Сообщение на МО: Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие диалогической речи у младших школьников на занятиях внеклассного чтения

Третий год работаю над темой по самообразованию «Развитие диалогической речи младших школьников на занятиях внеклассного чтения».

Я считаю эту тему актуальной, потому что для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определенную роль в процессе реабилитации лиц с нарушением слуха. Занятия по внеклассному чтению направлены на то, чтобы воспитать у детей с нарушенным слухом потребность в чтении, привить им любовь к книге, без которой невозможно гармоничное развитие личности, формировать познавательные интересы, воспитывать нравственные качества детей.

Целью внеклассного чтения является содействие закреплению и автоматизации умений и навыков диалогического общения. Овладение диалогической речью начинается с использования отдельных предложений разных типов. Для понимания речи в её сигнальной функции необходимо использование побудительных предложений. Они же и являются коммуникационными структурами, которыми ребенок овладевает по подражанию. Позже у ребёнка появляются вопросительные и повествовательные предложения. Однако объединять все данные типы предложений при использовании их в развёрнутом диалоге ребёнок умеет не сразу. Этому специально следует учить слышащих детей и тем более глухих и слабослышащих.

В связи с этим поставила перед собой задачи, которые направлены на развитие диалогической речи:

  • развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника;

  • получить нужную информацию

  • реагировать на высказывания собеседника

  • давать утвердительный или отрицательный ответ

  • задавать вопросы и отвечать на них

  • быть инициатором разговора

  • развивать умение поддерживать и доводить диалог до конца.

Реализация специфической задачи по обучению глухих детей чтению, их воспитанию и развитию возможна с помощью различных педагогических технологий.

Мы начали обучение чтению именно со сказок, так как трудно переоценить их значение в жизни ребенка.

Для учащихся нашего класса были отобраны доступные и интересные в данном возрасте сказки:

0 «г» класс -русская народная сказка: «Курочка ряба» «Репка», «Колобок».

1 «г» класс - русская народная сказка: «Теремок»; « Три медведя», « Волк и семеро козлят», « Заюшкина избушка».

2 «г» класс - русская народная сказка : «Три поросёнка», « Гуси -Лебеди»,

« Снегурочка», « Морозко».

При этом по мере усложнения сюжета сказки вводилось понятие народной и авторской сказки.

Чтение - важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому педагогу важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста.

При обучении чтению эффективно применение трех методов.

Это:

Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение. Чтение по цепочке. Беседа по содержанию. Объяснение словаря. Рассматривание иллюстраций, пересказ, просмотр фильмов.

Эвристический метод или частично-поисковый, что обозначает выборочное чтение, обобщающие беседы, составление планов, выборочный пересказ с лексическими заданиями, работа с аппликацией, макетами, словесное рисование, работа по вопросам, сравнение текста с картинками.

Творческий метод, который говорит сам за себя - это творческая работа детей: продолжение текста по началу, домысливание сюжета, придумывание нового названия к сказке, выбор нового названия из предложенных и обоснование сделанного выбора.

В процессе обучения глухих учащихся речевой деятельности, также планировалось формирование речи в разных формах, таких как устная и устно-дактильная речь.

Важным в ходе работы явилась необходимость развития диалогической и монологической видов речи.

Чтение сказок с глухими детьми - это очень длительный, кропотливый и творческий процесс, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся.

ОСОБЕННОСТИ В МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ:

  1. Знакомство со сказкой.

На первом занятии мы всегда просматриваем видеозапись сказки. После просмотра провожу беседу по просмотру сказки:

- Что мы делали?

- Мы смотрели сказку.

- Как называется сказка?

- Сказка называется ……

Назови героев сказки.

- Герои сказки …..

- Назови главного героя сказки.

- Главный герой сказки ….

  1. Чтение сказки.

На втором занятии я сама читаю детям сказку. Не только читаю сказку, но и использую чтение-рассказывание, (когда учитель, заглядывая в книгу, ведёт устный сказ, сохраняя интонацию разговорной речи, сопровождая её жестами и мимикой, показом иллюстраций). Стараюсь создать настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.После чтения не следует обращаться с вопросом, что было непонятно, т.к. такой вопрос разрушит очарование сказки, ослабит интерес к ней.

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения


  1. Словарная работа.

Заранее обдумываю, какие слова я объясню перед чтением сказки, какие буду объяснять по ходу чтения, какие останутся без объяснения на данном этапе, какие затрону в обобщающей беседе.

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения


  1. Беседа

. В ходе беседы использую следующий программный материал:

Вводные вопросы:

Что прочитали?

Кто автор произведения?

Словарь: рассказ, сказка, стихотворение, автор, устное народное творчество, песенки, загадки, игры

.

Поручения и вопросы:

Разделите текст на части.

Сколько частей в сказке?

Найдите главную часть.

Озаглавьте текст (1-ую часть и т.п.).

Подберите (нарисуйте) картинку к первой части и т.д.

Найдите картинку о том, как …

Прочитай о том, как …

Найдите, где говорится о том, как …

Спроси у ребят о (чём?).

У кого ты хочешь спросить?

Прочитайте весело (грустно и др. , выразительно).

Прочитайте по ролям.

Прочитайте по частям.

5. Оглавление по частям.

Очень важно не опускать заданий озаглавить прочитанную часть и прочитать её в лицах, т.к. сказка даёт богатый материал для коллективной работы над планом и для упражнений в выразительном чтении.

  1. Анализ сказки

провожу без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то правдой жизни. Иначе пропадает очарование сказки. И только в конце работы возможен перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни и обсуждение того, как должны поступать дети (люди).

  1. Разбор каждой части

направлен на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы, понять характер героев, перефразировать текст, т.е. использовать вопросы поискового характера.

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения



8.Чтения по ролям

провожу после работы над содержанием, анализом и обобщением, чтобы дети правильно передали характер и поведение героев, их интонацию

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения


  1. Изготовление книжки - самоделки.

Данный этап способствует творческому развитию учащихся. Они самостоятельно раскрашивают, подготовленный мной наглядный материал - страницы будущей книжки. При этом уделяется внимание качеству художественного исполнения рисунков, выбирается способ оформления рисунков (карандаш, гуашь, фломастеры и т.п.)

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения

На оформленных страницах учащимися самостоятельно вписывается текст, оформляется обложка и титульный лист. Затем страницы сшиваются.

По завершении оформления книги она представляется на выставку. Учениками выбирается лучшая книга. Изготовленные книги помещаются в «Читательский уголок»..

В свободное время изготовленные книги читаются учениками класса, показываются учащимся других классов и даже дарятся малышам.

10. Инсценировка сказки.

Цель инсценировок - продемонстрировать произносительные навыки учащихся, приобретённые на занятиях по внеклассному чтению, умение пользоваться логическим ударением и словесным ударением, интонацией.

Инсценировка, предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить текст

сказки, соблюдать ритмико - интонационные оттенки речи, вести себя на сцене раскованно и непринуждённо. На своих занятиях я использую данный вид работы. Например, мы инсценировали русские народные сказки : « Лиса и Журавль», « Теремок», « Волк и семеро козлят»

Сообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтенияСообщение на МО : Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения

Хотелось бы отметить, что в классе, в ходе прочтения и усвоения сказок успешно закрепляется речевой материал, идёт сплочение детского коллектива. С помощью педагога дети приходят к выводу, что сказка учит не поддаваться на обман, быть предусмотрительным; что на дружбу и любовь нельзя отвечать равнодушием, предательством: пытаются отличить добро и зло; обогащается эмоциональный, чувственный, житейский опыт детей. Все учащиеся классасамостоятельно читают сказки по вечерам на двадцатиминутных читках.

Как сделать так, чтобы внеклассное чтение заинтересовало детей?

Какие виды деятельности применить, чтобы увлечь ребёнка?

Для решения этих вопросов я изучала следующую методическую литературу:

Бредихина С.В. «Особенности детской речи и возможности использования на занятиях внеклассного чтения», Воробьёва Л.В. «Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях», Дудник М.С. «Самостоятельная работа с книгой - как средство совершенствования речи учащихся», Зикеев А.Г. «Развитие речи детей во внеурочной работе», Золотых «Виды и формы организации внеклассного чтения», Иваненко А.С. «Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях слуха», Куликова С.В. «Внеурочная работа с книгами», Назаров А.Н. «Воспитывающая роль уроков чтения», Никитина М.И. «Уроки чтения в школе для слабослышащих детей». Посетила интернет - сайты prodlenka.org›,umniki-umnitsy.ucoz.ru›,komarovkaschool.ucoz.ru›.

Разработала и провела комплекс занятий с использованием развивающих технологий по активизации развития диалогической речи учащихся по русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», « Три медведя», « Волк и семеро козлят» « Заюшкина избушка», « Колобок», «Гуси - Лебеди», « Снегурочка»,

« Петушок и бобовое зёрнышко», « Вершки и корешки».

На занятиях внеклассного чтения для развития диалогической речи использую разные методические приёмы: составление и ведение диалогов. Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации; создание проблемных ситуаций. В качестве методов формирования речи, обогащения словарного запаса у воспитанников использую практическую деятельность, словесные методы (инструкции, беседы, рассказ педагога, чтение детей и педагога, объяснение педагога), дидактические игры, развивающие упражнения, словарная работа, просмотр фрагментов документальных фильмов, мультфильмов.

Практический метод обучения диалогу - это прежде всего сама организация словесного общения на всех этапах занятия, создание условий для активации речи, ознакомление с речевыми образцами ( записанными на доске, плакатах, табличках, в тетрадях или содержащимися в книгах) и способами их применения в процессе общения.

В своей работе по обучению диалогу детям предлагаю различные диалогические структуры и упражнения:

  • Вопрос - ответ

-Какую сказку мы читали?

- Мы читали сказку « Лиса и Журавль»

- Кто написал сказку?

- Сказку написал народ.

  • Сообщение - вопрос - ответ

- А сегодня познакомимся ещё с одной сказкой.

- С какой сказкой?

- Со сказкой «Снегурочка»

  • Побуждение к действию - вопрос - ответ

- Найди в тексте описания героя.

- Какого героя?

- Главного героя.

- А кто главный герой?

- Снегурочка.

- Кто такая Снегурочка?

- Дочь Зимы.

  • Сообщение - сообщение

- Я нашёл описания героя.

- Я тоже нашёл.

- Мне понравилась сказка.

- Мне тоже понравилась сказка.













ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»













Сообщение на МО:

« Развитие диалогической речи младших школьников на занятии внеклассного чтения»

















Приготовила и прочитала:

Ибрагимова О.Л.

© 2010-2022