Программа кружка Город, в котором я живу

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Мы живем в информационном обществе, в котором приоритетным направлением становится приобретение знаний и умение работать с информацией. В связи с этим ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация связана с формированием умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Важной и актуальной проблемой становится формирование информационной культуры личности. Как важно ученику уметь не просто прочитать информацию, но и понять, оценить и применить ее в жизненной ситуации. Для этого разработаны способы получения знаний - универсальные учебные действия, отраженные в ФГОС. Следовательно, точкой роста качества не только образования, но и воспитания в начальной школе должно стать формирование умений самостоятельно работать с разнообразными источниками информации в традиционном и в электронном виде, направленные на готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного развития младших школьников на первой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края).

Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены цели, задачи.

По способу разработки данная программа относится к адаптивной, т.е. имеет локальное (местное) значение.

Цели:

воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям г. Ревды, воспитание любви к природе родной земли;

формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

I. Обучающие:

формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;

сравнивать, сопоставлять события и факты;

расширять и углублять знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, окружающего мира;

формировать целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;

научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России

осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;

изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.

II. Развивающие:

развивать аналитическое мышление, устную речь;

формировать умения работы с различными источниками;

формировать умение излагать свои мысли.

III. Воспитательные:

воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;

воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района.

Формы контроля освоения обучающимися содержания курса:

  • текущий контроль (тест, устный опрос, выставки рисунков);

  • промежуточный контроль (результаты творческих работ демонстрируются 1 раз в триместр на конференциях);

  • итоговый контроль (портфолио, краеведческая игра)

Данный курс предназначен для учащихся 2-4 классов. Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю в каждой параллели. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Требования к результатам освоения курса:

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать соё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.








Содержание курса

Изучение краеведения в начальной школе представляет собой первый этап системы патриотического воспитания обучающихся. Материал курса «Город, в котором я живу» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  • история;

  • природа;

  • культурное наследие.


Для того, чтобы ребенок мог проникнуться чувствами любви к малой родине, недостаточно только рассказывать об этом. Важным представляется сформировать у школьника систему поиска краеведческой информации, и умения работать с доступными видами краеведческих документов для младших школьников. Содержание занятий кружка «Город, в котором я живу» направлено на изучение истории, природы и культурного наследия родного города через формирование информационной культур. Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго поколения.


Программа первого года обучения (2 класс) предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Тематическое планирование составлено на основе программы курса «Урал. Человек. Истоки».




Учебно-тематический план курса для первого года изучения

№ п\п

Кол-во

часов

Тема 1.«Встреча с краеведением»

8

1

1 нед.

Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина».

2

2.

2 нед

Краеведческий музей - источник краеведческой информации

3

3.

3 нед.

Информационно-библиотечный центр - источник краеведческой информации. Экскурсия.

3

Тема 2. «Моя школа»

8

4.

4 нед

Родная школа (экскурсия)

2

5.

4 нед

Экскурсия около школы. История школьного парка

2

6.

5 нед

Памятные места около школы

2

7.

6 нед.

Конкурс рисунков «Моя школа»

2

Тема 3. История города

36

8.

7 нед.

Мой город. История.

3

9.

8 нед.

Археологические раскопки. Экскурсия

3

10.

9 нед

Жизнь 6000 тысяч лет назад

2

11.

10 нед

Улицы моего города.

3

12.

11 нед.

Улицы моего города. Здесь я живу

3

13.

12 нед.

Проект «Улица, на которой я живу»

3

14.

13 нед.

Заочное путешествие по городу.

2

15

14 нед

Дом на уральской земле

3

16.

15 нед.

Создание макета дома, внутреннего убранства.

3

17

16 нед.

Ревда 18-19 вв.

3

18.

17 нед.

Быт уральских крестьян

3

19.

18 нед.

Традиционные ремесла

3

20.

19 нед.

Экскурсия в Демидов центр.

2

Тема 4. Мой город

18

21.

20 нед.

Понятие слова «город»

2

22.

21 нед.

Архитектура города

3

23.

22 нед

Памятники и памятные места

3

24.

23 нед.

Парки и скверы города. Экскурсия

3

25.

24 нед.

Птицы в городе

3

26

25 нед.

Тест «Птицы города»

1

27.

25 нед

Город, в котором я живу

2

28

Контрольная работа «Мой город»

1

Тема 5. Природа городского округа Ревда

16

29.

26 нед.

Лесная школа. Растения

3

30

27 нед.

Лесная школа. Животные

3

31.

28 нед.

Лесная школа. Лекарственные растения

3

32.

29 нед.

Лесная школа. Охрана леса

3

33

30 нед

Конкурс рисунков

1

34.

Групповая работа. Плакат охрана природы.

2

35.

Игра «Природа родного города»

1

Тема 5. Встреча с краеведческой книгой

16

36

31 нед.

Литературное творчество. Книги о Ревде.

3

37.

32 нед

Литературное творчество. Сказы Бажова

4

38.

33 нед.

Литературное творчество. Стихи о Ревде

2

39.

Литературное творчество. Пословицы и поговорки.

2

40.

34 нед

Конкурс стихов о городе

2

41.

Экскурсия в библиотеку

2

42.

Ключ от города. Итоговая краеведческая игра

1


Программа 3- 4 классов имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории. Дети знакомятся с государственной символикой, символикой Ревды. Учащиеся узнают этапы становления родного города, исторические события, повлиявшие на становление города.

Учебно-тематический план курса для второго, третьего года обучения

№ п\п

Кол-во

часов

Тема 1.«Символы государства, города, семьи»

13

1.

1 нед.

Флаг, герб, гимн России.

3

2.

2 нед

Символика Свердловской области, Ревды.

2

3.

3 нед.

Семья. Семейная реликвия. Семейные традиции. Герб семьи.

3

4.

4 нед.

Проект «Герб нашей семьи»

3

5.

5 нед..

Проект-конкурс «Символы класса»

2

Тема 2. «Моя школа»

4

6.

Чем знаменита школа.

2

7.

6 нед.

Известные ученики школы

2

Тема 3. История города

20

8.

7 нед.

Исторические события в Ревде 19-20в

3

9.

8 нед.

Хронология Ревды

3

10.

9 нед.

Из истории городских улиц

3

11.

10 нед.

История становления промышленности

3

12.

11 нед.

Предприятия города

3

13.

12 нед.

Где работают мои родители.

2

14.

Экскурсия в Демидов центр.

2

Контрольная работа «История города»

1

Тема 4. Мой город

16

15.

13 нед.

Городская архитектура

2

16.

14 нед.

Православные храмы. Экскурсия.

3

17.

15 нед.

Памятники и памятные знаки

3

18.

16 нед.

Заочное путешествие по памятным местам

2

19.

Современный город: жизнь и быт.

2

20.

17 нед.

Фотоконкурс «Моя Ревда»

2

21.

Конкурс чтецов

2

Тема 5. Ревда в годы войны

10

22.

18 нед

Суровые годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг)

3

23.

19 нед.

Земляки-герои.

3

24.

20 нед.

Экскурсия по памятным местам.

2

25.

21 нед.

Проект «Война в моей семье»

2

Тема 5. Природа городского округа Ревда

15

26.

Флора и фауна Ревдинского района. Красная книга.

4

27.

22 нед.

Фотоконкурс «Красота природы»

2

28.

Игра « В гостях у Лесовичка»

1

29.

23 нед.

Водоемы.

2

30.

24 нед.

Реки и речки Ревдинского района

3

31.

Жители водоёмов

2

32.

25 нед.

Экскурсия

1

Тема 6. Литературная гостиная

15

33.

26 нед.

Литература в семье Демидовых

2

34.

Знакомство с периодической печатью Ревды

2

35.

27 нед.

Создание газеты класса

2

36.

28-29 нед

Произведения П.Бажова. Инсценирование.

4

37.

30 нед.

Конкурс рисунков.

2

38.

31 нед.

Сочинение на тему «Город, в котором я живу»

2

39.

Игра «Знатоки родного города»

1



Методическое обеспечение

  1. Мурзина И.Я., Наумова Т.М. «Мир родного Урала». Учебное пособие. Екатеринбург, 2005 г

  2. Программа «Урал. Человек. Истоки». Екатеринбург. Центр «Учебная книга» 2006г.

  3. Презентации.











Список литературы

1. Долгушина А.И., Субчев В.В. Истоки уральского характера: учебное пособие для начальной школы. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005.

2. Долгушина А.И., Субчев В.В. Традиции земли уральской. Учебное пособие для начальной школы. Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2008

3. Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: Учебное пособие для начальной школы. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005 Муниципальные ведомости. Тематические выпуски. 2009г.

  1. Новиков С. Ревда. Прошлое и настоящее. Екатеринбург. Изд-во «Квист», 2014 г.

  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011.

  3. 5. Программа «Урал. Человек. Истоки». Екатеринбург. Центр «Учебная книга» 2006

  4. Показаньев А.А. Колокола памяти. Ектеринбург, Изд-во Кедр», 1994г

  5. Ревда: из века в век. Екатеринбург. Изд-во «Квист», 2004 г.

  6. Ревда в судьбах и лицах. Ревда, 1999г.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Москва «Просвещение», 2011


© 2010-2022