Статья ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕСУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕСУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.Н. ЯКОВЕНКО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37, г.Томск, РФ


Дать образование и не внушить

моральных и гражданских принципов -

значит, воспитать ещё одну угрозу обществу.

Теодор Рузвельт


Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2020 года, подчеркивает необходимость «… ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Концепция определяет важнейшие задачи воспитания: «… формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1].

В МАОУ СОШ №37 разработана «Программа воспитания и социализации, направленная на формирование российской гражданской идентичности, духовно-нравственного развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся основной ступени в условиях общеобразовательной школы». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 [3]. Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, творчество, наука, искусство, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Разработка программы проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов школы.

Сегодня, в новых социально-экономических условиях, требования к работе школы повышаются:

Во-первых, это новый социальный заказ государства. «Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала…

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений» [2].

Во-вторых, это принципиально новые условия, в которых развивается современный школьник. Сегодня он находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) источников информации нередко является доминирующим в процессе его воспитания.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения школьником знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и др.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и др.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве [3].

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система - с одной стороны, это система психолого-педагогическая (влияет на школьников как педагогический фактор - через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), с другой стороны, социально-педагогическая (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках учебного заведения).

Управление воспитательной системой МАОУ СОШ № 37 осуществляется через структурные компоненты: классы, объединения дополнительного образования, секции, методическое объединение классных руководителей, предметные методические объединения, родительский комитет.

Программа является ориентиром для составления планов воспитательной работы, индивидуальных рабочих воспитательных программ классными руководителями.

Программа учитывает культурно-исторические, социально-экономические, демографические особенности района, запросы семей, социальных партнеров, развитие ученического самоуправления, участие учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений.

Сформированное образовательное пространство и образовательная политика МАОУ СОШ № 37 характеризуются внутренними и внешними объектами, социальными связями и укладом школьной жизни. Компоненты инновационного образовательного пространства:

- предпрофильная подготовка при взаимодействии школы и дополнительного образования (Центр планирования карьеры);

- реализация профильного обучения: с естественно-математическим и гуманитарным профилем. При реализации гуманитарного профиля разработана сетевая программа и создана группа обучающихся по направлению «Психолого-педагогический класс»: «Перезагрузка. Современные профессии гуманитарного профиля»;

- реализация программы развития школы «Обеспечение паритета интеллектуального и физического развития, здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы», в рамках которой разработаны проекты, являющиеся инновационными площадками ТОИПКРО и ОГБУ «РЦРО»: «Мы интересны друг другу, потому что мы разные», «Интеллектуально-творческий марафон как инновационный подход к интеграции интеллектуального и физического развития учащихся», «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей интеллектуальное и физическое развитие в условиях общеобразовательной школы»;

- реализация программы «Одаренные дети» сетевого проекта ТОИПКРО и ТГПУ «Интеллектуальное развитие обучающихся средствами ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество»»;

- социально-образовательное партнерство с медико-социальным центром «Семья», ОГБУ «РЦРО», ТОИПКРО, ЦПК, Школьным университетом ТУСУРа;

- общественное управление школой осуществляется Управляющим советом, представителями ООО «Томскнефтехим», Советом выпускников.

Создавая и реализуя в школе инновационные образовательные проекты и программы, в 2002 году создана Демократическая республика «МЫ» со своим ученическим Парламентом и Правительством. Технология «Демократическая республика» моделирует деятельность современного цивилизованного государства и жизнь демократического общества в рамках школы.

Развитие классного самоуправления по модели «Город» реально повышает гражданскую активность учащихся, дети включаются в преобразования коллектива, вносят рациональные предложения по ведению той или иной деятельности класса (40%), через три года внедрения модели умеют вести дискуссию (30%), оценивают общественные явления, отстаивают свои убеждения (35%).

Повышение гражданской активности ребят выражается в реализации социальных проектов, деятельности Центра гражданского образования «Школа навигаторов», Научном обществе учащихся «Фокус». Школа создает все новые формы для самореализации и самоадаптации школьника, расширяя социальное партнерство с ООО «Томскнефтехим», ООО «ТПСК», Советом выпускников, ВУЗами Томска, созданием системы профильного и дополнительного образования.

Становление Центра гражданского образования «Школа навигаторов» началось с проведения образовательного события областного фестиваля «Новая цивилизация» 2004г., уже со следующего года организованы систематические занятия для ребят 5 классов в рамках деятельности Региональной сети Центров гражданского образования Томской области.

В основе программы Центра лежит «Базовый курс навигатора «Новой цивилизации» под общей редакцией А.А. Ермолина, А.С. Прутченкова, которая состоит из теоретической и практической частей. Тематика теоретических занятий продиктована необходимостью расширения информационного поля обучающихся в вопросах гражданского образования. Практический курс построен с учетом подготовки и участия в конкурсах и проектах региональной сети, которые позволяют слушателям на практике применить полученные теоретические знания и добиться повышенных образовательных результатов.

Цель программы «Школа навигаторов»: воспитание гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе через включение в активную учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

- образовательная: просвещение подростков по вопросам гражданского образования.

- воспитательная: развитие способностей, связанных с умениями осуществлять выбор и принимать решения в конкретной социальной ситуации.

- профилактическая: формирование поведенческих навыков, соответствующих здоровому образу жизни.

В образовательной программе все специальности разделены на разделы:

  1. «Гражданско-правовой» (изучение специальностей «Я - россиянин», «Я - политик», «Я - гражданин»);

  2. «Спортивно-оздоровительный» (изучение специальностей «Я - здоровый человек», «Я - спасатель»);

  3. «Экономико-географический» (изучение специальностей «Я - житель Земли», «Я - эколог», «Я - экономист»);

  4. «Развитие коммуникативных компетенций» (изучение специальностей «Я - лидер», «Я - навигатор Интернета»).

Ведущими формами организации образовательного процесса являются: игры, беседы, лекционные занятия, экскурсии, встречи, дискуссии, диалоги учащихся с педагогом, тренинги, практические занятия, конкурсы, праздники, исследовательская работа. Занятия в Центре проводятся педагогами школы, а также консультантами - обучающимися старших классов, успешно прошедшими обучение по Программе. Образовательный процесс включает не только обучение на занятиях, но во и время самостоятельной подготовки, групповой работы, индивидуальной деятельности.

Статья ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕСУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫРис.1. Достижения слушателей программы

Практическая значимость работы Центра «Школа навигаторов» в образовательной деятельности школы проявляется в следующем:

- развитие общественного сознания и повышение социальной активности слушателей Центра (участие в программах, реализации проектов, работе органов ученического самоуправления);

- создание условий для получения слушателями образовательных результатов повышенного уровня через включение в проведение муниципальных и региональных сетевых компетентностных мероприятий Департамента общего образования Томской области, ОГБУ «РЦРО», Департамента образования администрации г. Томска;

- развитие межмуниципального сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих технологии гражданского образования (гимназия № 6, 55, 56, Академический лицей, школы № 15, 16, 25, 32, 33, 38, интернат № 1 г. Томска; школы № 84, 87, 89, Северская гимназия ЗАТО Северск; Малиновская школа Томского района; Побединская школа Шегарского района; Кривошеинская школа);

- повышение качества образования, профессионализма кадрового состава преподавателей Центра через увеличение сети социальных партнеров, участвующих в реализации программы, повышение квалификации педагогов в области гражданского образования.

Вопрос о показателях эффективности воспитательной деятельности сложен: результаты воспитания отдалены во времени и не явны. Трудно точно установить, являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности ОУ или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семь, школы и общества в целом.

Сложившаяся практика организации воспитательной деятельности в МАОУ СОШ №37 говорит об ее эффективности и успешности, поскольку центром своей деятельности педагогический коллектив считает ребенка и прикладывает все усилия для его разностороннего развития и самореализации. Это доказывают:

- продуктивная деятельность действующих детских общественных объединений,

- высокие показатели участия учащихся в конкурсах, смотрах, соревнованиях, мероприятиях разных уровней,

- растущие показатели уровня воспитанности обучающихся,

- реализация разработанных в школе воспитательных программ,

- развитие системы дополнительного образования,

- привлечение дополнительного финансирования через участие в различных социальных проектах и улучшение материально-технического оснащения воспитательного процесса,

- а также постоянный режим роста, обновления в деятельности педагогического коллектива.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Д.А. Медведев, 2010 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2012 г. № 1897.


© 2010-2022