- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект воспитательского занятия на тему Мои права и обязанности
Конспект воспитательского занятия на тему Мои права и обязанности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревина Т.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока «Мои права и обязанности»
-
Организационный момент
-
Постановка темы и цели урока
Очень много стран на свете. Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
(возможные ответы)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент
Главных много, выбирайте! Там - король, здесь президент.
Только главным во всех странах будет все же лишь один -
Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!
- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)
- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?
- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)
- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)
- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)
- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)
Подведем итог нашего разговора:
- Кто же он, гражданин РФ? (ответы)
Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:
- А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?
Сегодня на уроке мы на все эти вопросы найдем ответ.
Сформулируем вместе тему нашего урока.
«Права и обязанности гражданина»
-
«Открытие» нового
Ответим на первый вопрос: Какими правами я обладаю?
- А что такое право?
Права - это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
Работа со словарями.
Словарь Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
Поговорим о наших правах.
Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?
- ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ
У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?
- ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА
Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?
- ПРАВУ НА ОТДЫХ
Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?
- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.
- А со сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)
Работа с иллюстрациями.
- Какими правами воспользовались герои этих картинок?
- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Молодцы! Мы с легкостью справились с этим заданием.
Давайте еще раз перечислим те права, о которых мы сказали.
- Как часто мы пользуемся этими правами?
- Являются ли важными права в нашей жизни?
Правительство нашего государства тоже так считает. Поэтому все права граждан РФ записаны в главном документе нашей страны.
- Как он называется? (Конституция РФ)
- Когда был принят этот документ? (12 декабря 1993)
- Какой праздник наша страна отмечает каждый год в этот день? (День Конституции)
Работа с Конституцией
У вас на парте лежит тонкая книжечка, содержание которой является очень важным для всех граждан нашей страны. Познакомьтесь с ней. Откройте содержание. Из каких частей состоит Конституция?
(Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.)
- Перед вами содержание, прочитайте названия глав и решите, в какой из них записаны права граждан РФ. (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина).
- Назовите номера статей, содержащихся во 2 главе. (статьи с 17 по 64)
Поработаем со 2 главой. Ее основные статьи представлены на отдельном листе. Поработайте в парах, выберите статьи, где записаны те права, о которых на уроке мы еще не говорили. На слайде указаны те права, которые мы уже рассмотрели.
( Право на свободу и личную неприкосновенность,
Право на тайну переписки
Право на свободу мысли и слова
Право на объединение
Право на защиту своих прав)
- Молодцы, вы очень хорошо поработали!
- И все же среди всех этих прав есть самое важное. Как вы думаете, какое?
(Право на жизнь)
Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Обратим внимание на ст. 45 Конституции РФ.
Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.
Внимание на экран. С нарушителями какого права боролся Карлсон? Найдите соответствующую статью в Конституции.
Ст. 35. Право частной собственности охраняется законом.
Работа в группах.
Теперь нарушения прав сказочных героев вы обсудите в группах. Для этого каждой группе будет дано свое задание. Давайте вместе составим план работы. Вы получили иллюстрации к сказкам. Что в первую очередь нужно определить?
( Автора, название сказки, персонажи, изображенные на рисунке)
- А чтобы понять, какое право нарушено, нужно вспомнить еще и …(содержание сказки)
Зачем, опираясь на статьи Конституции, вы определите … (какое право нарушено в сказке)
Обсуждение. Ответы детей.
- Понравилось ли вам работать в данной команде? Почему?
- Каким правом пользовался каждый из вас?
(Ст. 29. п.1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)
Права граждан закреплены не только Конституцией - главным документом нашей страны, но и другими документами, носящими международный характер. Больше внимания уделяется, конечно, правам ребенка.
Международные документы о правах человека можно условно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы. Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
В 1959г. ООН была принята Декларация прав ребенка. А в 1989г. Была принята и Конвенция ООН о правах ребенка. Так как вопросу о правах ребенка уделяется много внимания, учредили международный праздник: 20 ноября - Всемирный день прав ребенка.
Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
(обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)
Работа со словарями.
Словарь Ожегова: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции?
- Да, в той же второй главе. Возьмите лист со статьями Конституции и, поработав в парах, найдите те, в которых зафиксированы обязанности граждан.
Ст. 38. п.1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ст. 59. п.1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
+ Ст. 17. п.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Физминутка.
- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.
Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.
- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.
- Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.
- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.
- Дети учатся в школе.
- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.
- Родители воспитывают своих детей.
- Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.
- Отлично поработали. Вернемся к обязанностям. Большинство из них вы должны будете выполнять только с момента совершеннолетия.
- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности?
(обязанности ученика, домашние обязанности)
- Я предлагаю в группах обсудить эти обязанности. И составить их небольшой список.
Работа в группах. Обсуждение.
Домашнее задание.
- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)
- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)
Я предлагаю в качестве домашнего задания приготовить вам серию плакатов для первоклассников, в которых вы отразите обязанности учеников, не используя слово «нельзя». Например, плакат под названием: «В столовой можно есть, не разговаривая во время еды», «На уроке можно отвечать с разрешения учителя».
Итог урока.
- Основные понятия, рассмотренные на сегодняшнем уроке, записаны в опорном конспекте. Прочтите его и приготовьтесь к решению кроссворда.
Кроссворд.
-
Основной закон нашего государства, в котором закреплены права и обязанности граждан. (Конституция)
-
Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанности)
- Какие обязанности должны соблюдать граждане РФ?
-
Соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. (Конвенция)
-
Международные рекомендации, не имеющие обязательной силы. (Декларация)
-
Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Права)
- Какие права имеют граждане РФ?
Добавив 1 букву в ключевое слово, вы получите характеристику того, как каждый из вас работал на этом уроке.
Составила учитель начальных классов Ревина Т.Н.