Школьная оценка: проблемы, поиски, находки

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная оценка: проблемы, поиски, находки.

Критерии оценивания: оценка и отметка

Система оценивая знаний - система оценивая качества освоения образовательных

программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

В настоящее время в мире используется множество школ оценивая знаний

Изначально в истории существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причём направление шкалы установилось противоположным германскому.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась ещё в начале XIX века. Тогда в гимназиях, лицеях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

В разное время применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные. В течение XX века оценка «1», «2» постепенно вышли из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 3-балльную. В последние годы в учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система долгое время применялась во многих странах постсоветского пространства, хотя в последнее время заметен отход от неё (Республика Беларусь перешла на 10-балльную шкалу; Украина на 12-балльную; Прибалтика предпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала, «1» - оценка за невыполненную работу) и т. д.; Молдавия перешла на 10-балльную шкалу; Грузия перешла на 10-балльную шкалу; Армения перешла на 10-балльную шкалу)

Что же такое школьная оценка?

Школьные оценки - это та ниточка, что держит вместе учеников, учителей, родителей. Вокруг нее всегда разыгрываются бурные страсти. Высокая оценка - это радость ребенка и гордость родителей, оценка пониже - разочарование и неудовлетворенность. Родителей давно волнует вопрос: «Можно ли учить без оценок?», а учителя бурно обсуждают, можно ли чему-то научить без оценок. Похоже, пока решения проблемы нет, оценки продолжают играть большую роль в жизни школьника.

Рассмотрим оценку с разных точек зрения: ученик, родитель, учитель.

Ученик

Дети часто переживают по поводу школьных оценок.

Ведь низкая оценка, поставленная в журнал, не только показатель успеваемости, в классном коллективе - это и определенный ярлык. Все это оказывает большое влияние на психологию ребенка, может способствовать формированию у него чувства страха, робости и стеснения, неуверенности в себе.

Боязнь плохих оценок может сформировать у ребенка стремление к хорошим оценкам, а не к знаниям. И он постарается получать их любыми способами. В другом случае вал низких оценок может привести к полной апатии ученика, который считает, что лучше учиться он не может, да и не надо.

Родители

Родителям обязательно надо поймать момент и постараться убедить свое чадо, что учеба в школе нужна для получения знаний, которые принесут пользу в дальнейшей жизни. И хорошие оценки не должны являться самоцелью. Но не всегда позиция по отношению к оценки у родителей одинакова:

- позиция пассивная: разочарование(почему не «5», «4»); наказание(никакого компьютера и гуляния); равнодушие («3» так «3»); облегчение (слава Богу не «2»); непонимание (за что «2», ведь он не нарушал дисциплину!)

- позиция активная: «правильный» систематический контроль; оказание помощи ребенку в овладении знаниями (родительское собрание «Чтобы ребенок учился»);

Учитель

Школьная оценка - это оценка учителем успехов ребенка в освоении школьной программы. И, как правило, начиная с первых дней в школе, мнение детей друг о друге складывается как раз на основе оценки учителя. Как же поступать так, чтобы не нарушить ту хрупкую грань, которая зависит от учителя. И если ребенок не блещет успехами, то, значит, он не заслуживает уважения. Это опасный посыл, он заставляет ребенка искать любые другие способы самоутверждения, порой далеко не самые лучшие. Вот тут надо поддержать ребенка. Подчеркивайте то хорошее, что в нем есть, повышайте его самооценку, убеждайте, что он сможет добиться успеха, не совсем получается сейчас, позднее получится.

Завышенные оценки обычно не оспариваются ребенком, но могут вызвать неодобрение, зависть у одноклассников, которые могут посчитать его «любимчиком» учителя. С другой стороны, натянутая оценка может стать поддержкой, дать ученику стимул в учебе, веру в себя, свои силы и возможности.

Методы оценивания учащегося:

- критерии оценивания, предусмотренные программой (что должен знать и уметь ученик на ту или иную оценку)

- оценки статические (контрольные, самостоятельные, ведение тетрадей (наклейки) и динамические

Динамические:

- оценка-аванс;

- накопительная (выставляется за сумму ответов учащегося на протяжении урока, карточки-накопители (за разные виды работы, за сумму ответов), звездочки-, солнышки-накопители)

- мгновенная (работа с карточкой, проверка домашнего задания и т. д.)

- самооценка (ученик оценивает самостоятельно свою работу индивидуальную или в группе, светофор, шарик-кораблик-камень, смайлик за выполнение классной или домашней работы)

- оценка-кредит (шанс на получение более высокой оценки)

Отметка? Оценка?

Отметка - это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их.

Все методы варьируются и комбинируются. Нет методов, пригодных на все случаи жизни. Чтобы воспитать у учащихся готовность к продуктивной учебе, необходимо вырабатывать у них привычку к систематическому и регулярному контролю.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.

Реформа школьной оценки:

  1. Утопическая (отмена оценок, зачет-незачет)

  2. Упрощенный (3-балльная шкала)

  3. Оригинальный (7-балльная )

  4. Дробный (например, 3,8)

  5. Более объективный (10- балльная)

  6. 100-балльный

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
Э. Асадов

© 2010-2022