ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УДК 376

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Новикова Любовь Анатольевна,

ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют»,

воспитатель, Россия, Серпухов,

E-mail: [email protected]

Аннотация:

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены Концептуальные идеи деятельности педагогического коллектива в рамках здоровьесбережения как основы позитивного социального становления обучающихся, обобщен практический опыт.

The article is devoted to the urgent problem of health protection of students with disabilities. It presents the Conceptual ideas of the teaching staff in the framework of health care as the basis for positive social development of students, practical experience.

Ключевые слова: здоровьетворящая среда, коррекция психологических особенностей; the health of the creative Freshwater; correction of psychological characteristics.

Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания

-остро ставят сегодня вопрос о сохранении и укреплении здоровья молодого поколения. В связи с этим одной из приоритетных задач современного этапа

модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Важно понимать, что если у ребёнка хорошее физическое (морфологическое) развитие, то это вовсе не означает, что он полностью здоров и готов к обучению. Данные современных научных исследований позволяют констатировать тот факт, что у 50-60% современных детей выявлены функциональные отклонения в состоянии здоровья, у 15% отмечаются нарушения в нервно-психической сфере. Кроме того, значительно снижается количество детей и учащихся, имеющих гармоничное развитие. В связи с этим, как у врачей, так и у педагогов назрела необходимость разработки и применения новых методов сохранения и укрепления здоровья детей путём создания условий для их гармоничного развития, систематического внедрения здоровьесберегающих технологий и профилактических мероприятий, оздоровительной работы, с активным вовлечением специалистов и родителей в данный процесс.

Здоровье ребенка с ограниченными возможностями, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для наших детей этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в школе - интернате связаны более 70% времени всего периода обучения.

Здоровьетворящая среда, созданная в школе - интернате обеспечивает наличие необходимых условий сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, целенаправленно формирует культуру здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательной деятельности.

Единство усилий всех структур учреждения смогут способствовать формированию основ здорового образа жизни и коррекции психо-физиологических особенностей обучающихся:

  • Администрация учреждения;

  • Медицинская служба (врачи и медсестры);

  • Социально-психологическая служба (педагог-психолог, логопед, социальный педагог);

  • Педагогический персонал (учителя, воспитатели, педагог-организатор).

Основными аспектами здоровьесберегающей деятельности являются:

Первый - развитие личности ребенка с точки зрения сохранения и укрепления здоровья.

Второй -коррекция всех компонентов психофизического и интеллектуального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Физическое воспитание, как процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей направленный на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни является ведущим.

Для повышения качества физического воспитания представлены Концептуальные идеи деятельности педагогического коллектива в рамках здоровьесбережения как основы позитивного социального становления обучающихся:

  1. Здоровье мы рассматриваем как единство физического, психического здоровья и психологического благополучия.

  2. Ребенок растет и развивается и в основе его физического и психического здоровья - необходимо максимально удовлетворить возрастные потребностей /движение, познание, общение, сотрудничество/.

  3. В современном социуме многие естественные потребности детей не удовлетворяются как следствие утрата физического и психического здоровья. Например, естественная потребность в движении: в школе малоподвижные виды деятельности, статичные позы, дома - телевизор и компьютер. Выход - включение детей в деятельность, способствующую сохранению и развитию здоровья. Именно такие виды деятельности представлены через дополнительное образование детей.

  4. Необходимо в рамках учебно-воспитательного процесса обеспечивать профилактику детского травматизма и содействовать формированию у ребёнка культуры собственной безопасности.

  5. Ресурсы дополнительного образования необходимо сделать максимально доступными каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья

Особенности воспитательного процесса по формированию основ здоровьясбережения:

1.Целенаправленность (предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу).

2.Многофакторность (предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость).

3.Непрерывность (предполагает постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников).

4.Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности).

5.Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленности воспитателей.

6.Двусторонний характер (предполагает наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанников к воспитателю) связей).

Ведущая роль в физическом воспитании детей с ОВЗ во внеурочной деятельности отводится мероприятиям охранительного режима.

  • Утренняя зарядка.

  • Прогулка. Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся;

  • Реализация программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

  • Организация сна ребят.

  • Организация и проведение самоподготовки с использованием релаксационных пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз.

  • Режимные моменты по формированию навыков личной гигиены.

Эффективные формы внеурочной деятельности по здоровьесбережению, реализуемые в воспитательном процессе:

  1. Ежедневные прогулки.

Для повышения активности обучающихся в школе - интернате активно реализуются необычные формы прогулок: праздник, игра, соревнование, акция, трудовой десант.

2. В рамках дополнительного образования осуществляют свою деятельность спортивные кружки: «Футбол», «Здоровячок» (ОФП), «Лёгкая атлетика», спортивные танцы «Ритм».

3. Традиционно весной и осенью в учреждении проходят «Дни Здоровья».

4. Не реже 1 раза в четверть проходят акции «Здоровье - твоё богатство».

5. Транслирование успешного опыта работы по здоровьюсбережению обучающихся через публикации на школьном сайте и средствах массовой информации.

6. Просвещение родительской общественности (родительские собрания, лектории, совместные общешкольные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни).

Внеурочная спортивная работа в классах

  • Проведение классных часов, викторин, спортивных праздников, соревнований и др. мероприятий.

  • Выпуск листовок и газет по пропаганде ЗОЖ.

  • Проведение в классах физкультминуток.

  • Занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультурой имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»;

  • Спортивные часы во второй половине дня.

  • Организация туристических походов.

  • Проведение информационных минуток, посвященных различным событиям в стране и мире, связанным с сохранением здоровья.

  • Вовлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях и кружках.

  • Беседы врача.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы-интерната проводится по нескольким направлениям:

  1. Состояние здоровья обучающихся (Статистический медицинский анализ).

  2. Развитость физических качеств (Выполнение контрольных нормативов).

  3. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе (Методика «Наши отношения»).

  4. Исследование самочувствия педагогов в школе-интернате (Методика Н.П.Капустиной).

  5. Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися (Методика Ю.В.Науменко).

  6. Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой (Методика Ю.В.Науменко).

  7. Психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко).

  8. Определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (Методика Ю.В.Науменко).

  9. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова).

Результатом использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве школы-интерната станет выпускник, имеющий:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, проводимая в учреждении, дает положительный индивидуально личностный результат.

Список использованных источников.

1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.

2. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М. Амосов - М.: Медицина,1987.- 116 с.

4. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010.

5. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3. - С.30-38.

6. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы. Москва, Издательство Вако,2005.

8. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. - 1998. - № 6. - С.58 - 66.

9. Научно - методические основы формирования физического и психического здоровья детей: Материалы всерос. конф. - Екатеринбург, 2000.

10. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4. - С.80-84.

11. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003. - 160с.: с ил.

12. Солдатова Т.А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1994. - 71 с.


© 2010-2022