Классный час Подростковое равнодушее

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: « Подростковое равнодушие»

Форма проведения занятия: дискуссия (дебаты)-поиск истины по представленной проблеме

Задачи классного часа:

  • Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.

  • Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие».

  • Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды.

  • Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.

  • формирование критического мышления, навыков работы в группе;

  • приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;

  • приобретение умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

  • Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.

  • Учиться рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

  • Иметь свою точку зрения.

  • Учить задумываться о себе как человеке живущим в обществе.

Оформление: на доске запись эпиграфа : «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. - Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Бруно Ясенской
Оборудование: мультипроектор с презентацией по теме.

Подготовительная работа: детям заранее предложено поразмышлять над словом равнодушие, подобрать материал, афоризмы, стихи. газетные заметки по обсуждаемой теме. Определиться по группам-направление по выбранной теме (проявления равнодушия в среде близких, к исторической памяти, к окружению, к людям нуждающимся нашего внимания, обсудить по группам-вопросы предлагаемые на обсуждение)

Класс делится на 4 группы по представляемому направлению(5чел) Во время представления одной команды-остальные становятся их оппонентами, готовят каверзные вопросы для группы Т.е «подводные камни» с которыми приходится иметь дело в жизни .

Примерный план

Вводное слово учителя.

Я рада приветствовать вас ребята на нашем сегодняшнем классном часе. Этот классный час мы проведем в форме дебатов- так как проблема, которую нам предстоит обсудить - является сегодня особенно животрепещущей , она касается всех и каждого, она не может оставить безучастным никого так как связана с извечными понятиями «добро» и «зло», как они проявляются в личности человека и в окружающем мире.

Итак, внимание на экран. (Слайд № 2) Перед началом обсуждения темы -я хотела бы знакомить с одним удивительным по своей сути -скульптурным ансамблем, который установлен в Москве, на Болотной площади. Он называется «Детям, жертвам пороков взрослых». Само ее название действительно подходит к ощущению увиденного. Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь есть скульптуры- Наркомания, Проституция, Пьянство, Садизм Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что находится в центре? . (Слайд № 3) Посмотрите на эту фигуру, смотрящую одновременно в две стороны и заткнувшую в нежелании слушать и слышать уши. Она стоит над всеми остальными. Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех порой мы плодим даже не замечая этого. Вы уже наверное догадались этоКто он? (Слайд № 4) Автор скульптурной композиции-Михаил Шемякин в центр поставил скульптуру - Равнодушие. Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет.

Прекрасно выразил свою позицию к слову равнодушие польский писатель Бруно Ясенской: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. - Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

-Ребята, а какие синонимы или выражения, характеризующие это понятие вы бы подобрали к слову «равнодушие»…..

-Какое определение данному слову дается в словаре?...

Итак, мы определились с определением понятия равнодушия, теперь на правах ведущего дебатов, я разъясню основные правила его проведения. Сегодня в дебатах участвуют 4 группы- это группы спикеров, каждая группа- представляет определенный аспект проблемы -как проявляется равнодушие в разных сферах жизни людей. Остальные группы во время выступления становятся их оппонентами. Готовят свои вопросы-возможно контрагументы. В обуждении вопросов могут принять участие все члены групп. Секретарем дебатов определена Эльза, она протоколирует на доске тезисы дебатов, таймкипер Наиль-следит за регламентом ( время выступления для групп-5 мин)

Работа в группах.

1 группа- «Равнодушие к близким людям»

2 группа- «Равнодушие к исторической памяти…»

3 группа «Равнодушие к окружению (соседи, бездомные животные…,прохожие)

4 группа -«Равнодушие к страждущим нашей помощи» (дети сироты, инвалиды…) с выступлением Маннановой А. о результатах исследования «Представления старшеклассников гимназии о детях с ограниченными способностями и их проблемах»

Темы для обсуждения в ходе дебатов:

Что такое равнодушие? Как оно проявляется в личности человека и в окружающем мире?В чем корни равнодушия? Есть ли оправдание равнодушию? Какой рецепт от равнодушия вы предложили бы для современного времени.

1 группа (слайд№9)

1.В качестве темы для обсуждения мы выбрали -проявление равнодушия в семье, среди близких людей. Наверное, все присутствующие здесь согласятся -Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке, детям. Однако в повседневной жизни , порой бывает, что равнодушие, обида, непонимание в семье - накапливаясь внутри, могут привести к печальному исходу когда родной близкий человек становится чужим. Известная старинная пословица гласит «Любить человечество легче, чем сделать добро своим близким». Здесь проявилась большая мудрость народной мысли.

2.Самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери. (слайд№10)Мама. Мы всегда в долгу перед нею. Хлопотливая, вечно озабоченная нашими делами, она всегда готова пожертвовать ради нас своим покоем и благополучием, принимает наши радости и горести, как свои, даже ближе, чем свои! Но в повседевной жизни, бывает что мы спешим, торопимся и забываем иногда маме ч сказать что-то доброе, поцеловать, как должное принимаем её заботу о нас, откладывая благодарность на потом. (Слайд № 7)

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит,
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер!»

3.Равнодушие в семье может проявляться и как равнодушие, отчужденность во взаимоотношениях между мужем и женой, между родителями и детьми. На наш взгляд это чувство страшнее ненависти, та как равнодушные люди не способны любить и быть любимыми . Ведь любовь предполагает самопожертвование, а равнодушные люди к этому не способны. Эти мысли прекрасно выразил в своем стихотворении Станислав Куняев.

Любовь и ненависть - не сестры.
И между ними - нет, не шаг -
А километры, мили, версты.
Но есть у них и общий враг.
Он носит имя - Равнодушие!
Он не бывает увлечен.
Его дыхание послушно.
В поступках он не уличен.
Он нем! Не плачет, не смеется.
Не приласкает, ни побьёт.
И вроде жив, и сердце бьётся,
Но чувств в нем больше не живёт.

Итак вопросы оппонентов группе:

- Как вы думаете ? Дети как известно не рождаются с генами равнодушия?Откуда , на ваш взгляд, произрастают корни равнодушия в семье?

Варианты ответов детей, озвученные во время дебатов:

-С одной стороны- это наверное эгоизм, гордость, неумение идти на компромиссы, прислушиваться к мнению близких,

- постепенная утрата семейных ценностей в обществе

-Зародыш равнодушия может возникнуть в процессе неправильного воспитания. Например Ситуация старая женщина с умилением просит внука. « - Ну, побей, бабушку, -. - Ух, какой ты сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребёнку мысль, что причинить боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой восхищаются

- причина равнодушия наверное, связана еще с тем, что мы живем в новых условиях рыночных отношений, и для кого то деньги имеют решающую роль в их жизни, нежели духовные нравственные принципы.

Вопрос группе: Как вы думаете, чем можно объяснить Почему в нашей стране -увеличивается количество отцов, злостных неплательщиков алиментов? Это Безответственность со стороны отца, попытка отомстить матери ребенка или же равнодушие к судьбе своего ребенка?

(Варианты ответов детей)

-Я думаю, причина в том что изменился менталитет, людей. На Кавказе-эта ситуация не мыслима- так как этот мужчина потеряет уважение к себе со стороны жителей селения, с ним не будут здороваться даже.

-Я хотел бы добавить- так же как зло порождает зло. Равнодушие тоже порождает равнодушие. Недавно начальник службы приставов своем интервью по башкирскому телевидению, отметил, что среди злостных неплательщиков есть такие которые в детстве испытали ту же ситуацию. Они заявляют-пусть мой ребенок испытает на себе то же что и я. -это страшное равнодушие-безразичие к судьбе сына и дочь

2 группа

1.Любовь к ближнему, милосердие, гостепреимство, уважение и почитание семейных ценностей -эти черты исконно считались традиционной черта россиян

Размышляя на тему Равнодушие…наша группа решила выбрать тему равнодушие к исторической памяти. (слайд№11)

Когда же человек становится равнодушным?
Тогда, когда святые понятия превращаются для него
В привычный набор слов, в пустой звук.

2.Эти святые понятия - Родина, любовь, ветеран, милосердие, память.(слайд№12) Они вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Мы знаем, как в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, что бы при виде раненного пройти мимо. Помогали. Тащили на себе. Подвозили. И после войны самые добрые, горячие чувства взаимопомощи сохранились. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. А что же сегодня…

3. (слайд№13) В стране которая такой великой ценой завоевала победу над фашизмом появляются молодые люди, которые цепляют на себя мерзкую фашисткую свастику-не это ли означает страшное равнодушие к исторической памяти тех, кто остался в земле навсегда, и кто живёт рядом с нами. Иногда бывает, что люди стоящие в очереди, с недовольным видом пропускают ветеранов с удостоверением. К сожалению такого рода примеры можно приводить еще и еще.

Вопрос оппонентов группе: по телевизору, в газетах появляются статьи о ветеранах которые несмотря на программу о выделении жилья ветеранам до сих пор ютятся в страшных условиях Основной причиной объясняют- несовершенство законодательства, нехваткой документов подтверждающих право на получение жилья.. Согласны ли вы с этой трактовкой?

(Варианты ответов детей)

Нет, на мой взгляд, причина здесь в бездушие чиновников- их равнодушие к судьбе ветерана. Иногда стремление сделать карьеру тоже делает человека черствым к проблемам других.

-Еще одна причина равнодушия к исторической памяти идет-из за незнания истории своей страны ,Незнания сущности фашизма, человеческого горя, которую принесла вой

Вопрос группе :Если многие осознают что Р. Это зло. Почему же этого зла не становится меньше?

Судить человека надо по его делам.Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Группа 3.

Наша группа решила осветить проблему равнодушия, встречающегося в нашем повседневном окружении.(слайд№15)

1.Часто в обыденой жизни мы забываем о тех, кто рядом с нами в нашем окружении. Мы даже порой не знаем, как зовут наших соседей. По этому поводу я хотела бы прочитать след. строки

В светлом доме этом,
Стоквартирном нашем,
Мы порой с соседом не знакомы даже.
- Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,
Сторониться бросьте, приходите в гости!

И Когда по телевизору рассказывают очередную историю про ребенка _Маугли, (Слайд №16)думаешь , неужели соседи были безучастны к судьбе этого ребенка, неужели можно быть глухим через стенку , когда раздается детский плач.

2.Равнодушие стало страшной привычкой. Люди безразличны и к маленьким трагедиям. Раньше, когда ребенок один шел по улице, прохожие непременно интересовались, не потерялся ли он, все ли в порядке. Сейчас просто проходят мимо.

В нежеланье ближнего понять.

Ждем, что кто-то руку нам предложит,

А не то чтоб самому подать.

3.А я хотел бы привести результаты одного эксперимента( слайд№18) , проведенного психологами. Болезнь равнодушия оказывается заразна в обществе. Они обыграли следующую ситуацию -у обочины тротуара лежит человек, нормально одетый, мимо него проходят люди, некоторые оглядываются, но никто не решился подойти, но стоило только одному все таки подойти как сразу же собралась толпа все проявляли участие в его помощи.

4. Равнодушие людей может проявляться и как равнодушие к страданиям животного .Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак

Вопрос группе: - Нужно ли проявлять милосердие к таким людям: как бомжи, пьяницы, наркоманы?

(ответы детей)

-нет, они сами наплевали на свою собственную жизнь и приносят столько горя близким людям-они равнодушны к себе-почему общество должно о них заботиться.

-да, для кого то эти люди являются близкими- отцом, сыном, внуком-им тоже нужна помощь.

-могут быть разные обстоятельства, которые привели их к этому положению

-они несчастные люди им надо помочь.

-Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность».

Группа4.

Мы хотели бы осветить острую и болезненную проблему -равнодушия к к людям, нуждающимся в нашей помощи сегодня. (слайд№19)


1.Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка.Достоевский

Равнодушие страшный порок общества потому что может убивать в прямом смысле слова. (Слайд20)Мне хочется вам рассказать об одной болезни. Она называется «госпитализм».(Слайд №21) В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормлен и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно?

2.По данным психологов, работающих с детьми аутистами: оказывается 80 % таких детей-отказников умирают в первые пять лет жизни, 50 % - в первый год. Часто такие дети плохо развиваются, недобирают вес, несмотря на то, что их хорошо кормят, , либо рядовой грипп запросто переходит в воспаление легких. Они просто не сопротивляются. При этом отказники отнюдь не рождаются больными, а подавляющее большинство врожденных болезней, по словам этого врача, вполне возможно вылечить и компенсировать в возрасте до трех лет.
Но ужасает ее не это, а то, что они лежат тихо. Почти не двигаются, не улыбаются и не реагируют на игрушки. И даже взгляд у них не осмысленный. Они тихо болеют, не ревут, как другие дети с температурой. И умирают они тоже тихо: просто перестают дышать

3.Мы смотрим сквозь кривые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты,
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах - обман,
Притворство и губительное зло…

Так почему ж мы смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от чёрной зависти сгорать,
На всех потоки ненависти лить?

Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стали забывать,
Что значит в полном смысле слова -
ЖИТЬ!

4.И еще хотелось обратить внимание на проблему детей инвалидов. В рамках конкурса социальных проектов учащиеся класса провели исследование на тему отношение учащихся гимназии к проблеме детей с ограниченными способностями. (Ознакомление с результатами исследования) Презентация2

Вопросы группе: Алсу, во время своего выступления ты отметила, что в нашем обществе наблюдается социальная изоляция людей с ограниченными возможностями и мало возможностей для них проявить себя в обществе. Одним из вариантов преодоления этой проблемы считают сейчас совместное обучение таких детей в обычных школах -инклюзивное образование . Как ты думаешь не сложно ли будет адаптироваться таким детям в наших обычных школах ?

Я считаю, если ребенок с ограниченными возможностями в состоянии посещать обычную школу- государство должно создать все условия для его обучения со здоровыми сверстниками, а чтобы такой ребенок не стал изгоем в классе- необходимо, провести большую воспитательную, разъяснительную работу учителям, классным руководителям среди детей.. Если ребята с младших классов обучаются с таким ребенком, они привыкают к нему, будут помогать ему-т.е на деле проявлять милосердие. Это отнюдь не будет означать жалость, а как проявление взаимовыручки к нему позиция- он такой же как все -но ему необходимо внимание и поддержка.

Учитель:Действительно, вопрос поставленный на обсуждение интересный -мне хотелось узнать позицию всех участников- поднимите руки те, кто за совместное обучение детей с ограниченными возможностями с обычными дети- т.е инклюзивное обучение .

Возвращаясь к теме сегодняшнего разговора: какой рецепт от равнодушия могли бы предложить?

Заключение.

-Наши дебаты подходят к логическому завершению и я хотела бы, чтобы вы буквально в двух трех словах закончили предложение: Сегодняшние дебаты позволили мне…. задуматься…, или сделать вывод, а может быть изменить свои взгляды….

В завершении классного часа вам напомнить одну известную, восточную притчу. (демонстрация притчи о мудреце и бабочке)

В жизни человека могут быть представлены две Столбовые дороги.

  • Широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешехо-дов на ней много и можно споткнуться о камни отчужденности и одиночества. Прорываясь через заросли обид, вины, устало сталкивают с дороги того, кто послабее.

  • Длинная, но светлая, где горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый: они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бакам красивые газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия.

Выбор пути-в ваших руках! ПЕСНЯ: «Дорогою добра»

Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. На этом наш классный час окончен. До свидания!



© 2010-2022