Программа развития классного коллектива Я-гражданин

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРИНЯТА
на заседании МО классных руководителей
протокол № 1 от 28.08.2015 г.


СОГЛАСОВАНО
ответственная за ВР
_______________

Макарова М.М.


УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ с.Большой Труёв
_____________ Г.В.Ягудин







Программа развития классного коллектива

«Я - гражданин России»
(5-9 классы)





Составитель: классный руководитель 5 класса

Макарова Марина Михайловна



с.Явлейка, 2015 год

Паспорт Программы развития классного коллектива

«Я - гражданин России»

Наименование Программы

Программа развития классного коллектива «Я - гражданин России»

Нормативно-правовое обеспечение Программы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 23 июня 2015 года)

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5.Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Основной разработчик Программы

Классный руководитель 5 класса Филиала МБОУ СОШ с.Б.Труёв-СОШ с.Явлейка Макарова Марина Михайловна

Цель Программы

Создание условий для развития здорового, жизнелюбивого человека, обогащенного знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, способного к самоопределению и самореализации через включение в многообразные виды творческой деятельности, воспитание востребованного и успешного гражданина Российской Федерации.

Задачи Программы

1.Создать:

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

2. Воспитывать и развивать в детях:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- гражданскую ответственность;

- способность к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям;

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

- потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- развивать творческие способности школьников.

3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

Сроки реализации Программы

2015-2020 г.г.

Место реализации Программы

Филиал МБОУ СОШ с.Большой Труёв-СОШ с.Явлейка

Пензенская область, Кузнецкий район с.Явлейка, ул.Школьная, 1

Основные направления Программы

Данная программа должна осуществляться по шести направлениям: «Интеллект», «Здоровье», «Досуг», «Я - личность», «Моя безопасность», «Патриот».

Исполнители Программы

В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и ученик, где ученик занимает центральную позицию.

Принципы реализации Программы

1.Принцип гуманизма во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик».

2. Принцип демократизма, уважения ученика.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

4. Принцип преемственности и взаимодействия в

воспитательном процессе.

5. Принцип индивидуальности.

6. Принцип развития.

7. Принцип творчества и успеха.

8. Принцип поддержки и доверия.

9. Принцип ответственности.

10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).

11. Принцип элективности - умение делать выбор в различных ситуациях.

Вся работа строится на принципе системности. Главный принцип - не навреди.

Степень реализации Программы.

Программа находится в стадии реализации.

Механизмы реализации

Программы

Тематические классные часы по представленным направлениям; выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории; участие в школьных и районных мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях; работа в кружках; «Портфолио» ученика; участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах; занятия в школьных спортивных секциях.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Воспитание выпускника школы с показателями:

  • подготовленность к познавательной деятельности («человек обучающийся»);

  • подготовленность к реализации сферы досуга («человек отдыхающий»);

  • сознательное отношение к своему здоровью («человек здоровый»);

  • творческое отношение к общественной жизни («человек общественный»);

  • конкурентоспособного и востребованного гражданина.

Система организации контроля за исполнение Программы

Администрация Филиала МБОУ СОШ с.Б.Труёв-СОШ с.Явлейка


Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Важнейшим фактором воспитания является школа, потому что большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования достойного гражданина своей страны. На среднем этапе обучения происходит не только физическое созревание, но интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную.

Кем станет сегодняшний выпускник по отношению к окружающему нас миру завтра? Творцом или разрушителем? Какой будет его готовность к решению жизненных проблем? Ведь жизнь и деятельность каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей.

Проблема социальных компетентностей необъятна, она охватывает огромное поле. Но основной смысл социальной компетентности - умение жить в обществе без конфликтов, действовать с учетом интересов других людей.

В чем суть социальной компетентности выпускника школы.

1. Умение жить в коллективе, обществе. Прежде всего, это ощущать себя неотъемлемой частью коллектива, общества. Тот, кто истинный гражданин, защищает собою все поле, даже если он в поле окажется один. Умение жить без конфликта, находить компромиссные решения, то есть жить в атмосфере дружелюбия.

2. Умение участвовать в совместной деятельности. Человеческая личность рассматривается в контексте непрерывного становления, которое происходит благодаря взаимодействию личностей и групп. Это взаимодействие следует стимулировать педагогу. Участвуя в совместной деятельности, ребенок должен понимать необходимость сотрудничества.

3. Умение брать на себя ответственность за принятие решений. Уметь занимать свою позицию в дискуссиях: высказывать свое мнение и отстаивать его. Уметь слушать и слышать оппонента во время дискуссии - тоже ответственность. Принял решение, дал слово - нужно выполнять, иначе лучше не давать.

4. Умение определять общечеловеческие ценности в школьной и общественной жизни, умение давать им свою оценку. Знание Устава школы, правил этики и их грамотное применение в жизни. Стремиться к совершению нравственных поступков, придерживаться «золотого правила нравственности»: не делай людям того, чего не хочешь пожелать себе. Обладание адекватной самооценкой.

5. Владение опытом саморазвития. Самопознание, утверждение, выражение, управление, анализ, определение. Все победы начинаются с победы над собой.

6. Готовность к решению жизненных проблем. Уметь грамотно решать актуальные проблемы, уметь противостоять сложностям. Жизненные препятствия только закаляют характер, вырабатывают крепость духа, воспитывают целеустремленность, способность преодолевать трудности, умение держать удар, самостоятельно находить выход из любой ситуации.



Цель Программы

создание условий для развития здорового, жизнелюбивого человека, обогащенного знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, способного к самоопределению и самореализации через включение в многообразные виды творческой деятельности, воспитание востребованного и успешного гражданина Российской Федерации.

Задачи Программы:

1.Создать:

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

2. Воспитывать и развивать в детях:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- гражданскую ответственность;

- способность к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям;

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

- потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- развивать творческие способности школьников.

3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

воспитание гуманистической личности;

овладение школьниками культурами национальной, российской,

общечеловеческой;

формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания; •создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

•формирование учебной мотивации;

•совершенствование классного коллектива, способного к совместной творческой деятельности;

•приобщение к общечеловеческим ценностям;

•проведение работы по профориентации и самоопределению будущих выпускников;

•создание системы работы с родителями.

Ожидаемые результаты:

Воспитание выпускника школы с показателями:

  • подготовленность к познавательной деятельности («человек обучающийся»);

  • подготовленность к реализации сферы досуга («человек отдыхающий»);

  • сознательное отношение к своему здоровью («человек здоровый»);

  • творческое отношение к общественной жизни («человек общественный»);

  • конкурентоспособного и востребованного гражданина.

Сроки и этапы реализации Программы:

  1. этап - организационно-целевой: 2015-2017 г.г.(5-6 классы)

  1. Развитие самоуправления учащихся.

  2. Коллективное планирование, коллективный анализ.

  3. Содействие личностному развитию учащихся.

  4. Организация социально значимой деятельности.

  5. Развитие навыков социального взаимодействия.

2 этап- творческо-реализационный: 2017-2019 г.г. ( 7-8 класс)

  1. Формирование потребности в творческой деятельности.

  2. Самоуправление учащихся.

  3. Коллективный анализ, коллективное планирование.

  4. Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.

  5. Работа творческих групп.

  6. Развитие навыков социального взаимодействия.

3 этап - рефлексивно - обобщающий: 2019-2020 г.г. (9 класс)

  1. Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.

  2. Самоуправление учащихся.

  3. Работа творческих групп.

  4. Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

  5. Социальное проектирование.

  6. Обобщение и распространение (социализация) результатов

Программа работы с классом включает в себя 6 направлений:

1. «Интеллект»

Цели: формирование ценностного отношения к знаниям; воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

Задачи: выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду; развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей; формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность, потребность к самосовершенствованию.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

час общения

«Отношение к учёбе и учебным предметам»

Октябрь

воспитательный час, анкетирование

«Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Ноябрь

час общения

Викторина

«Культура получения знаний, или чтобы учение не превращалось в мучение»

«Хочу всё знать»

Декабрь

круглый стол

«По одёжке встречают - по уму провожают»

Январь

интерактивная викторина

«Счастливый случай»

Февраль

воспитательный час

«Знай и береги родной язык»

Март

интеллектуальный марафон

«Интеллектуальный рейтинг»

Апрель

КВН

«Литература - золотой фонд человечества»

Май

воспитательный час

«Мои успехи». Итоги года

2. «Здоровье»

Цель: воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.

Задачи: овладеть навыками общей физической культуры; развивать двигательную активность; профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

Брейн-ринг

Спортивное многоборье

«Мое здоровье»

«Быстрое колесо»

Октябрь

Час общения

Весёлые старты

«Береги здоровье смолоду»

Ноябрь

Круглый стол

«Твое здоровье в твоих руках»

Декабрь

Воспитательный час

Весёлые старты

Проблема зависимости от психоактивных веществ среди подростков

Январь

КТД

«Я выбираю здоровье»

Февраль

Эстафета среди мальчиков

«Мы за ЗОЖ»!

Март

Интеллектуальный марафон

«Я есть то, что я ем»

Апрель

Брейн-ринг

«Экология и здоровье»

Май

Воспитательный час

«Культура здорового тела»

3. «Я - личность»

Цели: формирование самосознания; становление активной жизненной позиции школьников.

Задачи: оказать поддержку и помощь школьнику в создании образа своего «я»; помочь сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности; развивать потребность в самопознании, самосовершенствовании, самореализации.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

Час общения

«Я познаю себя»

Октябрь

Психологический тренинг

«Мои жизненные принципы»

Ноябрь

Час общения

«Мой характер»

Декабрь

Круглый стол

«Круг моих интересов»

Январь

Психологический тренинг

«Мой выбор»

«Чем ты руководствуешься совершая поступки?»

Февраль

Воспитательный час

«Я - культурный человек»

Март

Час общения

«Я в мире людей. Люди, которые рядом»

Апрель

тестирование

«Организованный ли ты человек?»

Май

КТД

«Мои добрые дела»

4. «Досуг»

Цели: выявление и развитие коммуникативных и творческих способностей; развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи: создать условия для проявления учащимися инициативы, индивидуальности, творческой активности; использовать активные формы внеклассной работы на основе учёта интересов и склонностей учащихся; дать возможность самореализоваться в соответствии со склонностями и интересами через досуговую и самоуправленческую деятельность.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

Подготовка и участие в празднике

«Осенний бал»

Октябрь

КТД

«Наши интересы и увлечения»

Ноябрь

КТД

«День матери»

Декабрь

Информационный час

«Кино в жизни человека»

Январь

Диспут

«Мир развлечений»

Февраль

Турнир среди мальчиков

«Герой дня»

Март

Конкурсная программа для девочек

«А ну-ка, девочки!»

Апрель

Игровая шоу-программа

День Космонавтики

Май

Диспут

Поход в лес

«Культура развлечений»

5. «Моя безопасность»

Цель: формирование культуры безопасного поведения.

Задачи: воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах; закрепить знание правил пожарной безопасности, ПДД, оказания первой помощи.



Реализация

Сроки

Формы проведения

Сентябрь

Викторина о правилах пожарной безопасности в школе, о ПДД

Октябрь

Информационный час «Огонь - друг и враг человека». ПДД

Ноябрь

Диспут «Что надо делать при пожаре?». Правила перехода дорог.

Декабрь

Противопожарный режим в детском учебном заведении. Инструктаж перед зимними каникулами.

Январь

Первая помощь при обморожениях.

Февраль

Воспитательный час «Берегите жилище от пожаров». Беседа «Осторожно: гололёд!»

Март

Инструктаж перед весенними каникулами.

Апрель

Викторины о правилах пожарной безопасности и ПДД.

Май

Инструктаж перед летними каникулами.

6. «Патриот»

Цель: воспитание любви к Родине и чувства долга, ответственности перед своим Отечеством.

Задачи: развивать ребёнка как члена общества; формировать уважительное отношение к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям; познакомить с героическими подвигами и трудовыми традициями старших поколений.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

Участие в социально-значимой акции «Чистый двор»

«Мой дом - моя крепость»

Октябрь

Правовая вертушка

«Патриотизм. Что это?»

Ноябрь

Воспитательный час

«Я - патриот»

Декабрь

Круглый стол

«Символы России»

Январь

Час общения

«Гражданин и гражданство»

Февраль

Участие в смотре строя и песни

«Доблести Защитников Отечества»

Март

Краеведческий ткрнир

«Откуда ты родом?»

Апрель

Час общения

«Что мне хотелось бы рассказать о моей стране тем, кто её не знает»

Май

КТД

«Они сражались за Родину»

Самоуправление в классе

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной,

активной личности.

Работа самоуправления ведётся в рамках четырёх советов, возглавляемых старостой класса.

Совет по образованию отвечает за успеваемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических классных часов, предметных недель, конкурсов, викторин, олимпиад, интеллектуальных игр. Проверяет ведение дневников.

Совет по спорту планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия,

помогает классному руководителю при проведении классных часов по пропаганде здорового образа жизни, формирует команду для участия в школьных спортивных мероприятиях.

Совет по досугу способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательных программ.

Совет по труду и чрезвычайным ситуациям принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях. Помогает классному руководителю при проведении классных часов по направлению «Моя безопасность».

Принципы деятельности органов самоуправления:

добровольность;

демократизм;

гуманизм;

творческая деятельность;

самостоятельность.

Работа с родителями

  1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

  2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

  3. Проведение тематических родительских собраний.

  4. Привлечение родителей класса к ремонту классного помещения.

Функции родительского комитета: принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Реализация

Срок

Форма проведения

Тема

Сентябрь

Родительское собрание

«Результативность школьного урока - от чего она зависит»

Октябрь

Родительское собрание

«Свободное время и развлечения учащихся»

Ноябрь

Посещение родителей на дому (многодетные и неполные семьи)

Консультация

Итоги 1 четверти

Декабрь

Индивидуальная работа с родителями проблемных детей

Январь

Родительское собрание

Консультация

«Чистота речи детей»

Итоги 2 четверти

Февраль

Праздничное мероприятие

«Поздравляем наших пап с днём Защитника Отечества»

Март

Праздничное мероприятие

Консультация

«Поздравляем наших мам с 8 Марта»

Итоги 3 четверти

Апрель

Родительское собрание

«Как избежать конфликта в общении с детьми» (обмен опытом)

Май

Родительское собрание

Итоги учебного года

Основные принципы работы

1.Принцип гуманизма во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик».

2. Принцип демократизма, уважения ученика.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

4. Принцип преемственности и взаимодействия в

воспитательном процессе.

5. Принцип индивидуальности.

6. Принцип развития.

7. Принцип творчества и успеха.

8. Принцип поддержки и доверия.

9. Принцип ответственности.

10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).

11. Принцип элективности - умение делать выбор в различных ситуациях.

Вся работа строится на принципе системности. Главный принцип - не навреди.

Механизмы реализации программы:

  • тематические классные часы по представленным направлениям;

  • выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;

  • участие в школьных и районных мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;

  • работа в кружках;

  • «Портфолио» ученика;

  • участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах;

  • занятия в школьных спортивных секциях и секциях в спорткомплексе п. Вурнары.

Необходимые для работы условия:

  • материально-техническое обеспечение организуемого воспитательного процесса;

  • административная поддержка и методическая помощь;

Ожидаемые результаты

Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут иметь:

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;

  • качественный "прорыв" в достижениях результативности отдельных учащихся;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • стремление к здоровому образу жизни;

  • призовые места в школьных и других мероприятиях.

Использованная литература:

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. - М. Просвещение, 1991.

  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. - М. ВАКО, 2007

  3. Личностное портфолио школьника. 5-7 классы: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, М.В. Токарева. - М.: Глобус, 2008.

  4. Прокопьева О.В. Программа работы классного руководителя// Классный руководитель, 2008, №4. С.66-73.

  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007

© 2010-2022