Конспект библиотечного урока Твои первые энциклопедии (3 - 4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок

для учащихся 3-х классов

«Твои первые энциклопедии »


Цели урока: познакомить детей с понятиями: энциклопедия, рассказать об их структуре, научить ими пользоваться.

Оформление: выставка справочных изданий.

Ход урока.

Ребята, у вас постоянно возникают вопросы Что? Где? Когда? Можно спросить у взрослых, а можно просто обратится к книгам, которые знают все. В них вы можете найти ответы на самые разнообразные вопросы, они знакомят вас с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся ученых, полководцев, путешественников, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы.

Чтец:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за невидимой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой ныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «Отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом и так целый день.

Пойдем-ка, дружок по тропинке вдвоем,

Ответы мы сразу с тобою найдем.

Итак, мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по страницам ваших первых энциклопедий, ваших будущих помощников и верных друзей, где будем находить ответы на вопросы «Отчего?», «Куда?», «Зачем?», «Почему?».

Слово «энциклопедия» - французское. Оно значит - «свод знаний». Толстые энциклопедии действительно могут рассказать почти обо всем. Все слова в них расположены по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко искать даже в очень толстом издании. Надо помнить, что все понятия, события, явления описаны в них очень кратко, сжато, для первого ознакомления.

В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+» и «Школьная энциклопедия «Руссика», «Большая Российская энциклопедия». Сегодня мы с вами познакомимся с ними поближе (показать энциклопедии).

Ребята, энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия» ( показать )

Как пользоваться энциклопедиями рассмотрим на примере детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Пользоваться этим изданием очень легко. Все слова размещены в алфавитном порядке, как фамилии в классном журнале. Слова, начинающиеся на одну букву , собраны на отдельную страничку. Найдя слово на этой страничке и ссылку на нужную страницу, легко можно по ней найти простой, но интересный рассказ о том, что вас интересует. Например, мы хотим узнать про дельфина. Откроем страничку на букву «Д» , найдем слово «дельфин», затем открываем страницу 347 и коротко читаем информацию про дельфина (зачитать).

Также вы можете найти ответ на любой интересующий вас вопрос - «Айсберг», «Верблюды», «Врач», «Вредные привычки» и.т.д.

В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности. Такие энциклопедии называют отраслевыми. Например, издательство «Росмэн» выпустило энциклопедии по темам «Живой мир», «История», «География». (показать). Например возьмем энциклопедию «География». Как вы думаете о чем мы прочитаем в этой энциклопедии? (ответы детей)

В нашей библиотеке есть «Большая детская энциклопедия» издательства «Астрель-АСТ», которая содержит очень много удивительных событий из жизни животных, сокровища мира, самые красивые места мира, военные тайны и многое другое. (показать)

Материал в этой энциклопедии расположен по темам. (Зачитать из жизни животных например про динозавров)

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия, но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.

(Дети читают стихотворение С. Маршака «Книжкины жалобы»).

Я - книга! Я - товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня - туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно. Продолжаем наш урок. Перед вами - энциклопедии серии «Что такое? Кто такой?» и карточки с заданиями. Кто первый выполнит задание, пусть поднимет руку.

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).

1.Что такое вулканы?

2.Где живут антилопы?

3.Где живут акулы?

4.Какие вы знаете ядовитые растения?

5.Где и когда родился детский писатель К.И.Чуковский?

Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться детской энциклопедией.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили.

1. Из какого языка пришло к нам слово «энциклопедия»? (Из французского).

2. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

3. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные и отраслевые).

Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся.

Ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем загадки.

  1. Почему Буратино из сказки Л.Толстого «Золотой ключик» оказался в стране Дураков? Что с ним случилось дальше?

  2. Кто из героев и из какой сказки говорит такие слова: «Не возьму лиса я в толк, отчего взбесился волк?» - «Ты слегка его прижал, оттого и убежал». («Теремок» Медведь - лисе )

  3. Кому принадлежат слова «Как выскочу, как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам»

  4. Кого сумела обхитрить лиса из сказки «Лиса и волк» и сколько раз? (Деда - 1раз, волка - 2 раза).

  5. Героем какой сказки является Чипполино? («Чипполино» Дж. Родари)

  6. Как зовут девочку, которая спасает брата из плена Снежной Королевы по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Герда)

А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке - словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях -

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок - каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож -

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга - время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Надеюсь, ребята, у вас есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет - не беда. К вашим услугам - наша школьная библиотека. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».














© 2010-2022