Доклад «Гражданско - патриотическое воспитание в школе»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

на РМО классных руководителей

МБОУ СОШ № 1г. Ворсма


Заместитель директора по ВР Зинякова Н.А.


«Гражданско - патриотическое воспитание в школе»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

В послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ говорится, что «…больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они вырабатывают командных дух, и сильный характер, формируют навыки поведения в самых сложных условиях.»

Гражданско - патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы нашей школы. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы и малой родины, знать их историю, активно участвовать в их жизни.

Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Решая эти задачи, школа работает по следующим направлениям:

  1. Историко-краеведческое

  2. Гражданско - патриотическое

  3. Социально-патриотическое

  4. Военно-патриотическое

  5. Героико-патриотическое

Работа по историко-краеведческому направлению включает в себя изучение многовековой истории Отечества и особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины.

Ежегодно школьники принимают участие в различных конкурсах по историческому краеведению - «Судьба семьи в истории страны» и «Человек в истории», «Взгляд. Через века. К истории Нижегородского ополчения». Многие годы наши учащиеся являются участниками и призерами этих конкурсов. Историко-краеведческое направление так же реализуется через многочисленные экскурсии: традиционными стали экскурсии в Свято-Троицкий острово-езерский мужской монастырь г. Ворсма, краеведческий музей г. Павлово, города Золотого кольца России.

В школе традиционно проводятся мероприятия, посвящённые Дню народного единства: классные часы «Нижегородский подвиг в истории России», заочные аудио-видео, очные экскурсии, уроки - путешествия по историческим местам Нижегородской области, конкурс творческих работ (презентаций, эссе, сочинений, докладов) «Нижегородский подвиг в истории России».

К памятным датам и событиям организуются мероприятия, посвящённые Содружеству Независимых Государств, 50-летию со дня полёта в космос Ю. А. Гагарина, 25-летию Чернобыльской катастрофы.

Гражданско-патриотическое направление подразумевает воспитание правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.

Это направление реализуется посредством деятельности факультативного курса «Фемида». Учащиеся на этих занятиях получают знания по праву, в контексте федерального курса «Право», идет подготовка учеников к олимпиаде по праву, подготовка выпускников к ЕГЭ, развиваются навыки поведения, необходимые для разрешения правовых ситуаций, учащихся учатся самостоятельно анализировать, оценивать правовые ситуации, повышается правовая культура учащихся - в будущем полноценных граждан РФ.

Результатом работы этого курса стали дипломы учащихся 1-й,2-1 степени на районной научно-практической конференции «Одиссея разума».

На базе факультатива «Фемида», было сформировано добровольное общество «ШАГ» - школа активного гражданина. Ребята решали следующие задачи:

1. Научиться независимому общественному наблюдению в день голосования;

2. Формировать навыки гражданского контроля;

3. Формировать понимание роли выборов как демократического института;

На протяжении нескольких лет учащиеся принимали участие в конкурсе «Совет государственному человеку».

С 2007 г. учащиеся принимают участие в волонтерском движении «Знаешь ли ты свои права?» и «Как защитить свои права в современном мире?» Учащиеся посетили промтоварные и продуктовые магазины, поликлинику, городскую больницу, отделение Внутренних дел г.Ворсма, пассажирские предприятия. Гражданам были предложены следующие листовки:

1. Права потребителя

2. Права пациента

3. Право на защиту чести и достоинства

4. Права пассажира

Многие очень заинтересовались проблемой нарушения прав человека и попросили учащихся сделать стенды для разъяснения основных вопросов. В 2010 году в Ворсменской поликлинике был оформлен стенд «Каждый пациент имеет право».

В 2010 году лучшие учащиеся школы были приглашены на посещение здания Законодательного собрания Нижегородской области. Учащиеся принимали участие в проекте - конкурсе «Моя законотворческая инициатива», ими были предложены проекты изменения законов о гарантиях прав и свобод, а так же о внесении изменений в закон о выборах Государственной Думы РФ.

В результате реализации программы факультатива «Фемида» и работы добровольного общества «ШАГ» у учащихся развивается законопослушное поведение, ребята показывают более высокие результаты по предметным олимпиадам по праву и обществознанию. В будущем, при выборе профессии они могут использовать полученные знания при поступлении в ВУЗы на юридические факультеты и Академии Министерства Внутренних дел, где большое внимание уделяется правовой подготовке абитуриентов.

Учащиеся школы принимают активное участие в учебной проектной деятельности - «Овеянные славою герб наш и гимн», «Триумф или трагедия?», «Старость в радость», «Как живешь, ветеран?». Участие школьников в региональных интернет - проектах «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны?», «Государственные символы», «Подвиг нижегородцев 1612 года».

В школе традиционно проводится Неделя правовых знаний с целью оказания помощи несовершеннолетним и формирования у них законопослушного поведения.

Социально - патриотическое направление реализуется через деятельность детского общественного объединения, так как детское общественное движение является одним из важнейших институтов социализации личности ребенка, его самореализации и самоопределения.

В нашей школе детское общественное объединение работает с 1996 года. Оно называется «Республика «Росток». В него входят 150 ребят из 5-х-8-х классов.

Деятельность ДОО «Республика «Росток» осуществляется в соответствии с программой, которая способствует подготовке подростков к личностному и гражданскому определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому члену организации показать, на что он способен.

Данная программа включает в себя четыре подпрограммы:

  1. «Орлята» Её цель - развитие лидерских качеств детей, самоуправления в детском объединении, самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

В «Республике «Росток» организован смотр работы городов. Время его действия - в течение каждого учебного года. В ходе смотра проходят встречи с городскими советами, посещение мероприятий. Оценивается рост коллективов, личностный рост членов детского общественного объединения, многообразие форм деятельности по развитию социально-творческой активности детей, взаимодействие с взрослыми. Результаты смотра работы городов отражаются на карте Республике. Итоги смотра подводятся 4 раза в год, в конце каждой четверти.

Данная подпрограмма начинается с обучения ребят в Школе актива по различным категориям:

- городские советы;

- вожатые младших школьников;

- барабанщики и знамённые группы.

Советы городов после обучения проводят собрания своих городов, организуют смотр работы в городах, выступают инициаторами, организаторами общественно-значимых начинаний своих коллективов.

Итогом обучения вожатых является проведение совместных с малышами интересных и полезных дел, а также подготовка к вступлению и приём их в Республику «Росток».

Курс обучения барабанщиков заканчивается выступлением отряда барабанщиков на районном смотре ритуальных групп. В течение учебного года ребята выступают на линейках и сборах в Республике «Росток», на городском празднике Победы 9 мая.

  1. «Я - гражданин России» Цель - воспитание патриотизма и гражданственности, морально-волевых качеств личности.

Данная подпрограмма предполагает освоение и реализацию ребёнком прав и обязанностей по отношению к себе самому, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Главное здесь - системный подход к формированию гражданской позиции ребёнка, помощь в освоении общественно-исторического опыта, путём вхождения в социальную среду. Необходимо привить детям убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  1. «Доброе сердце» Цель - развитие детской инициативы по оказанию помощи людям, которые в ней нуждаются (ветераны и участники Великой Отечественной войны и труда, больные дети и их семьи, дети-инвалиды), природе, воспитанникам детских садов.

Данная подпрограмма предполагает установление контакта с общественными организациями, учреждениями, их представителями для осуществления совместной социально-значимой деятельности на основе договоров. Традиционные дела:

  • благотворительные акции «Чистый двор», «Родному городу - чистые водоёмы» «Дарите радость людям»

  • оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, одиноким и пожилым людям;

  • акция новогодняя игрушка для городской ёлки;

  • Оказание помощи воспитанникам детских садов.

Данная подпрограмма предполагает дальнейшее внедрение технологии социального проектирования в деятельность детского объединения, потому, что она помогает детям понять проблемы школы, микрорайона, города, и принять посильное участие в их решении.

Социальное проектирование стимулирует активную гражданскую подготовку подростков и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных органов государственной власти, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Вот уже несколько лет подряд ребята участвуют во Всероссийской акции «Я - гражданин России», реализуя различные социальные проекты:

2007 года Проект «Новогодний подарок» - приобретение техники и спортивного инвентаря для организации досуга детей. находящихся на лечении в детской поликлинике г. Ворсма. Проект занял 1 место в областном этапе конкурса.

2009 года Проект «Наш земляк - Герой Советского Союза» - сбор поискового материала, пропаганда его и открытие мемориальной доски, посвящённой Герою Советского Союза Зельнякову Е. И. Проект занял 1 место в областном этапе конкурса и стал участником всероссийского этапа во Всесоюзном детском центра «Орлёнок»в июне 2009 г.

2010 года Проект «Забвению не подлежат» - сбор поискового материала и издание книги о земляках - участниках Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Проект занял 1 место в областном этапе конкурса.

2011 год Проект «Школьная клумба» - оформление клумбы на школьном дворе. На заработанные на школьной ярмарке и на сборе макулатуры деньги ребята приобрели электрическую газонокосилку, шланги, семена газонной травы. Весной они обработали землю на двух клумбах (250 кв. м), расположенных перед школьным крыльцом и посеяли там газонную траву. За лето газон поднялся и уже в сентябре планируется разбить на газоне несколько маленьких клумб и засадить их тюльпанами.

При реализации проектов ребятам приходится общаться с совершенно разными людьми: продавцами, врачами, предпринимателями, пенсионерами, представителями администрации школы и города. Дети учатся уверенно вести диалог, отвечать на вопросы, заключать договоры сотрудничества, находить весомые аргументы в защиту своего проекта, и помогают им в этом старшая вожатая и классные руководители.

В процессе работы над проектами ребятам приходится работать с денежными средствами. Дети составляют смету проекта, просчитывают бюджет, распределяют денежные средства.

За период реализации проектов команды становятся более сплоченными. В них выявляются разные лидеры: одни - научились хорошо общаться с представителями различных организаций и учреждений, другие -е приобрели навык проведения массовых мероприятий и акций, третьи - овладели разными умениями и навыками.

  1. «Непоседы» Цель: продолжение шефской работы с младшими школьниками, обеспечение преемственности дел и традиций.

Для того чтобы численность детского объединения не снижалась необходимо заботиться о его пополнении, знакомя ребят из начальных классов с традициями Республики «Росток», привлекая их к делам детского объединения.

Общественная деятельность подрастающего поколения способствует формированию гражданской позиции, раскрывает лидерские и творческие потенциалы личности, помогает юным дружить и вместе делать добрые, полезные дела, учит справедливо решать спорные вопросы, и трудные жизненные ситуации.

Военно-патриотическое направление работы реализуется через формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. Здесь можно выделить следующие блоки:

1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил включает в себя следующие мероприятия:

вахта памяти - выставление почетного караула на площади Победы;

возложение гирлянды Славы;

вынос знамени Победы;

поздравление и выступление с концертными номерами перед ветеранами войны и труда;

проведение викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов патриотической направленности;

проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

  1. Военно-спортивные игры

- это игра для начального звена - «Равнение на Победу», где четвероклассников принимают в юнармейцы,

«Игра в солдатики» ставшая традиционной в нашей школе, является авторской разработкой преподавателя-организатора ОБЖ и старшей вожатой школы. В игре учащиеся 5-6 классов получают первые элементарные знания, умения и навыки ориентирования, оказания первой помощи, владения оружием, строевыми приёмами.

Участвуя в игре - путешествии «Путь к Победе» дети расширяют свои знания о героическом прошлом нашей Родины.

Игра "Зарница", в комплексе с «Игрой в солдатики» решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи "ШКОЛА - АРМИЯ". Опыт проведения игры "Зарница" показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "Зарница" оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

3. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ - ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения - иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Созданный кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе.

На базе кабинета ОБЖ проводятся: уроки Мужества, сборы, беседы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков, организуется учеба юнармейцев.

Преподаватель-организатор Колчина С.Г. со своими учащимся принимает активное участие в предметных олимпиадах по ОБЖ, интернет олимпиадах по ОБЖ и военному делу, где достигли больших результатов. В прошедшем учебном году Минаев Александр ученик 9 класса стал победителем районной олимпиады.

В нашей школе с января 2004 года действует военно-патриотический клуб «Росток», объединение детей и подростков школьного возраста, родителей, учителей, направленное на возрождение патриотического воспитания и объединение школьников на основе гуманизма и демократизма.

Цель клуба: организация активного досуга подростков и формирование у них активной жизненной позиции, развитие и поддержка детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения, освоения воинских профессий, подготовки молодежи к службе в армии.

Работа клуба «Росток» осуществляет свою деятельность под руководством администрации МОУ СОШ №1 г. Ворсма, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на патриотическое и физическое развитие молодежи. Руководитель клуба преподаватель-организатор ОБЖ Колчина С.Г. Профиль ВПК «Росток» общевойсковой.

ВПК «Росток»

- проводит военно-спортивные и юнармейские игры, соревнования, экскурсии, походы, показательные выступления, сборы;

- ведет информационно-пропагандистскую деятельность в области развития гражданственности и патриотизма молодежи.

- принимает активное участие в социально-значимых проектах;

- участвует в городском празднике Победы.

Опыт работы ВПК «Росток» по этим направлениям составляет 7 лет. За данный период времени сложились традиции клуба; сложился постоянный коллектив учителей, участвующих в работе клуба. Члены ВПК «Росток» - активные участники и победители районных и областных конкурсов социально-значимых проектов.

В планах ВПК «Росток» - дальнейшее совершенствование своей работы, накопление определенного опыта и его обобщение, изучение опыта школ и детских школьных организаций района по патриотическому воспитанию учащихся.

Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Героико-патриотическое направление работы ориентирует процесс воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

В нашей школе в 2005 году был создан зал Боевой Славы, где учащиеся могут познакомиться с героями - ворсменцами как Великой Отечественной войны, так и участниками локальных конфликтов. Наши ученики сами проводят экскурсии по Залу боевой славы школы, принимают активное участие в конкурсе «Юный экскурсовод».

В наступающем учебном году с целью обеспечения единства учебной и внеурочной работы по формированию патриотизма и гражданственности учащихся в школе планируется создание музея «Сыны Отечества - освободители России».

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что именно школа должна принять на себя основную нагрузку по гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины.

Гражданско-патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно - нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!"

Заместитель директора по ВР Зинякова Н.А.

8


© 2010-2022