Программа индивидуального развития ребенка

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Работа проводится в четыре этапа:

1 этап - информационно-аналитический

2 этап - организационно-деятельностны

3 этап - контрольно-диагностическ

4 этап - результативно-коррекционный

1 этап - информационно - аналитический

Цель этого этапа - выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

- наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

- изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап - организационно-деятельностный

Цель - составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

3 этап - контрольно-диагностический

Цель данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья;

- исследование в области профориентации.

2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса


Программа индивидуального развития ребенка

4 этап - коррекционно-развивающий

Цель - реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3. Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию

1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2. Выстраивают цели по приоритетам.

3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта




КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Результаты

1 полугодие

2 полугодие

Состояние здоровья

хорошее

Удовлетворительное

Успеваемость

«3»-математика, русский язык,

«4»- физкультура, музыка

Интересы

Спортивные секции

Спортивные секции

Дисциплина

Опоздания

Опоздания

Положение в классе

«Звезда»

«Звезда»

Проблемы

Вредные привычки

-

Удовлетворенность в общении

Высокая

Высокая

Правовая ситуация

Проблем нет

Проблем нет

Темы индивидуальных бесед

Опоздания

Поведение на уроке англ .яз.

Вредные привычки


Поведение на уроке русского языка

Опоздания

Подготовка к экзаменам

Пути решения

Самоорганизация

Самоорганизация

Работа с родителями

Анкетирование

Собеседование

Индивид. беседы о поведении, вредных привычках, успеваемости

Индивидуальные беседы

Работа с учителями-предметниками

Беседы

Активное включение во внеклассную работу

Прогнозируемый результат

Дисциплинированность повысится

Сможет организовать себя к экзаменам

Фактический результат

Активное участие в конкурсах, Олимпиадах и др. внеклассных мероприятиях

Экзамены сданы на «4» и «3»


Примечание

Заметно повысилась самооценка

Прочно закрепил за собой место лидера в коллективе

Занеся в компьютер индивидуальные планы развития ученика, мы получаем планы воспитательной работы, анализируя которые мы можем не только сравнивать классные коллективы по степени их активности в общешкольных акциях, но и проследить участие каждого ребенка во всех предлагаемых школой делах. Результаты работы класса и отдельных школьников подводятся так:

1.Внешний результат - участие класса в общешкольных ключевых делах. За 1 место в конкурсе - 4 балла, 2 место - 3 балла и т.д. Баллы, полученные за все конкурсы, суммируются и делятся на количество конкурсов. Таким образом, получаем балл класса. Итоги КТД ( внешний результат) по школе оформляются в форме диаграммы.

2.Внутренний результат учитывает, как прошли по КД ученики лично. Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник, зависит от количества запланированных дел (если ребенок в каждом деле участвовал в роли « Организатора» - это максимальное число). Из суммы баллов каждого ученика класса, поделенной на количество учеников в классе, можно получить коэффициент развития класса (КР). И тогда при оценке участия класса в ключевых делах результат выглядит иначе. Итоги КТД по школе (внутренний результат) оформляются в виде диаграммы.

Условия, способствующие реализации цели:

-создание мотивационного поля (формирование положительного коллективного сознания к успеху каждого, как к ценности);

- дифференцированный подход к формированию мотивации;

- сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

- ведение вышеуказанной документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица КД, портфолио.

Положительным при внедрении данной индивидуальной технологии является и то, что родители учащихся не являются ни сторонними наблюдателями, ни помощниками классного руководителя. Они активные участники жизни классного коллектива и школы, заинтересованные в наилучших успехах своих детей.

Для того чтобы зафиксировать накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в период их обучения, в нашей школе широко используется «Портфолио» (это необходимое условие реализации Индивидуального плана развития школьника) в виде творческой книжки учащегося. Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Портфолио помогает нам (родитель + ученик + учитель) представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Индивидуальный план развития учащегося - только часть Индивидуальной траектории развития учащегося, куда входит ещё и Индивидуальный образовательный маршрут. Пока в своей работе я использовала только часть (считаю, что важную!) новой технологии, вобравшую в себя как урочное, так и внеурочное время.




© 2010-2018