Семинар для классных руководителей Ребенок в кризисной ситуации

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации для классного руководителя

Индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят.

(Консультация для родителей)

Беседа обычно проходит в откровенной и доброжелательной атмосфере. В отличие от родительского собрания необходимо сразу сообщить родителю о том, что среди виновных - его ребенок. При этом классный руководитель должен сразу же объяснить, что задача, которую надо постараться решить - общая для школы и для семьи. И состоит она не в наказании, а в доказательном убеждении ребенка, что сложившийся конфликт следует разрешить достойно и никогда больше не допускать возможности его повторения в своей жизни и в жизни близких людей.

Далее следует попробовать смоделировать ход домашнего разговора с ребенком исходя из конкретных особенностей личности и семьи.

Настоять на категорическом исключении из методов разговора скандала, крика, угроз, обвинений, каких-либо подозрений вообще, если вина ребенка не доказана, и значит, надо действовать на сознание и совесть ребенка, пытаясь разбудить чувство ответственности и раскаяния. Можно предложить следующие возможные формы разговора родителей с ребенком дома:

1. Поговорить с ребенком о том:

- почему, на его взгляд, это произошло?

- какую позицию в конфликте занял он и почему.

Что бы ни сказал на это ребенок, обязательно объяснить ему, в чем он был в своих суждениях неправ, как стоило бы поступить в этом случае и ему и тем, кто виноват.

2. Пересказать случившееся, удивляясь, что узнали об этом событии не от сына или дочери, а со слов классного руководителя, посетовать, что неразумным своим поведением принес горе и сложности себе и другим. Сказать, что выход есть, конечно, но для этого нужно мужество просто сознаться, признать свою вину, и все поправится, ведь всем свойственно совершать ошибки, надо только уметь их признавать и пытаться обязательно исправить.

3. Рассказать сыну или дочери о своей острой, болезненной реакции, если бы таким образом обидели его близкого человека.

4. Обсудить конфликтную ситуацию всей семьей (со старшим поколением), предлагая каждому высказаться (в том числе и ребенку), как отреагировал бы он, если бы виновным был бы кто-то из очень близких семье людей. Вместе предложить решение, наиболее благоприятное для всех участников конфликта.

5. В беседе по поводу конфликта привести ребенку убедительные примеры из своей жизни, жизни своих знакомых или из литературных произведений, доказывающие, что каждый взрослый человек начинается с ответственности за свои поступки.

В любом случае, как бы ни пошла домашняя беседа, нельзя доводить ее до накала страстей, нельзя выпытывать информацию из ребенка, заставлять его говорить, если он «уходит» от разговора. Можно вернуться к нему позже, в другом варианте, например, поинтересовавшись, как разрешился конфликт.

Необходимо убедить родителей для обеспечения согласованности действий обязательно рассказать все течение беседы классному руководителю. Совместными усилиями можно скорректировать какие-то моменты или принять нужное решение

Чего нельзя делать учителю в конфликтной ситуации

1. Отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать качества личности ребенка, а давать оценку только его действиям (но не общую оценку по конкретному поводу).

2. Обращать внимание на национальные особенности детей (без комментариев).

3. Оскорблять детей.

4. Прилюдно обсуждать родителей ребенка.

5. Сравнивать детей (у каждого есть положительные качества).

6. Унижать достоинство ребенка (это не укрепляет авторитет взрослого).

Что необходимо делать учителю.

  • Контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося обосновать свои претензии, предоставить ему возможность «выпустить пар».

  • Постараться взглянуть на проблему глазами ученика, не приписывать ученику свое понимание позиции, перейти на «Я - высказывания», например, не «вы меня обманываете», а «я чувствую себя обманутым».

  • Соблюдать вежливость и тактичность (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не смогут их исправить.

  • Избегать соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики (это вызовет ответную обиду и агрессию).

  • Если конфликт состоялся при классе, то взять «тайм-аут» и продолжить разговор после урока при меньшем количестве слушателей или без них (после небольшой паузы спадет накал страстей, а лишившись поддержки в лице одноклассников, ребенок не будет «работать на публику».

  • Не бояться принести свои извинения, если чувствуешь вину (к извинению способны только уверенные в себе педагоги).

  • Умело использовать юмор и смекалку (это спасает в любой ситуации).

  • Независимо от результатов разрешения конфликта необходимо постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу возникших трудностей, выразить свое расположение к ученику).

Лучше, конечно, до конфликта не доводить, а разрядить напряженную ситуацию.

Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение и повышение голоса. Постарайтесь подавить эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном, и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон.

Откажитесь от стереотипов отношения к недобросовестному, неисполнительному ученику, особенно если вы понимаете, что ученик уже смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему предпочтение перед другими, дайте ответственное поручение. Делайте это гласно, высказывая уверенность, что он его выполнит. Большой воспитательный заряд несут эти решения. Они окрыляют человека. Дав задание и не будучи уверенным в его выполнении, похвалите ученика, сказав, что не можете никому другому поручить столь ответственное дело. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу человека своим доверием, которое превосходит страх риска. Используйте оружие великодушия.











© 2010-2022