Модель развивающей образовательной среды современного детского сада

Раздел Воспитательная работа
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды современного детского сада.Модель развивающей образовательной среды

современного детского сада.

Васильева Татьяна Николаевна

заместитель заведующего по ВМР

МДОУДС № 14

Копейского городского округа

Челябинской области


Вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды ДО на сегодняшний день стоят особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении разработана модель развивающей образовательной среды.

Детский сад работает с 2014 года. В детском саду сложился стабильный коллектив, много педагогов с большим стажем работы.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по общеобразовательной программе, которая составлена на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»…под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В качестве парциальных программ используются:

- Е. С. Бабуновой «Наш дом - Южный Урал». (В качестве регионального компонента);

- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР», «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»;

- И. Каплунова, И. Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».

Мы стараемся, чтобы развивающая среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учетом особенностей и коррекции недостатков их развития.

При создании модели развивающей образовательной среды, отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов мы опирались на довольно основательную нормативно-правовую базу. Среди документов можно назвать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении В. А. Петровского, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Модель развивающей образовательной среды МДОУДС № 14 Копейского городского округа Челябинской области построена на основе системно-деятельностного подхода. Опираясь на имеющиеся исследования самого системного подхода, известный российский психолог Александр Григорьевич Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; наконец, системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности - индивидуальность.

В основе нашего подхода к формированию предметной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности - это означает, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания новой информации и не при усвоении учебных навыков, которые передает взрослый, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности.

Целью реализации модели развивающей образовательной среды является

воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.

Виды детской деятельности положены в основу типологии материалов, составляющих развивающую среду ДОУ, и являются ориентиром для формирования развивающей предметной среды учреждения.

При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, среди которых

можно назвать:

- Принцип деятельности, который заключается в том, что ребенок, получая

знания не только в готовом виде, но, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений.

- Принцип целостности, который предполагает формирование у ребенка обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

- Принцип минимакса, заключающийся в следующем: детский сад должен

предложить ребенку возможность освоения содержания программы на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Представленная модель развивающей образовательной среды нашего дошкольного образовательного учреждения состоит из нескольких компонентов: образовательного, коррекционного, информационного, предметно-пространственного, социального.

Рассмотрим эти компоненты.

Ядром модели являются участники образовательных отношений (педагоги

ДОУ, воспитанники, родители, администрация ДОУ), принимающие активное участие в создании и преобразовании среды. Содержание пяти образовательных областей реализуется во всех видах детской деятельности (игровой, поисково-исследовательской, продуктивной и в двигательной активности).

Наполнение образовательного компонента представлено следующим обеспечением: основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, парциальными программами

Информационный компонент представлен следующим наполнением: блогом

учреждения; автоматизированными местами педагогов, также имеется переносное интерактивное оборудование, которое используется при проведении учебных занятий со слушателями, при проведении родительских собраний, утренников и праздников для детей. Помимо этого в детском саду создана локальная сеть, установлен роутер для обеспечения общего интернет-покрытия через Wi-Fi. Кроме этого информационное обеспечение

участников образовательных отношений проводится через всевозможные информационные стенды, доски объявлений, папки-передвижки и т. п.

Предметно-пространственный компонент осуществляется через создание

условий для максимальной реализации образовательного потенциала пространства, оборудования, материалов; для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.

Социальный компонент представлен окружением детского сада и социальными партерами нашего учреждения: МБУЗ ДЦБ № 1; МОУ СОШ № 9,МОУ ППМС ЦДи К, МОУДОД СЮТ, МУ «Краеведческий музей», МУ ДОДДШИ № 2

Перспективы реализации модели развивающей образовательной среды

нашего дошкольного образовательного учреждения мы видим в следующем:

в создании и регулярном обновлении сайта и блога учреждения с учетом

текущих изменений для обеспечения открытости дошкольного образования;

в пополнении и обогащении предметной среды групповых ячеек и других

помещений, где осуществляется образовательная деятельность; создании условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада; внесении изменений в развивающую предметно-пространственную среду с учетом современных требований, новых нормативных документов (ФГОС дошкольного образования).

Модель развивающей образовательной среды




Внешнее пространство


Образовательный компонент


Предметно - пространственный компонент

Коррекционный компонент


Субъекты

образовательных

отношений






Информационный компонент



СОЦИУМ



- Образовательные области



- виды деятельности





© 2010-2022