Выступление на родительском всеобуче по теме: Взаимодействие семьи и школы

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на родительском всеобуче по теме:

«Взаимодействие семьи и школы»


Слайд 1.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие, прежде всего, взимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании учащихся начальных классов.

Слайд 2.

Каковы же цели и задачи работы школы с родителями? Это:

  • установление контакта, благоприятной атмосферы общения во имя благополучия ребенка;

  • изучение воспитательных возможностей семьи;

  • формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

  • вооружение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры;

  • раскрытие потенциальных возможностей ребенка и формирование направления дальнейшего их развития на основе взаимодействия родителей и учителей;

  • предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

  • профилактика негативных проявлений в поведении ребенка и деформаций его развития.

Слайд 3.

Семья, как и школа, - своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Поэтому, родителям необходимо знать о целях, задачах и конечном результате воспитательного и образовательного процесса, осуществляемого школой, чтобы стать союзником и помощником в развитии, формировании и воспитании ребенка как личности. Это взаимодействие должно строиться на основе учета образовательных потребностей родителей и ребенка, его интересов, способностей, возможностей, требований современного общества.

Слайд 4.

Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений Воспитание обычно строится «на трёх китах»: наказание (кнут), поощрение (пряник), личный пример воспитателя.

Именно родители - первые воспитатели - и меют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Слайд 5.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там СВОЙ:

Слайд 6.

Любим тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Да, семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Эта любовь дает ребенку не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Но родители всегда должны помнить, что воспитание детей - это воспитание себя. Родители должны помнить, что ребенка воспитывают не нотации, не детский сад, не школа. Детей воспитывает образ жизни, ваш, дорогие родители, образ жизни, образ жизни общества, государства в целом. И что бы ни говорилось взрослыми, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Следовательно, получается, что воспитание детей всецело зависит от вашего собственного миропонимания, от того, как живете вы сами, ваши родители и общество в целом. А если общество не здорово, значит, и семья больна. Поэтому, чтобы излечиться, надо, дорогие родители, начинать с себя, то есть изменить свой образ жизни в сторону нашего ребенка.

Слайд 7.

Воспитание ребёнка в семье - это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи, и прежде всего - между родителями. Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремление подражать. Вся жизнь вашего ребёнка - с первого шага - это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом - папу и маму, дедушку и бабушку. Дети, особенно дошкольники и младшие школьнки, подчиняясь высокому авторитету родителей, многое делают «как папа», «как мама» - играют в те же игры, любят - не любят читать, мыть посуду, рисовать, делать зарядку, ходить - не ходить в театры, музеи, на выставки. И формируется, либо не формируется строй нравственных качеств и ценностных ориентаций: быть добрым, скромным, честным, порядочным, принципиальным, верным дружбе и товариществу, уважать старших, помогать слабым и младшим, любить беречь природу. Наслаждаться истинно прекрасным, ненавидеть зло.

Слайд 8.

Родители, понимающие сына или дочь, становятся старшими друзьями, помощниками, советчиками. В общем желанными. А потом, кто раньше, кто позже, приходят к потребности быть опорой и поддержкой стареющим родителям. Таков естественный цикл нравственных взаимоотношений в семье между родителями и детьми, сложившейся веками у многих народов.

Слайд 9.

Жизнь показывает, что чем богаче и развитее личность родителей, тем больше они занимаются развитием своего ребёнка, тем более у них развита потребность развить и воспитать ребёнка «лучше, чем сам». Вот почему так верна истина: «воспитатель - всегда самовоспитатель».

Слайд 10.

Родители многое могут сделать для формирования личности ребёнка. Например, не обязательно родителям ребёнка быть музыкантами, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить её, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую песенку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию. Замечено, что к музыке наиболее неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, как мяукает кошка, поёт птичка.

Хорошие родители важнее хороших педагогов. Потому что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Так как именно папа и мама должны «заразить ребенка» любовью к искусству, науке или спорту, проявить интерес к его занятиям, правильно организовать эти занятия, отвести в школу, наконец. Но и потом (обязательно!) интересоваться занятиями в м школе. Представьте себе ситуацию: ваш ребенок мечтает показать вам, чему он научился в школе. Но... что-то не получается. После первых же вопросов папа уткнулся в газету, а потом не дослушав до конца, сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или на танцы. И полезнее и меньше времени отнимает». Какой вывод? ребенок бросит интересоваться данной темой, так как это не интересно авторитетному для него человеку. Иногда родители считают, что задатки развиваются сами собой. Надо только ни во что ни вмешиваться и предоставить детям свободу. Как вы считаете, это правильное суждение? Какое заблуждение! Если задатки специально не развивать, они, увы, увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности с родителями.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.

Слайд 11.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Слайд 12.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома. Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, то есть заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя свои педагогические возможности.

Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе

школы и каждого педагога. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. А для этого родителям необходимо видеть в педагоге помощника, который раскроет особенности ребенка, которые не видят родители, поможет преодолеть трудности.

Слайд 13.

Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Если учителем и родителями предъявляются разные требования и нормы, то ребенок учится манипулировать взрослыми, лавировать в общении, тем самым стараясь не попасть в ситуацию неуспеха у тех и других.

«Ничего не нужно. Только Терпение

И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Немного понимания, внимания к «Другому»…

Нужна любовь. Потому что без любви

Вы будете просто очень ловки…

Спросите у своей совести.

Должно быть, в Вас осталась

Нервозность, плохое настроение, злость.

Ребенок не ошибается, он возвращает

Вам ваше изображение.»

Ф. Лебойе

Слайд 14.

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться.

Слайд 15.

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Еще А.С.Макаренко напоминал всем: «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Мы так устроены, что всегда верим в лучшее. А чтобы эта вера не была беспочвенной, необходимо видеть конечную цель воспитания: это подготовка успешного выпускника, который уже в школе знает, что он хочет добиться в жизни, кем он станет, куда пойдет учиться.

Слайд 16.

Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Слайд 17.

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Основа взаимодействия "семья - школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Слайд 18 - 19.

Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье:

- эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что они - дети, самое лучшее, что есть у родителей;

- способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении;

- родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности;

- родительский контроль - активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку.

Слайд 20.

Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника:

1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия .

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка.

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Слайд 21.

Правила эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

Слайд 22.

В нашей школе большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. В процессе реализации ФГОС НОО уделяется внимание проектной деятельности, которая строится на основе взаимодействия в процессе данной деятельности учащихся, родителей и учителей.

Слайд 23 - 25.

Если у родителей возникают проблемы в процессе учебной деятельности необходимо обращаться к специалистам школы - учителю, педагогу-психологу, в процессе адаптации, социализации ребенка, усвоении им норм поведения, принятых в обществе, взаимодействия в коллективе - к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, в процессе эмоционального развития ребенка - к классному руководителю, педагогу-психологу, мед. Работнику, специалистам службы сопровождения. Только взаимодействие семьи и школы может помочь решить все проблемы и воспитать человека, которым можно гордиться!

Слайд 26.

Слайд 27.

Учитель начальных классов

МОБУ «СОШ № 68» г. Оренбурга

Санькова Е. Г.

© 2010-2022