Конспект УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ (6 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок толерантности - 6 класс


"Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:

  • Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;

  • Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

  • Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Предварительная работа: просмотр фильма или чтение «Цветик-семицветик» Катаева.

Ход занятия

И прежде чем объявить тему сегодняшнего разговора, мне бы хотелось вспомнить сказку В. Катаева «Цветик-семицветик».

1. Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

2. Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

3. Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

4. Какие желания Жени было исполнено?

  • Жёлтый лепесток - она оказалась дома со связкой баранок

  • Красный лепесток - мамина вазочка склеилась

  • Синий лепесток - на Северном полюсе

  • Зелёный лепесток - очутиться дома

  • Женя получила все игрушки, которые есть на свете

  • Фиолетовый лепесток - возвращение игрушек в магазины

5. И так остался последний голубой лепесток. Женя хотела потратить его на конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты.

Задание: на голубом лепестке напишите свое желание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы…

6. Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

7. Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

8. С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности». Ромен Ролан. Так звучит тема нашего разговора. (открыть тему на доске)

«Я человек!» - каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность - (от лат. слова tolerantia- терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Вопрос:

1. Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

  • справедливость

  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

  • сострадание

  • уважение мнений и поступков других людей

  • сдержанность (отсутствие агрессии)

  • прощение

  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

  • милосердие (учитывать настроение окружающих)

  • уважение прав своих и другого человека

  • великодушие

  • примирение со сложившимися ситуациями

  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Вопрос:

1. Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Работа в подгруппах

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?» (таблица)

Каждой подгруппе предлагается обосновать свои ответы.

Ребята, из ваших ответов видно, что люди с ограниченными возможностями не могут делать самые простые для всех нас вещи, например, перейти дорогу, прочитать книгу или послушать радио; зайти в магазин, аптеку или в свой подъезд.

Из-за несчастного случая или болезни люди попадают в тяжелое положение. Как и все, они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Читает стихотворение «Ступени» Автор этого стихотворения - мальчик, ваш ровесник, который может передвигаться только на инвалидном кресле.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моей доме.

Ступени мешают мне делать, то что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным ,испуганным и нервным.

Ступени-это мрачный сумрак.

О, если бы можно было убрать словно бульдозером все эти ступени.

Все эти ступеньки!

Помните: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми своими недостатками»

Практическая часть:

Я предлагаю вам только на минуту оказаться на месте человека с ограниченными возможностями и ощутить те неудобства, которые они ощущают ежеминутно, ежечастно в своей жизни:

  1. Пройти по классу с завязанными глазами до стола и взять с него книгу;

  2. Сидя на стуле, привязанным к спинке, поднять с пола карандаш;

  3. Заткнуть уши и попытаться услышать разговор других.

Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями- о наших современниках. О тех людях, которые, несмотря на свой недуг, не сидят, сложа руки, живут полноценной жизнью и добиваются в ней больших успехов

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями. Это спортсмены, чемпионы Параолимпийских игр в Сочи.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. (показ слайдов)

  1. Вы наверное знаете о параолимпийских играх - международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, регулярно, каждые четыре года.

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.

  1. Сочи 2014 год. Сборная России победила в общекомандном зачете: 80 медалей, из них 30-золотых, 28-серебрянных и 22-бронзовых. На играх в Сочи сборная России установила рекорд по количеству завоеванных медалей на зимних Параолимпийских играх.

  2. Роман Петушков -главный герой Параолимпиады. Шесть раз Роман поднимался на высшую ступень пьедестала почета( в соревнованиях спортсменов в категории «сидя»).В детстве Роман занимался многими видами спорта: боксом, каратэ, дзюдо, а зимой-горными лыжами.

В феврале 2006 года случилось, то, что перевернуло жизнь молодого парня. Он попал в автокатастрофу, после которой ему ампутировали обе ноги. Первое время Роман не понимал, что произошло и как ему жить дальше. Когда он лежал в больнице, шли Параолимпийские игры в Турине. Друзья обратили внимание на, то, как инвалиды упорно сражаются. Роман и подумать не мог, что через четыре года сам окажется на Параолимпийских играх , а еще через четыре года станет главным героем в играх в Сочи.

  1. Валерий Редкозубов - победитель в параолимпийском слаломе! Уже в 10 лет Валерий встал на лыжи и стал спортсменом-горнолыжником. Выступал на соревнованиях как любитель, о профессиональном спорте даже не думал. Весной 2003 года Валерий работал бурильщиком на руднике, где добывали уголь. В шахте задел снаряд, который закладывают для взрыва породы, а тот оказался неразорвавшимся…а когда сдетанировал, Валерия завалило. Один глаз он потерял, а на второй ослеп.

  2. Михалина Лысова, 21 год, вид спорта - лыжи\биатлон. Михалина имеет большие проблемы со зрением. Практически девочка слепая, носит очки с очень толстыми линзами, для того, чтобы что-то различать. Тренеры разглядели в девочке будущую звезду. Уже в 15 лет Михалина соревновалась наравне со взрослыми, а в 18 лет вошла в элиту мирового биатлона. На Олимпиаде в Сочи-шесть медалей: три-золотые и три-серебрян32ые.

  3. Алена Кауфман, 26 лет, вид спорта-лыжи\биатлон. Алена-инвалид с рождения, она родилась с практически безжизненной, неестественно перекрученной левой кистью. С детства ей пришлось терпеть насмешки одноклассников. Выручал спорт: сначала-байдарки, а потом - лыжные гонки. Алене пришлось пострадать в своей жизни наверное больше , чем многим спортсменам-параолимпийцам. Рано умер отец, а когда она была уже успешной спортсменкой и счастливой невестой ,попал в аварию и повредил позвоночник будущий муж. Благодаря Алене, он снова встал на ноги, перенеся сложную операцию. На олимпиаде в Сочи Алена стала королевой: две золотые, одна серебряная медаль по биатлону, две награды в лыжах: бронза в спринте и золото в эстафете.

  4. Они пришли в спорт, чтобы доказать себе, своим близким и всему миру, что они могут, они хотят. Они такие же, как все мы и даже лучше многих из нас. Закаленный характер спортсмена, воля к победе, помогают спортсменам. Отсутствие рук или ног, плохое зрение или слух - это не приговор, даже так можно жить полноценной жизнью, добиваться успехов.

Я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток - «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток - «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.

Крепится 4 лепесток - «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток - «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток - Что-то «перенять» и что-то дать взамен

Крепится 7 лепесток - «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

Счастье - это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час - паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает - жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима, грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!


© 2010-2022