Модульная программа воспитательной работы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОГРАММА: «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ».

Автор: Уразова Н.В., социальный педагог ГБПОУ ВО

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко».

Форма: факультативные занятия.

Направление воспитания: культура здорового и безопасного образа жизни.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.



« Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».

О. Генри. Дороги, которые мы выбираем

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на предупреждение девиантности подростков на основе формирования у них навыков ассертивного поведения.

Программа рассчитана на работу со студентами, зачисленными на 1 курс техникума, так как этот период является для подростков особенно сложным. Они, в большинстве своем, отдаляются от родителей не только в силу возрастных особенностей, но и географически: многие уезжают из дома в другие места, чтобы получить профессию. Подростки попадают в принципиально новую социальную среду, стремятся в ней адаптироваться, проявить себя, занять свою нишу в новом окружении, быть оцененными сверстниками. От того насколько благополучно протекает этот процесс напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Поэтому одна из важнейших задач - формирование у подростков уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Цель программы: формирование умения противостояния негативным воздействиям социальной среды через овладение навыками уверенного поведения.

Задачи программы:

1. .Дать подросткам необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклоняться от вредного воздействия сверстников.

2. Повышение представлений о собственной значимости, ценности, укрепление чувства собственного достоинства.

3. Развитие умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства.

Ожидаемый результат

1. Коррекция отношения к самому себе.

2. Освоение практических навыков противостояния давлению сверстников

3. Развитие коммуникативных способностей

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы.

Кол-во

часов

Форма

1.

Мультимедийное занятие

Тема: «Навыки общения»

1

Беседа, ролевая игра

2.

Классный час о технике конструктивной критики «А если без обид?»

Диспут «Самокритика-польза и вред»

1

Интервью (открытый микрофон), диспут

3.

«Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!»-выбор за вами.

1

Беседа, тренинг, анкетирование

4.

«Манипуляции и защита от них»

1

Беседа, тренинг, Ролевая игра

5.

«Социальные ловушки»-что это?


1

Практическое занятие, ситуационные упражнения,

6.

Тренинг уверенного поведения (психодиагностические методики, позволяющие изучать у подростков проявления уверенного поведения)

1

игра, тренинг

7.

Итого:

6



Содержание тем.

Тема№1: «Навыки общения».

Беседа: общение, межличностные отношения, неуверенность, «социальный страх», заниженная самооценка, «зоны страха». Упражнения, развивающие навыки уверенного общения.

Тема№2: Техника конструктивной критики

Беседа: раскрытие основных этапов конструктивной критики, способы критики, влияние критики на человека, советы по выработке адекватной реакции на критику. Практическое задание.

Тема№3: «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!»-выбор за вами.

Беседа: что такое сила воли, почему она важна, внутреннее приятие, внешний контроль, самообладание, эксперименты на силу воли, стимулирование к развитию волевых качеств.

Тема№4: «Манипуляции и защита от них» Изучение способов манипулирования, использование манипуляций в рекламе, торговле, манипуляции сверстников и близких людей. Защита от манипуляций. Контроль -ролевая игра.

Тема№5: «Социальные ловушки» - что это?

Ситуации психологического давления, давление сверстников, типы давления. Как противостоять давлениюОтказ в типичных ситуациях, связанных с употреблением психоактивных веществ. Задания.

Тема№6: Тренинг уверенного поведения.

Понятие ассертивного поведения. Почему стоит вести себя ассертивно, чем рискуем, когда ведем себя так. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения. Упражнения на повышение самооценки возможности позитивного самораскрытия.

Контроль.

К теме №1:Коммуникативные и организаторские склонности

Инструкция. Тест предназначен для выявления коммуникативных и организаторских склонностей (умение четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление расширять круг общения, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Тест содержит 40 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ «да» или «нет».

Перечень вопросов:

1. Есть ли у тебя стремление знакомиться с самыми разными людьми?

2. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?

3. Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненной кем-либо из товарищей?

4. Трудно ли тебе ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

6. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?

7. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за чтением или за каким-либо подобным занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, то легко ли отказаться от них?

9. Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?

10. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

И. Трудно ли тебе включаться в новые компании?

12. Часто ли ты откладываешь на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли тебе удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремишься ли ты добиться, чтобы окружающие действовали в соответствии с твоим мнением?

15. Трудно ли тебе освоиться в новом коллективе?

16. Верно ли, что у тебя почти не бывает конфликтов с товарищами вследствие возможного невыполнения с их стороны своих обещаний и обязанностей?

17. Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел ты принимаешь инициативу на себя?

19. Часто ли бывает, что тебя раздражают окружающие люди и хочется побыть одному?

20. Правда ли, что тебе тяжело ориентироваться в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у тебя раздражение, когда не удается закончить начатое дело?

23. Испытываешь ли ты затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что частое общение с товарищами утомляет тебя?

25. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?

27. Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?

29. Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (или в институте)?

31. Правда ли, что круг твоих знакомых не очень широк?

32. Верно ли, что ты не особо стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что у тебя появляется чувство тревоги в ситуации, когда нужно говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли ты опаздываешь на встречи, свидания?

37. Верно ли, что у тебя много друзей?

38. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ, совпадающий с приведенным в «ключе», оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по двум шкалам отдельно.

Шкала «Коммуникативные склонности» (общение с людьми, установление взаимопонимания).

(+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) Нет 3, 7, И, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Шкала «Организаторские склонности» (управление другими людьми, организация совместной деятельности).

(+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

К теме №2:

Заведите дневники, в целях повышения самооценки.

Модульная программа воспитательной работы

К теме №3:

Тест на силу воли. Прочитайте вопросы и мысленно ответьте на них

1. Вы сразу делаете нудную работу? 2. Легко ли вы можете заниматься тем, что вам не нравится? 3. Можете ли вы в случае конфликта унять эмоции, разобраться, кто прав, а кто - нет? 4. Можете ли вы долго сидеть на диете? 5. Вы можете встать рано, если решили? 6. Вы сразу отвечаете на сообщения в социальных сетях? 7. Будете ли вы принимать неприятное лекарство, которое вам прописано? 8. Всегда ли вы держите свое слово? 9. Вы легко решаетесь на поездку? 10. Вы придерживаетесь распорядка дня? За каждый положительный ответ поставьте себе 1 балл. Если вы набрали больше 5 баллов, то у вас есть сила воли. Если нет - тогда делайте выводы.

К теме №4: Ролевая игра «Манипуляции»

Описание игры. Участникам внутри каждой из подгрупп предлагается придумать, подготовить и представить ролевую игру, где будут продемонстрированы способы манипуляции, о которых они узнали, и способы защиты от нее. Время на подготовку - ориентировочно 15-20 минут.

? Девушка уговаривает своих знакомых принять участие в «финансовой пирамиде»: купить у нее косметику, одновременно став торговым представителем фирмы-производителя и продавать такой же товар дальше.

? Покупатель пришел в магазин, чтобы заменить недавно приобретенный сотовый телефон, в котором все разговоры сопровождаются треском (вариант: роликовые коньки, у которых скрипят колеса). Продавцы же с использованием манипуляции пытаются убедить его, что изделие вполне исправно и он должен отказаться от своих претензий.

Можно продемонстрировать и сугубо бытовые сценки. Так, у подростков обычно вызывает повышенную заинтересованность следующий сюжет: молодой человек пришел по неотложной нужде в платный общественный туалет, а денег, чтобы заплатить за вход, у него нет. Надо путем психологических манипуляций убедить дежурную пропустить его бесплатно.

Психологический смысл игры. Актуализация психологических знаний о способах манипуляции, их более тесное увязывание с жизненной реальностью.

К теме №5:

Тест на независимость

Инструкция: В этой методике вопросы имеют по три варианта ответов. Нужно выбрать один наиболее подходящий вариант в каждом из них. Верных и неверных вариантов здесь нет, приемлем любой ответ.

Перечень вопросов:

1. Я принял (или планирую принять) решение о своем месте обучения или работы после школы:

а) самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;

б) прислушиваясь к мнению своих родителей и родственников;

в) прислушиваясь к совету близких друзей.

2. Поступая (или планируя поступить) в избранное учебное заведение, я рассчитываю:

а) только на свои силы;

б) на связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;

в) только на связи с людьми, которые обещали помочь.

3. При подготовке к экзаменам и к занятиям я:

а) делаю упор на свое трудолюбие, рассчитываю на него;

б) иногда обращаюсь за помощью к окружающим;

в) по большей части рассчитываю на чужую помощь.

4. Я думаю, что лучше всего устраиваться на работу следующим образом:

а) по распределению (учебные заведения направляют работать своих выпускников в конкретные места);

б) используя для этого информацию сведущих людей;

в) благодаря знакомствам, «связям».

5. В сложных ситуациях я принимаю решения:

а) рассчитывая только на свой опыт и знания;

б) иногда консультируясь со знающими людьми;

в) всегда советуясь с окружающими.

6. Думаю, что выбор мужа/жены должен в первую очередь основываться на:

а) решении, принятом совершенно самостоятельно;

б) мнении близких и знакомых людей;

в) решении родителей, принятом независимо от меня.

7. Если близкие мне люди находятся в отъезде, я способен принять важные жизненные решения:

а) да, и сделать это полностью самостоятельно;

б) да, но лучше все-таки найти возможность посоветоваться с близкими;

в) нет, я буду ждать их возвращения.

8. Будучи подростком, я упорно отстаивал (отстаиваю) свое мнение:

а) всегда;

б) обычно да, но в бурных спорах с окружающими;

в) в большинстве случаев отказывался от своего мнения.

9. Думаю, мое дальнейшее развитие будет связано с тем, что я стану:

а) рассчитывать только на свои силы;

б) рассчитывать как на свои силы, так и на поддержку близких;

в) полностью полагаться на поддержку близких.

Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ «А» оценивается в 4 балла, «Б» в 2, «В» в 0. Набранные баллы суммируются.

В заключение подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и на ее основе делается вывод о степени развития у него такого качества личности, как независимость.

? При сумме баллов от 27 до 36 считается, что человек чересчур независим в своих суждениях и поступках и фактически не считается с мнениями окружающих людей.

? При сумме баллов от 12 до 26 делается вывод о том, что человек достаточно независим, но в своей независимости все же чутко и с уважением относится к мнениям других людей.

? При сумме баллов от 0 до 11 индивид рассматривается как зависимый от окружающих людей, несамостоятельный, недостаточно уверенный в себе.

К теме №6: Уверенное, агрессивное, застенчивое поведение («УАЗ»)

Инструкция. Ниже приводятся описания нескольких конфликтных, напряженных ситуаций, с которыми ваши ровесники могут встретиться в жизни, и по четыре разновидности возможной реакции на каждую из этих ситуаций.

Пожалуйста, выберете из каждых четырех реакций две - те, которые, как вы считаете, более свойственны вам. Ту из них, которая свойственна тебе в наибольшей степени, оцените в два балла, вторую - в один балл.

Описания ситуаций.

1. Ты сдал на проверку тетрадь с контрольной работой, а когда пришло время узнать оценку - этой тетради у учителя не оказалось, она куда-то затерялась. Он говорит, что ты нарочно не сдал ее, потому что не справился с работой, и собирается ставить «2».

А. Попрошу еще раз поискать тетрадь, если не найдется, то предложу доказать свои знания, решив у учителя на глазах другой вариант контрольной.

B. Если он поставит «2», то я возмущусь, скажу, что сдавал тетрадь при свидетелях, и стану думать, что на этого учителя нужно нажаловаться начальству

C. Робко напомню, что я вроде бы сдавал тетрадь. Если та не найдется и двойка все равно будет поставлена, я расстроюсь, стану переживать, но вряд ли смогу как-то изменить эту ситуацию.

D. Отнесусь к данной ситуации равнодушно: пусть ставит что хочет, очень нужна мне эта циферка от «2» до «5»…

2. Ты быстро едешь на велосипеде, и вдруг откуда-то из-за угла вылетает еще один велосипедист, вы сталкиваетесь и оба падаете. Кто из вас виноват, непонятно: скорее всего, неправы вы оба.

A. Встану, подойду к упавшему велосипедисту, помогу ему подняться и спрошу, в порядке ли он.

B. Выскажу второму участнику столкновения, что он ездить не умеет и «глаза дома забыл».

C. Извинюсь перед другим велосипедистом: ведь, наверное, все это произошло из-за меня.

D. Ну, упали и упали: что ж теперь, драться из-за этого, что ли? Молча встану, отряхнусь и поеду дальше.

3. Приятель попросил у тебя на несколько дней книгу, ты дал, а он ее все не возвращает, хотя ты уже напоминал. Завтра она тебе будет очень нужна для подготовки к занятиям.

A. Позвоню ему и настойчиво попрошу, чтобы он положил эту книгу в портфель прямо сейчас, тогда уж точно завтра не забудет.

B. Скажу ему, что он не выполняет свои обещания, и если он так и не принесет книгу - ему же хуже будет.

C. Мне будет неудобно вновь и вновь напоминать ему. Раз не несет - значит, ему она очень нужна самому, или у него возникли такие проблемы, что не до книги.

D. Пусть эта книга останется на его совести, мне будет проще не с ним разбираться, а сходить в библиотеку и взять такую же.

4. Ты покупаешь в магазине товар, который стоит 40 рублей, протягиваешь продавщице 100 рублей, она убирает их в кассу, дает тебе товар и протягивает 10 рублей сдачи. Когда ты спрашиваешь, где же оставшаяся сдача, она говорит, что ты дал ей всего 50 рублей, а не 100.

А. Я скажу, что уверен в том, что давал именно 100 рублей, и попрошу сдачи. Если это не поможет, потребую позвать менеджера и пересчитать лежащие в кассе деньги.

B. Я рассержусь на продавщицу скажу что она мошенница, и потребую отдать деньги. Если не отдаст - пойду жаловаться к директору магазина и просить, чтобы ее уволили.

C. Наверное, у меня возникнут сомнения, действительно ли я давал ей 100 рублей, или все-таки 50, и в конце концов я уйду восвояси.

D. 50 рублей вообще не стоят того, чтобы из-за них конфликтовать. Я просто молча уйду, и пусть это останется на ее совести.

5. Знакомый просит тебя дать ему взаймы 100 рублей. Л у тебя в кошельке всего 100 рублей, которые ты планировал потратить на обед.

A. Подумаю, что мне важнее - пообедать или помочь этому человеку. В зависимости от этого, либо дам, либо откажу.

B. Скажу ему, что это с его стороны нетактичная просьба, к тому же он уже брал взаймы, а потом не отдал.

C. Наверное, я ему не откажу, но сам потом буду переживать и злиться, что из-за него остался без денег.

D. Сначала сделаю вид, что не понял его просьбы, а если он будет настойчив, скажу, что у меня у самого нет денег, пусть займет у другого.

6. Знакомый говорит, что ты одет как последний неряха. Тебе обидно это слышать, поскольку ты в первый раз надел новый модный джемпер и тебе кажется, что он заслуживает куда лучшей характеристики.

A. Расспрошу его подробнее, какая конкретно деталь моей одежды ему не понравилась и чем именно.

B. Скажу ему: «Лучше на себя посмотрел бы! Сам одет будто бомж, а еще других критикуешь!»

C. Наверное, ничего не скажу, но расстроюсь и запрячу этот джемпер в дальний угол шкафа.

D. Вообще не обращу внимания на его слова, еще не хватало всяких дураков слушать.

7. К тебе на улице обращается симпатичная девушка и предлагает принять участие в какой-то лотерее. Ты подозреваешь, что эта лотерея - мошенничество, «лохотрон», потому что таким образом недавно «кинули на деньги» твоего друга.

A. Скажу, что меня не интересуют такие игры, и спокойно пойду дальше.

B. Скажу ей, что она обманщица и единственная цель их лотереи - «развести на деньги».

C. Просто так уйти мне будет неудобно, я остановлюсь и выслушаю, что она рассказывает про эту лотерею.

D. Пойду дальше, сделав вид, что не расслышал ее.

8. Тебе позвонили в дверь, сказали, что это почтальон, ты открыл. Л там вместо почтальона оказался торговый агент, который стал настойчиво уговаривать совершить у него покупку.

A. Скажу, что меня не интересуют его предложения. Если он все равно не уйдет - просто закрою перед ним дверь.

B. Скажу этому человеку, что он обманщик, раз представился почтальоном, а сам торгаш, и посоветую ему убираться подобру-поздорову.

C. Мне будет неудобно просто так «послать» этого человека. Наверно, я все-таки посмотрю, что он принес, а если товар понравится, то, может быть, что-нибудь и куплю.

D. Молча захлопну дверь и пойду заниматься своими делами. А в следующий раз вообще не буду открывать всяким «почтальонам».

9. Одноклассник, твой хороший приятель, просит у тебя тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Но тебе не хотелось бы давать ему списывать, поскольку ты знаешь, что учитель очень внимателен, он замечает одинаковые работы и ставит двойки обоим.

A. Скажу, что не могу дать ему списать, поскольку это приведет к тому, что двойки получат оба.

B. Скажу, что списать не дам, самому делать надо было, а не халявить.

C. Дам списать, но буду беспокоиться и очень расстроюсь, если в итоге действительно получу «2».

D. Чтобы он отстал, скажу, что списывать у меня нечего, поскольку я и сам не сделал это задание.

Обработка и интерпретация результатов

Отдельно подсчитываются суммы баллов, которые набраны по каждому из вариантов ответов: А, В, С, D , с учетом того, что выбор ответа на первом месте оценивается в 2 балла, а на втором - в 1. (Например, если ответ А трижды выбран в качестве первого и четырежды в качестве второго, то он набирает 3 х 2 + 4=10 баллов).

Набранные суммы говорят о склонности к различным типам реагирования в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия:

А. Уверенное поведение: направлено на достижение своих целей спокойно и вместе с тем настойчиво, но не «переходя на личности».

B. Агрессивное поведение: направлено на отстаивание своих целей, посредством действий против того, кто, по мнению опрашиваемого, в этом препятствует.

C. Застенчивое поведение: такие действия, при которых энергия тратится не столько на достижение целей, сколько на переживания по поводу произошедшего.

D. Игнорирование, уход от проблемы без попытки активно отстоять свои цели, но и без переживаний по этому поводу.

Литература.

Енин А.В. Внеурочная деятельность. ФГОС: 2Химия теории и практики воспитания.- Воронеж, ВИРО, 2015,-с.287.

Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание practic_psychology/training_teenagers

© 2010-2022