СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНКУРСЫ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Система оценки достижения личностных и метапредметных результатов через дистанционные конкурсы










Майорова Светлана Мефодьевна

учитель истории, заместитель директора по УВР

МБОУ Беркутовская ООШ





2016

Введение.

«Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на 10 лет вперед - сажай лес,

Если же на 100 лет - воспитывай детей»

Народная мудрость

Еще со времен Яна Амоса Коменского понятия «обучение» и «воспитание неразрывны. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания и создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Современная социокультурная ситуация характеризуется как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведёт к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере образования и культуры.

Современная социокультурная ситуация всё чаще осмысливается также как ситуация культурного перехода, в котором единичное социальное действие может повлечь крупномасштабные и малопредсказуемые последствия. В этой ситуации меняются задачи образования: от простой передачи навыков к выработке умения осмысливать социокультурное целое в его историческом измерении и осознанному формированию мировоззрения. В этой новой социокультурной ситуации образование в России и в мире в целом переживает кардинальные изменения. В новых условиях быстрых социальных изменений, развития процессов глобализации, существования в реальном историческом процессе различных политических систем, уровней экономического развития, диалога культур общество предъявляет школьному образованию новые вызовы.

Это требует от педагогов нетрадиционных методов решения нестандартных ситуаций, представления обществу качественно иного интеллектуального продукта. Естественно, что при таком подходе теряет эффективность, распространённая в мире традиционная модель образования, ориентированная на трансляцию готового знания, иллюстративный способ преподавания, пассивное усвоение.

Современное общество, стремясь к преобразованию политической, социально-экономической и культурной жизни, обращается к личности, к её творческим возможностям. Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Целостность воспитательного процесса, обусловленная целостностью самой жизни, предписывает педагогам осуществлять программную работу с детьми по принципу сопоставления реальности социокультурным нормам, корректируя поведение детей, предъявляя им образ жизни достойного человека.

Требования времени - ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Программа воспитания является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

- ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

- обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

- обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.

Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.

В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).

«Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному - творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её само-определение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного; социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника».
При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Стандарты прописывают сегодня результаты не только познавательные как доминирующие, а рассматривают комплекс результатов. Это значит, что на одной чаше весов и познавательные и личностные и метапредметные результаты. Это значит, все результаты важны для формирования выпускника школы.

Современное понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е г.г. представители направления гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкл, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка. Идея личностного подхода разрабатывалась с начала 80-х г.г. некоторыми отечественными учеными (К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако личностный подход ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам.

Прежний - традиционный подход в образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь же целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания. Сегодня в школах учебники второго поколения для начальной школы позволяют сделать выводы о том, что успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания. Это так называемый метапредметный подход.

Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение например, к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.

Считается, что метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.


Особенности оценки личностных и метапредметных результатов

Личностные универсальные учебные действия - система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Целесообразно выделить следующие моменты в реализации оценивания:

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) - это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.


  • КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку .


  • ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), в «Портфолио»

«Портфель достижений ученика (портфолио)» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.


Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений (портфолио) как инструменты динамики образовательных достижений

Одним из средств оценивания и учета достижений учащегося, в том числе и творческих успехов, является Портфель достижений ученика - портфолио. «Портфолио» - это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:

  • объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

  • творческая деятельность;

  • общественно - значимая деятельность;

  • уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

  • положительных мотивов учения;

  • интереса к предмету;

  • уровня развития мыслительной деятельности;

  • уровня критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Портфолио - как технология самореализации ученика способна создать для каждого ученика ситуацию переживания УСПЕХА, поскольку ученик перестает быть полностью зависимым от учителя. Он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать. Портфолио демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения (формирования) портфолио выбирается изначально (год, начальные классы, и т. п.). Портфолио нацелен на рефлексию, на самооценку. Портфолио - это совместная работа учащихся, учителей, родителей. Портфолио представляет собой личный выбор работ, его достижений, наград, сертификатов. Учитель может поставить ученику цель: оценить прогресс в его деятельности.

По окончании учебного года происходит публичная защита «портфеля». Это может быть и конференция обучающихся, родителей, администрации, учителя.
Таким образом, портфолио - технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности: процессу сбора информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самим обучающимся. При желании ученик может обсудить его с педагогом, родителями, администрацией. Собранный и представленный учеником материал оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. Это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива.


Из опыта работы МБОУ Беркутовская ООШ.

Наша школа малокомплектная, а это значит, нам все время необходимо находить нишу реализации достижений наших учеников. Несколько лет назад ученики нашей школы показывали неплохие результаты в спорте. Были призеры на республиканском уровне. Затем неплохие результаты были в творческих конкурсах. Были и результаты на НПК на уровне района и Республики. Но дети меняются и изменения эти не всегда в лучшую сторону. На сегодняшний день как нам кажется, мы снова нашли возможность реализоваться нашим ученикам - это дистанционные конкурсы.

Оценка личностных и метапредметных результатов в нашей школе происходит через:

- Методическое сопровождение деятельности классного руководителя, это различные анкеты (например: карта уровня воспитанности. ) Речь идет о личностном росте ребенка как развитии ценностного отношения личности к окружающему миру, к обществу, к людям, самому себе. Анкеты разработаны в соответствии с возрастными группами.

Новые результаты образования (личностные, метапредметные, предметные), которые являются отличительной особенностью ФГОС общего образования второго поколения, требуют серьезной подготовки учителя к систематическому их отслеживанию. В данном случае в рамках деятельности классного руководителя, который в большей мере заботится о личностных и метапредметных результатах, под которыми понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Диагностические методики соответствуют той или иной возрастной группе и представлены в определенной системе, определены диагностическим сопровождением Программы воспитания школы.

Работа с анкетами помогает классным руководителям анализировать, систематизировать и планировать свою воспитательную работу в классе, но не только за один год, как в традиционном варианте, а за несколько лет, что позволяет осуществлять воспитательную деятельность в системе.

-Также отслеживание личностных результатов происходит через Портфолио. Решение об использовании портфолио в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается.

Главная отличительная черта личностных результатов - что они должны стать лично значимыми для ученика. Достичь лично значимых результатов можно используя в своей работе дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины. Ученика трудно заставить выполнить работу, если она ему не интересна, или он понимает, что она ему не нужна. Для чего участвовать в олимпиаде, если он знает, что он не силен в предмете, если он боится ошибиться, если эти результаты будут обсуждать, где либо. В таких случаях на помощь приходят дистанционные конкурсы. Ребенок один на один с заданиями и результатами. Если это творческие конкурсы - это меньше волнения и дискомфорта. Это возможность самого ребенка какие выбрать предметы и направления. В таком случае и результат становится для него значимым. На сегодняшний день ученики нашей школы выбирают разные предметы, разные направления. Результаты также разные. Дистанционные конкурсы показывают и метапредметные результаты. Если рассматривать сегодня, как проводятся очные Олимпиады и заочные, то можно увидеть, что заочные составлены с учетом знаний не только одного предмета, а в них используется уже метапредметный подход. Ученику приходится работать с вопросами и заданиями разного уровня и разных предметов. Еще один плюс дистанционных конкурсов для малокомплектной школы, что не надо выезжать, участвовать в конкурсах можно с дошкольного возраста.

Такой подход играет важную роль и при работе с семьей. Главным недостатком сегодня является, что родители не умеют общаться со своими детьми. Конкурсы многие предусматривают, что выполняются они с родителями, особенно в начальном звене и в детском саду. Как показала практика, многие родители стали помогать детям при выполнении заданий. Дошкольникам все задания приходится читать и объяснять родителям. Мы начинаем работать с детского сада. Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются качества необходимые для ученика - это тяга к знаниям, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания учится чему то новому, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей любовь к знаниям нужно с дошкольного возраста.

Все результаты дети вносят в свое портфолио. На сегодняшний день портфолио ведется с детского сада. Таким образом учитель 1 класса получает из портфолио дополнительную информацию о поступившем ребенке. Он как раз делает анализ личностных и метапредметных достижений воспитанника.

Для работы с дистанционными конкурсами в школе были прописаны следующие виды анализа портфолио:

- 1 четверть - анализ участия/ не участия в конкурсах (анализ показал, что дети участвуют в творческих конкурсах и предметах, где он чувствуют свои силы. Те дети кто не участвуют чаще всего написали причины, что конкурсы дорогие и родители не всегда дают деньги для участи, хотя желание у них есть. Для решения этих проблем стали искать более дешевые конкурсы и в том числе бесплатные.)

- 2 четверть - анализ выбираемых конкурсов (анализ показал, что участвующих стало больше. Но выбор предметов остался практически тем же - предметы посложнее показали, что результат ниже, чаще у детей сертификаты. Было принято решение на педсовете, после олимпиад разбирать вопросы которые они не смогли сделать в предыдущей работе.)

-3 четверть - анализ роли дистанционных конкурсов для достижения планируемых результатов.

Уже сейчас можно сказать, что для большинства учащихся это первые победы на уровне Республики, Региона, России. Такие результаты не могут быть не значимы для самого школьника. Глядя на активное участие школьников в конкурсах, активно стали участвовать и педагоги. Все результаты и награды вручаются по желанию детей на линейке, стало приято, что теперь эти награды получают и педагоги. За этот период дети получили 203 награды, большинство это грамоты с указанием места в России и в Регионе и 35 грамот получили педагоги. Со 2 четверти начали работу в этом направлении и детский сад. Там тоже есть первые награды, как воспитанников так и воспитателей.

Заключение.

В учебном и воспитательном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка личностных и метапредметных достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Именно такую «безопасную» роль в достижении результатов играют дистанционные конкурсы, результаты которых легко могут отслеживать сами учащиеся. Могут сами ставить цели на достижение результата и анализировать свою деятельность.

Формирование и достижение личностных и метапредметных результатов - задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности.

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Используемая литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.

3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя - М. : Просвещение, 2008.

4. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2012. - № 1.

5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 2.

6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. / standart. edu. ru/.

7. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1september.ru/articles/100689/.

8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.














© 2010-2022