Программа внеурочной деятельности, 3 класс

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности, 3 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Кукольный театр» для 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно - правовых актов

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. Приказ № 253 от 31 марта 2014 года

  • Приказа Министерства образования и науки России от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказам Министерством образования РФ от 9 марта 2004 года №1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки РБ от 26.08.2013 № 1646/1 «О О формировании учебных планов ОУ РБ»

  • Устава МБОУ «Майская СОШ» от 30 ноября 2011 года;

  • «Образовательной программы начального обучения, реализующего ФГОС второго поколения на 2013-18» МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа от 30 августа 2013 года.

  • Учебного плана МБОУ «Майская СОШ» от 29.08.2014 года

  • Положения о рабочей программе «МБОУ «Майская СОШ» от 31.08.2015 год.

Место учебного предмета: программа данного кружка рассчитана для учащихся 4 класса на 68 учебных часа в год (2 час в неделю). Продолжительность одного занятия - 45 минут.

Цель программы: Приобщение младших школьников к творчеству, развитие речи выявлению и развитию таланта.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

  2. Формирование представлений о театральном искусстве.

  3. Организация досуга ребят.

  4. Обучение технике работы с куклами.

  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

  6. Эстетическое воспитание детей.

  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

  8. Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.

Формы деятельности: кружковые занятия.

Методы: беседа, рассказ, индивидуальная работа, групповая работа, коллективная работа.

Средства: иллюстрации и литература; прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности.

В настоящий момент актуальным, на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, мышление, память, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, снятию психологического дискомфорта, знакомят с новыми сказками, развивают моторику рук и пальцев ребенка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства через интонацию. У детей в кукольном театре очень хорошо развивается речь, выразительность. Занятия в кукольном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению культуры, знакомство со сказками разных народов, формирует идеалы, нравственные понятия. Кукольный театр - это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др. личность.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

•развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

•воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Личностными результатами изучения курса «Кукольный театр» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регулятор морального поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

- высказывать своё отношение к героям инсценированных произведений, к их поступкам.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Метапредметными результатами изучения курса «Кукольный театр» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Кукольный театр - искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.




















Содержание программного материала:


Вводное занятие «За кулисами кукольного театра» - 2 ч

Постановка спектакля по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» - 4 ч

Распределение и разучивание ролей - 4 часа - теория

Работа над выразительностью дикции - 2 часа - практика

Работа над мизансценами - 2 часа - практика

Отчетные спектакли -3 часа - практика

Постановка спектакля по русской народной сказке «Петушок-Золотой Гребешок» - 3 часа

Распределение и разучивание ролей - 3 часа

Работа над выразительностью дикции - 4 часа - практика

Работа над мизансценами - 1 час - практика

Отчетные спектакли -3 час

Постановка спектакля по русской народной сказке «По щучьему веленью» - 7 часов

Распределение и разучивание ролей - 7 часов - теория

Работа над выразительностью дикции - 2 часа - практика

Работа над мизансценами - 1 час - практика

Отчетные спектакли -3 часа

Постановка отчетного спектакля по русской народной сказке «У страха глаза велики» - 5 часов

Распределение и разучивание ролей - 3 часа

Работа над выразительностью дикции - 4 часа

Работа над мизансценами - 2 часа

Отчетные спектакли - 2 часа

Заключительное занятие - 1 час







Методическое обеспечение программы


Подбор репертуара для постановок в кружке.

Кукольный театр - это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж - это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;

  • этюды на развитие памяти;

  • этюды на развитие воображения;

  • этюды на развитие мышления;

  • этюды на выражении эмоций;

  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

  • этюды на выразительность жеста;

  • этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

  • этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Техническое оснащение занятий

Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы.

Музыка - неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

театр верховых кукол:

куклы;

театральная ширма;

декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.










































Используемая литература:


  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2010.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2011.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. - С-П., 2012.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль, 2010.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. - М., 2010.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., 2009.

  7. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. - Ростов - на - Дону, 2012.















Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата по плану

Дата по факту

Постановка спектакля по русской народной сказке «Петушок и Бобовое зернышко»- 18 часов

1-2

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра»

2

1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

2. Разнообразие кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра.

3-6

Распределение и разучивание ролей

4

Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо.

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Петушок и бобовое зернышко». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

7-10

Разучивание ролей

4

Работа со скороговорками, проговаривание ролей. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

11-12

Работа над выразительностью дикции

2

Скороговорки, чистоговорки.

13-14

Работа над мизансценами

2

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки.

15

Спектакль «Петушок и бобовое зернышко»

1

Отчет о проделанной работе показ спектакля учащимся 1 класса.

16

Спектакль «Петушок и бобовое зернышко»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля учащимся 2 класса.

17

Спектакль «Петушок и бобовое зернышко»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля учащимся 3 класса.



Постановка спектакля по сказке Л.Н. Толстого «Петушок-Золотой Гребешок»- 14 часов

18-20

Распределение и разучивание ролей

3

Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Петушок-Золотой Гребешок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

21-23

Разучивание ролей

3

Работа со скороговорками, проговаривание ролей.

24-27

Работа над выразительностью дикции

4

Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы

28

Работа над мизансценами

1

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

39

Отчетный спектакль «Петушок Золотой Гребешок»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля учащимся 1 класса.

30

Отчетный спектакль «Петушок-Золотой Гребешок»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля учащимся 2 класса.

31

Отчетный спектакль «Петушок -Золотой Гребешок»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля учащимся 3 класса.



Постановка спектакля по русской народной сказке «По щучьему веленью»- 20 часов

32-38

Распределение и разучивание ролей

7

Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «По щучьему веленью». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп)

39-45

Разучивание ролей

7

Работа со скороговорками, проговаривание ролей. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

46-47

Работа над выразительностью дикции

2

Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки. Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

48

Работа над мизансценами

1

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

49

Отчетный спектакль «По щучьему веленью»


1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля

учащимся 1 класса.

50

Отчетный спектакль «По щучьему веленью»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля

учащимся 2 класса

51

Отчетный спектакль «По щучьему веленью»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля

учащимся 3 класса


Постановка отчетного спектакля по русской народной сказке «У страха глаза велики»- 16 часов

52-56

Распределение и разучивание ролей

5

Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «У страха глаза велики». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп)

57-59

Разучивание ролей

3

Работа со скороговорками, проговаривание ролей. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

60-63

Работа над выразительностью дикции

4

Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки. Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

64-65

Работа над мизансценами

2

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

66

Отчетный спектакль «У страха глаза велики»

1

Отчет о проделанной работе. Показ спектакля

учащимся 1 класса,2 класса, 4 класса.

67

Отчетный спектакль «У страха глаза велики»

1

Отчетный спектакль в детском саду.

68

Заключительное занятие.

1

Подведение итогов.
Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесами и спектаклями.


Ожидаемые результаты

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народной куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора.
Куклы-персонажи - уникальные создания. Они являются информативной, образовательной игрушкой и могут многое рассказать тем, кто занимается изучением истории, этнографии, литературы, изобразительного и прикладного искусства.
Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регулятор морального поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

- высказывать своё отношение к героям инсценированных произведений, к их поступкам.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



© 2010-2022