, интеллекта и тела.

Постарайтесь исключить из своей жизни то, что не делает вас духовно богаче. Всё, что вы слушаете, видите, наблюдаете, делаете - пусть всегда будет связано с тем, что обогатит вас, сделает чуточку более счастливым. Ведь что такое по сути духовность - это совокупность проявлений духа в мире, в том числе и в нас с вами. ©16 Духовность - это стремление к внутреннему совершенствованию, вместо потакания грубым, низшим материям. То, что вы видите и слышите наполняет вас, словно "кормит". Так же как физическое тело нуждается в пище - элементах, из которых оно состоит, психическое тело нуждается в правильном "питании" - эмоциях, книгах, общении, информации... которые обогащают и влияют на восприятие жизни.

©17 Качество вашей жизни зависит от ваших интересов, от того, что вы смотрите, слушаете, говорите и делаете. Ваши желания создают окружение. Если что-то не так в вашем окружении, смотрите - туда ли вы идёте... действительно ли это то окружение, которое обогащает вас и ведёт к наивысшей цели вашей жизни!

При этом очень важно иметь позитивное мышление! Всегда! При любых обстоятельствах!

©18 10-летний мальчик Лев Протасов из Екатеринбурга в 2000 году написал стихотворение, которое вызвало бурю эмоций у читателей. Я сейчас прочту его вам, а вы попытайтесь поразмышлять: на чьем примере, на каких книжках, игрушках, фильмах, мультиках надо воспитывать своих детей, чтобы они в 10 лет писали такие шедевры, имели такой высокий уровень осознанности в своей жизни и ощущали личную ответственность за судьбу своей Родины?

И в заключении я хочу Вам показать 2 очень коротких мультфильма - притчи, которые станут хорошим завершением нашего разговора.

© 2010-2022