- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Выступление на педсовете: Психологический портрет подростка
Выступление на педсовете: Психологический портрет подростка
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белявская Я.Н. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологический портрет подростка
Исследования, в которых подростков просили описать себя, проводились не раз. Например, в одном из них ребятам надо было ответить на вопрос «Кто я?» в двадцати словах или предложениях. Оказалось, в разные годы отрочества эта задача решается совершенно по-разному. Вот типичные психологические автопортреты подростков. (Обратим внимание читателей на то, что речь идет о ребятах, которые шли в школу еще с семи лет и учились в начальной школе три года; если бы младших классов было четыре, то начинающие отроки оказались бы в пятом классе; сути дела это, понятно, не меняет).
Работа пятиклассника психологический портрет подростка имеет вид совершенно противоположный - это небрежно выдранная страница, на которой без всяких номеров, иногда по диагонали фразы типа: «Я мужчина в самом расцвете сил» (влияние Карлсона!). Или: «Я - капитан Немо, и на ваши вопросы я нема...»
И далее в этом же роде. Теперь все внимание на одном: какой я?
Согласитесь: задача создания психологического автопортрета лишь у самых младших не вызывает никаких затруднений. Для всех остальных она очень трудна. Трудность в том, что задача эта очень трудна эмоционально, она одновременно и притягивает, и отталкивает подростка. Показательно, что в одном возрасте ребята, как правило, подписывают свой автопортрет, а в другом же - нет. (Подростков каждый раз предупреждали: пусть каждый поступает, как захочет,- подписывает или не подписывает работу).
Впервые стремление к анонимности встречается у ребят 11 -12 лет, причем оно сочетается либо с полным, часто агрессивным отказом раскрыть себя перед взрослым, либо с попыткой отделаться шуткой, цитатой. Тут налицо стремление оградить свой внутренний мир, защитить свое «я», не сложившееся еще, но уже остро и настойчиво заявляющее о себе.
Шестиклассник психологический портрет подростка уже может и хочет рассказать о себе. Главное в его рассказе - ощущение собственного роста, развития, попытка уловить, понять для себя смысл происходящих перемен. На границе шестого и седьмого классов («кризиса 13 лет») наступает ярко выраженный перелом: из существа открытого, склонного к диалогу, подросток становится предельно закрытым.
Психологический портрет подростка семиклассника внешне похож на автопортрет четвероклассника: он практически полностью состоит из чисто внешних, формальных характеристик. Но если вступающий в отрочество действительно считает эти характеристики важными, то семиклассник намеренно их использует для защиты собственного внутреннего мира от посягательств извне.
Психологический портрет подростка восьмиклассника свидетельствует о потребности разобраться в своих переживаниях, поделиться ими. Это во многом связано с тем, что заканчивающий неполную среднюю школу должен решить очень непростые проблемы, связанные с выбором пути получения среднего образования, а то и с выбором профессии, которая определит его будущее.
Эти колебания отношения подростка к себе, когда периоды открытости, склонности к диалогу и даже потребности в нем сменяются стремлением закрыть свой внутренний мир, несомненно, должны осознаваться родителями, всеми взрослыми, окружающими подростка.
Конечно, время открытости и закрытости у каждого отдельного ребенка может и не совпадать с обозначенными выше характерными сроками. Подросток может оказаться максимально открытым, склонным к общению со взрослыми по поводу волнующих его проблем не в шестом классе, как большинство, а в пятом или в седьмом. Родительская интуиция, живое ощущение развития ребенка подскажут, когда именно надо быть предельно тактичным и не настаивать на обсуждении вопросов, как-либо связанных с его внутренним миром.
В периоды, которые можно условно назвать периодами закрытости, дети воспринимают как попытку грубого вторжения даже весьма нейтральные замечания, вопросы, высказывания взрослых. Для того, кто это осознает, уже не покажется необъяснимым, к примеру, случай, когда подросток на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» - вдруг начинает возмущаться и кипятиться: «Вечно лезут ко мне в душу! Оставьте меня в покое!»
И напротив, в период открытости подросток нуждается в разговоре, в беседе о себе, о своих проблемах и переживаниях. Если у шестиклассника удовлетворить эту потребность наряду со взрослыми могут и сверстники, то восьмиклассник (вспомним о сложности его жизненных проблем) остро нуждается в общении именно со взрослым человеком. Но не со всяким, а лишь с тем, кому он доверяет, в ком чувствует заинтересованность, с кем ему хорошо. Стоит ли говорить, что такими взрослыми собеседниками надо бы в первую очередь стать его родителям?
Сравнивая себя с собой
Если внимательно приглядеться, по каким параметрам подростки оценивают себя, то (как ни удивительно - ведь столько говорят: «Они такие разные!») мы столкнемся с заметным их однообразием у детей одного возраста.
Для четвероклассника в основном значимо то положение, которое он занимает в семье и школе, то, чем он владеет (игрушки, домашние животные, какие-то вещи).
У пятиклассника преобладает описание своих дружеских привязанностей. На вопрос: «Что я знаю о себе?» - девочка отвечает: «У меня есть подружка».
Шестикласснику психологический портрет подростка наиболее важными кажутся особенности внешности и отношения со сверстниками противоположного пола.
У семиклассников преобладают характеристики жизненных планов и связанные с этим оценки своих способностей, умений, интеллекта.
И наконец, восьмиклассники отмечают прежде всего степень самостоятельности, взрослости, для них характерны сравнения со сверстниками по типу: «такой, как все»; «не такой, как все».
А если присмотреться еще внимательнее, можно увидеть: реальные варианты внутри этих общих возрастных стереотипов в огромной степени зависят от «общественного мнения», господствующего в той или иной группе подростков. Так, при общей важности для шестиклассников оценки своей внешности в VI А больше может цениться рост, а в VI Б - длина волос. В одном седьмом классе чрезвычайно престижно намерение продолжить образование в средней школе с тем, чтобы поступить в вуз, а в другом - пойти в такой же техникум или ПТУ, которые дадут возможность в ближайшее же время получить хорошо оплачиваемую работу.
Зависимость самооценки от стандартов, принятых в той или иной подростковой группе, далеко не всегда учитывают родители. Они предпочитают оценивать ребенка по своим жизненным меркам, сегодняшним или времен своей молодости, или сравнивая с детьми знакомых, сослуживцев. И в результате они не находят с собственными детьми взаимопонимания.
«Я такой, как все» или «я не такой, как все» - многократно повторяющиеся сравнения такого рода дают подростку возможность выработать собственное отношение к себе, а затем подвергнуть его критической перепроверке. Если вы хотите помочь ребенку разобраться в себе, правильно оценить свои достоинства и недостатки, стоило бы узнать, что в наибольшей степени ценится его одноклассниками. Но это хоть и важное, но все-таки второе дело. Самое же главное - научить видеть и оценивать, сравнивая не с другими, а с самим собой: я вчера... я сегодня... я завтра... Или: какой я сейчас... каким могу быть...
Уметь сравнивать себя с самим собой - задача весьма нелегкая даже для нас - взрослых, сформировавшихся людей. Она требует постоянных духовных усилий: способности освобождаться от понятной симпатии к «себе, любимому», мужества в признании собственных промахов и неудач, внимания к якобы незначительным событиям и поступкам. Но подросток, как это ни парадоксально, решает такую задачу практически ежедневно. Именно в отрочестве так остро, как никогда до или после, растущий человек ощущает перемены, с ним происходящие, пытается понять и осмыслить, «откуда и куда он идет».
Другое дело, что попытки эти порой напоминают бег на месте. Понять себя подростку трудно прежде всего потому, что он не умеет разобраться в причинах происходящего с ним. Он может часами вспоминать и вспоминать, как на него кто-то посмотрел, какие слова ему сказаны, воображать совершенно фантастические способы своего триумфа или отмщения обидчику. Но дальше таких буксующих живописных, эмоционально насыщенных сцен - душераздирающих или радужных - дело не идет. Не идет потому, что нет у подростка способов иного отношения к себе.
Какого иного? Мы имеем в виду вот что. Стремясь разобраться в каком-то личностно значимом событии, необходимо отстраниться от его непосредственного переживания, встать в «самонаблюдающую» позицию, понять, что побуждало участников этого события (включая тебя самого) вести себя так или иначе.
Родители могут помочь подростку и тут. Положим, ваша дочь рассказывает вам о том, что учительница была к ней в чем-то несправедлива. Попросите ее рассказать ту же самую историю, но так, как видела ее учительница или подруга, которая при этом присутствовала. Такое своеобразное упражнение поможет вашей дочери посмотреть на себя со стороны, а поэтому глубже понять себя, причины своих поступков и поступков своего оппонента, по-иному оценить то, что показалось обидным и несправедливым. Меньше всего в этом случае надо задаваться вопросом, кто виноват. Цель иная - помочь подростку действительно увидеть и как бы изнутри понять другую точку зрения. Научиться этому - значит для подростка сделать важный шаг в развитии самосознания.