Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА: «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

АВТОР : Корчанова Ольга Сергеевна

Старшая вожатая

МОУ СОШ № 56 города Нижний Тагил Свердловской области

Конфликт - это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины и необходимость их устранить…

Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека. Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться, а конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно остро.

Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин. Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики. По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.

Очень часто в школе можно наблюдать конфликт между учителем и учеником. Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит плохие оценки в дневнике, хотя он хорошо подготовился к уроку. Причиной таких ситуаций часто становятся конфликты, которые возникают между учителем и ребенком. Причины таких конфликтных ситуаций в школе следует искать как в самом ученике, так и в учителе. Учителя часто предъявляют завышенные требования к ученикам, ставя их всех под одну мерку. Вместо того, чтобы помочь ученику и понять, почему он не смог усвоить материал, учителя просто не вникают в подробности и ставят неудовлетворительные оценки. Также учителя очень часто используют оценки в качестве наказания за плохое поведение на уроке и срыв занятий. Неумелое разрешение конфликтных ситуаций учителем приводит к возникновению новых проблем, в которые могут включаться и другие ученики. Любой конфликт можно рассматривать с двух позиций: деструктивной и конструктивной.

Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; разделяет группы людей и ужесточает позиции внутри групп.

Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет вовлечение людей в решение проблемы; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу.

Любой конфликт учителю можно проанализировать по определенному алгоритму. При этом можно накопить опыт решения различных сложных ситуаций в школе и суметь спокойнее и точнее разбираться в конфликтах.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации:

1. Описание ситуации, ее участники.

2. Природа и суть ситуации.

3. Поведение одной стороны.

4. Поведение другой стороны.

5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.

6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).

7. Каким был выход из конфликта.

8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими мог использовать учитель; как он их использовал.

9. Анализ поведения учителя в данной ситуации: правильно - ошибочно.

10. Варианты поведения после конфликта.

11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов.

Распространены мнения, что конфликты - это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходиться платить немалую цену за уход от попыток справиться с конфликтами - неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже, если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид, разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их.

Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы решение удовлетворило бы интересы обеих сторон конфликта.

В разрешении конфликтов в школе многое зависит от самого педагога. Решая конфликт, следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков. Признание своих ошибок смягчает негативное отношение к личности оппонента. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на неправильное поведение ученика. Необходимо контролировать свои негативные эмоции и стараться не оскорблять личность ученика. Не пытаться за каждым неуместным поступком видеть отрицательные мотивы.

Между учителем и учеником возникают конфликты по поводу успеваемости. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Педагогу с такими детьми необходимо стараться создавать ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, стараться повысить интерес к предмету с помощью активных методов обучения.

Деятельность педагога невозможна без оценивания результатов деятельности учеников. Ведь именно из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании необходимо обращать внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, только потом сказать о его недостатках. Давая глобальную отрицательную оценку, можно подорвать у школьника веру в себя, вызвать негативное отношение к предмету, учителю. А глобальная положительная оценка может снизить требовательность к себе, вызвать чувство непогрешимости.

Целесообразно применять следующие правила оценки:

1. Парциальная положительная оценка - учащийся гордится своими достижениями в одном конкретном деле, но, вместе с тем, понимает, что успех не дает основания для бездействия;

2. Парциальная отрицательная оценка - ученик понимает, что в конкретном случае совершил ошибки, которые можно исправить, так как он имеет достаточно для этого способностей и сил.

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими сторонами.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов в школе.

Порой педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т.п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ - это воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает , как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон.

Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей , в каждом есть что-то положительное, на это, порой, и нужно опереться при разрешении конфликта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1 . Скотт Д. Г. «. Конфликты. Пути их преодоления» , Киев, 1991.

2. Б. А. Шевчук « Всё о конфликтных ситуациях» М., 2010 3.Гиппенрейтер Ю. Б « Общаться с ребенком, как?», Москва: ЧеРо,2007 4.Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.;Москва:Совершенство,2009

5.Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед .общество России,2008



© 2010-2022