Статья Учитель должен быть психологом

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каримова Надежда Сабыровна

учитель начальных классов

ГКУ «ОСШ №33 с ДМЦ»

Талгарского района

Учитель должен быть психологом.

Проблема повышения уровня психологической грамотности учителя, особенно учителя начальных классов, в настоящее время чрезвычайно остра и важна, так как в последние годы растет число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых.

В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий школы и семьи. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что может дать школа! Никакая самая лучшая школа не заменит ему семью! И в этом деле, конечно же, руководящая роль отводится школе, учителю. А для этого учитель должен, прежде всего, сам овладеть знаниями психологии личности ребенка и психологическими приемами воспитания, а затем уже обогатить этими знаниями и приемами родителей ребенка.

Учитель может и должен стать для ребенка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то мере психотерапевтом. Особенно учитель младших классов, который для ученика часто самый незыблемый авторитет.

Эмоциональная устойчивость школьника, выявление причин возникновения тревоги у школьников и тех условий воспитания в семье и школе, которые способствуют не только предупреждению и преодолению тревоги ребенка, но и превращению ее из препятствия в катализатор развития.

Учителю необходимо научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить, выявить слабые места тревожных детей, например такие, как повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.

Нужно четко разграничивать два психологических понятия: тревога и тревожности. Тревогу определяют как «ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего».

В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. «Тревожный человек» постоянно не уверен в себе и в своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза.

Один из главных выводов по профилактике тревожности: честность и доверие к ребенку, безусловное принятие ребенка. Безусловное - значит без всяких условий. Ни отметка, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудьте сказать, что уверены в его возможностях, что цените его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.

Родители и учителя должны повышать самооценку школьника, надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.

В заключение хочу подчеркнуть, что важнейшей чертой школьной тревожности является ее неразрывная связь с поведением учителя. Учителя начальных классов ни на минуту не должны забывать, что для многих своих учеников они самые главные, самые лучшие. Любое слово, любой жест, взгляд, поступок учителя значит для ученика младших классов очень много. Учитель сможет вскрыть богатейшие возможности в каждом ребенке, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности и ощутить радость свободной и осмысленной жизни, сможет осуществить одну из заповедей учителя, выработанную педагогом - новатором Ш.А.Амонашвили: « Не навреди!».

© 2010-2022