- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа индивидуального развития ребенка
Программа индивидуального развития ребенка
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Понеделко Н.И. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа индивидуального развития обучающегося Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: · поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; · поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; · развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; · формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; · содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников; · закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Работа проводится в четыре этапа: 1 этап - информационно-аналитический 2 этап - организационно-деятельностны 3 этап - контрольно-диагностическ 4 этап - результативно-коррекционный 1 этап - информационно - аналитический Цель этого этапа - выявление зоны ближайшего риска и благополучия. На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы: - наблюдение -анкетирование (самого подростка, его родителей) -собеседование - изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.) По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося» 1.Дата рождения 2.Место жительства 3.Родители 4. Состояние здоровья 5.Дополнительное образование 6. Итоги прошлого учебного года 7.Особенности личности Подпись ученика Подпись родителей Подпись классного руководителя
2 этап - организационно-деятельностный Цель - составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается: -постановка цели на каждую четверть или на полугодие -выявление проблем -выявление имеющихся ресурсов -планирование деятельности по достижению цели -определение степени риска ( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году? Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек. 2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? 1 четверть. Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности 2 четверть Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах 3 четверть Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов. 4 четверть Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ . 3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования. Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях. Я сам собой очень доволен! Подпись ученика Подпись родителей Подпись классного руководителя 3 этап - контрольно-диагностический Цель данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка. Задачи: 1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: - диагностика познавательной деятельности учащихся; - исследования эмоционально-личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья; - исследование в области профориентации. 2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации. Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы График компетентности обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ Миличкина Дениса
4 этап - коррекционно-развивающий Цель - реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени. Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Технологическая цепочка классного часа по целеполаганию 1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои). 2. Выстраивают цели по приоритетам. 3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов. 4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц. 5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д. 6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества. 7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности 8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия. 9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ Миличкина Дениса
Данные | Результаты | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Состояние здоровья | хорошее | Удовлетворительное |
Успеваемость | «3»-математика, русский язык, | «4»- физкультура, музыка |
Интересы | Спортивные секции | Спортивные секции |
Дисциплина | Опоздания | Опоздания |
Положение в классе | «Звезда» | «Звезда» |
Проблемы | Вредные привычки | - |
Удовлетворенность в общении | Высокая | Высокая |
Правовая ситуация | Проблем нет | Проблем нет |
Темы индивидуальных бесед | Опоздания Поведение на уроке англ .яз. Вредные привычки
| Поведение на уроке русского языка Опоздания Подготовка к экзаменам
|
Пути решения | Самоорганизация | Самоорганизация |
Работа с родителями | Анкетирование Собеседование Индивид. беседы о поведении, вредных привычках, успеваемости | Индивидуальные беседы |
Работа с учителями-предметниками | Беседы | Активное включение во внеклассную работу |
Прогнозируемый результат | Дисциплинированность повысится | Сможет организовать себя к экзаменам |
Фактический результат | Активное участие в конкурсах, Олимпиадах и др. внеклассных мероприятиях | Экзамены сданы на «4» и «3»
|
Примечание | Заметно повысилась самооценка | Прочно закрепил за собой место лидера в коллективе |
Занеся в компьютер индивидуальные планы развития ученика, мы получаем планы воспитательной работы, анализируя которые мы можем не только сравнивать классные коллективы по степени их активности в общешкольных акциях, но и проследить участие каждого ребенка во всех предлагаемых школой делах. Результаты работы класса и отдельных школьников подводятся так:
1.Внешний результат - участие класса в общешкольных ключевых делах. За 1 место в конкурсе - 4 балла, 2 место - 3 балла и т.д. Баллы, полученные за все конкурсы, суммируются и делятся на количество конкурсов. Таким образом, получаем балл класса. Итоги КТД ( внешний результат) по школе оформляются в форме диаграммы.
2.Внутренний результат учитывает, как прошли по КД ученики лично. Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник, зависит от количества запланированных дел (если ребенок в каждом деле участвовал в роли « Организатора» - это максимальное число). Из суммы баллов каждого ученика класса, поделенной на количество учеников в классе, можно получить коэффициент развития класса (КР). И тогда при оценке участия класса в ключевых делах результат выглядит иначе. Итоги КТД по школе (внутренний результат) оформляются в виде диаграммы.
Условия, способствующие реализации цели:
-создание мотивационного поля (формирование положительного коллективного сознания к успеху каждого, как к ценности);
- дифференцированный подход к формированию мотивации;
- сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
- ведение вышеуказанной документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица КД, портфолио.
Положительным при внедрении данной индивидуальной технологии является и то, что родители учащихся не являются ни сторонними наблюдателями, ни помощниками классного руководителя. Они активные участники жизни классного коллектива и школы, заинтересованные в наилучших успехах своих детей.
Для того чтобы зафиксировать накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в период их обучения, в нашей школе широко используется «Портфолио» (это необходимое условие реализации Индивидуального плана развития школьника) в виде творческой книжки учащегося. Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Портфолио помогает нам (родитель + ученик + учитель) представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Индивидуальный план развития учащегося - только часть Индивидуальной траектории развития учащегося, куда входит ещё и Индивидуальный образовательный маршрут. Пока в своей работе я использовала только часть (считаю, что важную!) новой технологии, вобравшую в себя как урочное, так и внеурочное время.