Классный час Арктика - фасад России (4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Арктика - фасад России»

Цель деятельности учителя: создать условия для углубления знаний учащихся об особенностях природы Арктики (условиях неживой природы, живых существах, взаимосвязях в природе), значении природы данной зоны для человека, её использовании; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развития интереса к данному физико-географическому району Земли.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность научиться находить и показывать район Арктики на различных видах карт; углубить знания о данном физико-географическом районе Земли.

Метапредметные: овладевают способностью обобщать и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках и новый материал; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог; самостоятельно готовить материал по теме, пользоваться учебными материалами.

Личностные: имеют устойчивый интерес к изучению нового, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Оборудование: карта «Природные зоны России», раздаточный материал, иллюстрации.

Организационная структура мероприятия

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы занятия.





- Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями - буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро».

(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

- Где же жила Снежная королева? (Снежная королева жила в ледяной зоне)

- Какое научное название этой зоны? (Зона арктических пустынь, Арктика)

Попробуйте сами сформулировать тему занятия.

- Да, тема нашего занятия «Арктика - фасад России». Знаете ли вы, что означает понятие «фасад»?

Фасад - (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания. Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

- Что нам надо рассмотреть в течение занятия, чтобы раскрыть тему?

2. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа.

- Какие особенности природы Арктики описываются в сказке? (Низкие температуры (холод), снега, лёд, сильные ветры, вьюги, северное сияние).

- Почему в Арктике такие природные особенности? (Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают её. Северные районы получают от Солнца меньше тепла).

- Как такие особенности неживой природы влияют на живые организмы?

- Что вы знаете о растительном мире Арктики?

- Какие животные обитают в этом районе?

3. Новый материал.



Работа с картой.

Показ границ района, основных объектов.

- Арктика… Как возникло это название?

Ответить на этот вопрос нам поможет фрагмент мультфильма об одном из обитателей безжизненной ледяной пустыни - белом медвежонке Умке.

Просмотр отрывка из мультфильма.

- На какое созвездие смотрел главный герой мультфильма? Почему именно это созвездие наблюдал житель севера? (Созвездия Большая и Малая Медведица наблюдаются в северном полушарии, Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы указывает на север)

А́рктика (от греч. ἄρκτος - «медведица», ἀρκτικός - «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантическогои Тихого океанов.

Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь - около 27 млн. км².

По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями - Баренцевым, Карским,Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.

Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть - Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов.

Доклады участников групп.

  1. Происхождение названия «Арктика».

  2. Му́рманск - город на северо-западе России, Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

  3. Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах.

Торосы.

  1. Северное сияние.

  2. В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений.

Ягель.

  1. Арктика - место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц - арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи.

Лемминги. Остров Врангеля.

  1. Овцебык.

  2. Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц.

Птичьи базары.

Практическая деятельность.

Итоги урока.

Рефлексия

Викторина «Знаешь ли ты Арктику?»

Звучит в записи «Песенка о медведях»

- С каким районом мы сегодня подробно знакомились?

- Почему Арктику называют «фасадом» России?

- Что нового для себя вы узнали?

Дополнительный материал.


  1. Арктика и Антарктика - слова греческого происхождения, вернее - древнегреческого. В основе их лежит один корень арктос, что на греческом означало медведь, точнее - медведица! Почему медведица? Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы - медведица звучит как арктос - указывает на север - отсюда и Арктика. Получается, что Арктика - северная часть Земли.

А вот Антарктика образовалась по правилам греческой грамматики, в которой приставка - анти - означает противоположность.

  1. Торо́сы - нагромождение обломков льда, до 10-20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. Ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов в морях, озерах, реках. Различают два вида образования торосов: взлом и раздробление ледяного покрова.

  2. Полярное сияние или аврора - это естественное свечение неба, которое хорошо видно, особенно, в высоких широтах, оно вызвано столкновением заряженных частиц с атомами в верхних слоях атмосферы. Как образуется полярное сияние? Магнитное поле Земли и сияния тесно связаны. Магнитное поле Земли захватывает частицы солнечного ветра, многие из которых затем перемещаются по направлению к полюсам, где и сталкиваются с атмосферой Земли. Столкновения между этими ионами, атмосферными атомами и молекулами и приводит к выбросам энергии в виде свечения атмосферы, появляющихся в виде больших кругов вокруг полюсов.

  3. Ягель, или олений мох - ряд кустистых белых лишайников. Более 40 видов лишайников называют ягелем. На территории России встречается 12 видов данной группы. Растения обладают высокой морозостойкостью, лучше развиваются в сухой, открытой среде. Скорость роста ягеля медленная и составляет всего 3-5 мм в год. В природе ягель - лучший корм для северных оленей. В зимнее время составляет до 90% рациона этих животных. После выпаса оленей на пастбище для его восстановления необходимо несколько десятков лет. Поэтому одно пастбище в тундре обычно не используют несколько лет подряд, стадо оленей переходит на другие места.

  4. Ле́мминги относятся к отряду грызунов. У всех леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Длина тела 10-15 см, длина хвоста - до 2 см, масса животного - 20-70 г. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. У некоторых леммингов зимой мех сильно светлеет или белеет, а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копытоласт. Лемминги населяют тундры и частично лесотундры Евразии и Северной Америки, а также прилежащие острова Северного Ледовитого океана. Активны круглый год. Зиму часто проводят в гнёздах, устроенных прямо на земле под снегом, питаясь прикорневыми частями растений. Питаются осоками, кустарничками и мхами, зачастую сильно выедая окружающую растительность. За сутки лемминг съедает вдвое больше, чем весит сам, а за год - около пятидесяти килограммов растительных кормов.

  5. Овцебык, или мускусный бык - единственный современный представитель рода овцебыков (Ovibos) семейства полорогих. Овцебыки - крупные коренастые млекопитающие с большой головой и короткой шеей, покрытые очень густой шерстью. Овцебыки имеют острые закруглённые рога с массивным основанием на лбу, которые они используют для защиты от хищников. У овцебыков длинная и густая шерсть, которая свисает почти до земли. Шерсть состоит из длинных и грубых покровных волос и густого и мягкого подшёрстка, называемого «гивиот», который в восемь раз теплее овечьей шерсти.

  6. Птичий базар - массовые колониальные гнездовья морских птиц: чистиков, чаек, ржанок, трубконосых, бакланов, утиных, олуш, обычно расположенные на скалах, круто обрывающихся к морю. Наиболее известны птичьи базары полярных широт, особенно на необитаемых островах и берегах северных морей.

Викторина «Знаешь ли ты Арктику?»

Часть 1

  1. В честь какого созвездия Арктика получила своё название?

  2. Есть ли горы на Северном полюсе?

  3. Охотится ли на пингвинов белый медведь?

  4. Арктический остров, который называется «родильным домом белых медведей».

  5. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, а зимой живёт под снегом.

  6. Почему места скопления птиц называют «птичьими базарами?»

  7. Почему Мурманск называют воротами в Арктику?

  8. Что называют торосами?

  9. Какое явление дарит нам магнитное поле Земли и солнечный ветер?

  10. Какое животное является современником мамонтов?

Часть 2

1. Арктика - единый физико-географический район Земли, включающий

1) Северный Ледовитый океан

2) Северный Ледовитый океан и окраины материков Евразии и Северной Америки

3) Северный Ледовитый океан и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, и окраины материков Евразии и Северной Америки

2. Площадь Арктики составляет примерно

1) 17 млн км² 2) 27 млн км² 3) 37 млн км²

3. Торосы образуются в результате

1) падения в океан обломков горных ледников

2) механического движения льдов под действием ветров и течений

3) механического нагромождения льдов при движении ледоколов

4. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России

1) Балтийское, Норвежское, Карское

2) Баренцево, Карское, Чукотское

3) Баренцево, Бофорта, Чукотское

5. Город России, расположенный севернее Северного полярного круга

1) Архангельск 2) Магадан 3) Мурманск

6. Незамерзающее арктическое море

1) Баренцево 2) Белое 3) Карское

32.7. Животные - обитатели Арктики

1) белые медведи, пингвины, тюлени и моржи

2) белые медведи, пингвины, тюлени и кашалоты

3) тюлени, моржи, гренландские киты и белые медведи

Начало формы

8. Животные - обитатели арктической тундры

1) белые медведи, лисы, северные олени

2) бурые медведи, песцы, лисы

3) лемминги, северные олени, песцы

9. Какие пресмыкающиеся обитают в Арктике?

1) лягушки 2) водяной уж 3) никакие

10. Что является излюбленной пищей для оленей?

1) сено 2) рыба, мясо 3) мох ягель



© 2010-2022