Классный час, посвящённый 200-летию со дня рождения П. П. Ершова

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа, посвящённого 200-летию со дня рождения

П.П. Ершова «За горами, за лесами…»

Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся о сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Задачи:

- познакомить с биографией П.П. Ершова, с историей написания сказки «Конёк-Горбунок»;

- развивать память учащихся, слуховое восприятие, связную речь;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к произведениям русских авторов.

Оборудование: презентация «Биография П.П. Ершова», аудиозапись балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок», видеозапись м/ф «Конёк-Горбунок» (реж. И. Иванов-Вано, В. Громов, 1975г.), видеозапись фильма «Конёк-Горбунок» (реж. А. Роу, 1941г.)

П: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний классный час мы посвятим 200-летию со дня рождения Петра Павловича Ершова, который родился 6 марта (по нов. стилю) 1815г.

Звучит фрагмент из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»

П: …Послал отец Иванушку стеречь пшеницу: повадился кто-то топтать её по ночам. Послушался Иван - пошёл в дозор.

Ребята, а скажите мне, в какой русской народной сказке можно об этом прочитать? («Сивка-Бурка»)

П: А ещё в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Удивительно, что эту сказку в стихах о приключениях Ивана-дурака сочинил 19-летний поэт - студент петербургского университета. Одним из первых её читателей был ректор университета П.А. Плетнёв. Творение юного сказочника так понравилось профессору, что на следующий день вместо лекции он читал своим студентам первую часть «Конька-Горбунка», а автор сказки в это время сидел и погибал от радости и смущения. Позже П.А. Плетнёв помог её опубликовать в журнале «Библиотека для чтения».

П.П. Ершов был современником В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Прочитав сказку, Пушкин написал автору: «Теперь этот род сочинений мне можно оставить». В 1834г. сказка была напечатана отдельной книгой, и с этого времени её узнала и полюбила вся читающая Россия.

Презентация «Биография П.П. Ершова»

П: Читая «Конька-Горбунка», не всегда легко понять - где перед нами народное творчество, а где собственное сочинение автора.

Что же роднит произведение П.П. Ершова с русскими народными сказками? (Так же, как в народных сказках, в «Коньке-Горбунке» есть и добрый молодец, и вздорный царь, и красавица царевна. Но в сказке П.П. Ершова они своеобразны, рассказано о них с улыбкой и юмором.)

П: …Едут близко ли, далёко,

Едут низко ли, высоко

И увидели ль кого -

Я не знаю ничего.

Скоро сказка говорится,

Дело мешкотно творится.

Вспомните, есть ли подобные слова и выражения в народных сказках?

(Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.)

П: Разные присказки, приёмы, которые встречаются в народных сказках, есть и в «Коньке-Горбунке», например:

Что, Иванушка, невесел?

Что головушку повесил?

П: Дело в том, что царь посылает Ивана к океану и даёт ему трудное задание, а Конёк-Горбунок утешает своего хозяина словами:

Это - службишка, не служба;

Служба всё, брат, впереди!

В каких народных сказках главному герою приходится выполнять трудные задания? («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и др.)

А в народных сказках у главного героя есть друзья и помощники?

(Да, они тоже спрашивают у сказочного героя, почему он невесел, почему голову ниже плеч повесил, и утешают такими же словами: «Это не служба - службишка, служба будет впереди»)

П: Но поэт не только пересказал своими стихами сказки народа, но и украсил народный вымысел, расцветил его своей выдумкой, дополнил его.

…Вот Иван караулит ночью пшеницу - сидит под кустом, считает звёзды.

Фрагмент из м/ф «Конёк-Горбунок»

Вдруг о полночь конь заржал…

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

П: Ершов даёт волю фантазии:

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю золотая, в мелки кольца завитая.

П: В народных сказках много чудесного, но точно такого же описания, как у Ершова, в них всё же не найти.

П: Из народных сказок П.П. Ершов взял и слова о преображении Ивана:

И такой он стал пригожий -

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не описать!

П: Легко узнать обычную сказочную концовку и в последних стихах о свадебном пире:

Сердцу любо! Я там был,

Мёд, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало,

В рот ни капли не попало.

Давайте вспомним, какие задания пришлось выполнять Ивану из сказки П.П. Ершова. (1. Поймать Жар-птицу. 2. Найти и привезти Царь-девицу. 3. Достать перстень Царь-девицы со дна океана.)

П: «Конёк-Горбунок» захватывает и своим вымыслом. Что только мы не узнаём и где только не бываем вместе с Иваном и его горбунком!

Вспомните, где мы оказываемся вместе с героями сказки. (В столице - на торгу, в конном ряду, в царской конюшне; у моря-океана, на морском берегу, у самой кромки прибоя; в диковинных краях, где водятся чудесные жар-птицы; в Солнцевом селенье).

П: Перед нашим мысленным взором открывается вся красота волшебного мира!

Как относится автор к главному герою сказки? (Симпатии автора всецело на стороне гонимого и презираемого главного героя)

Чем он отличается от своих родных братьев?

П: Вспомните, что об этом пишет автор в начале сказки:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

(Но дальше мы узнаём, что братья - жадные, нечистые на руку, ради выгоды идут на ложь. Иван же не крадёт, верен слову. И характер у него лёгкий: он весел, доверчив и добр; сделав что-то хорошее, радуется, поёт. И, как это в сказках бывает, в отличие от братьев удачлив. Может, потому, что не так уж и много ему нужно от жизни? И переменам в своей судьбе искренне удивляется. По его словам, «из огорода» стал «царский воевода». Ершов высмеивает невероятность таких перемен.)

П: Ершов противопоставил реальному злу сказочную силу Конька-Горбунка. Верная дружба может сокрушить любое зло, может творить чудеса.

Эта сказка - прекрасное и высокое произведение искусства, в ней поэт почувствовал и передал очарование народных сказочных сюжетов, поэтому она так полюбилась нашему народу.

П: Вскоре после выхода в 1856г. стихотворной сказки П.П. Ершова композитор Цезарь Пуни и французский балетмейстер Артур Сен-Леон создали на её основе балет - «Конёк-Горбунок, или Царь-девица». Это был первый балет на русскую национальную тему, где использовались популярные русские мелодии. Несмотря на все перипетии «Конёк-Горбунок» в различных редакциях продержался на русской сцене необычайно долго - около 100 лет.

Фрагмент из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»

Сказочная викторина по сказке «Конёк-Горбунок»

  1. Назовите имена отца и его трёх сыновей. (Пётр, Данило, Гаврило, Иван)

  2. Что за беда у них стряслась? Какое «приключилося им горе»? («Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»)

  3. Какое поручение дал отец своим сыновьям? (Найти вора)

  4. Чему равен рост Конька-Горбунка? («Ростом только в три вершка», вершок - 4, 45 см.)

  5. Что Горбунок не разрешил Ивану брать у Жар-птицы? (Перо)

  6. Для кого Иван выпросил прощенье в Солнцевом селенье? (Для Рыбы-кита)

  7. Кто мать и брат у Царь-девицы? (Месяц - мать, Солнце - брат)

  8. Кто помог Ивану достать перстень Царь-девицы со дна океана? (Рыба-кит и Ёрш)

Литература:

- Сатин Ф.М. История русской детской литературы/Ф.М. Сатин. - М.: Просвещение, 1990;

- ru.wikipedia.org/wiki


© 2010-2022