- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа педагога - организатора Школа Лидера
Рабочая программа педагога - организатора Школа Лидера
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ключникова Н.Д. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Школа Лидера»
2015-2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для подросткового и юношеского возраста, реализуемая в МБОУ «СОШ №12».
В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание, школьное самоуправление не исключение. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутри школьными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Для его организации необходимо создать команду активных учащихся средних и старших классов. Активную жизненную позицию школьников нужно сформировать, развить мотивацию к деятельности в социально значимых делах. Только с определенным запасом знаний, умений и навыков возможна эффективная реализация лидерской позиции.
Данная программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Цель программы: поддержка и развитие ученического самоуправления в ОУ, выявление лидеров в школьной среде, формирование у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских способностей, развитие лидерских качеств личности.
Задачи:
-
Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
-
Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
-
Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
-
Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
-
Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
-
Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования подростков и рассчитана на обучающихся среднего и старшего подросткового возраста - 12-17 лет. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 1 занятию в неделю, продолжительность занятий 1 час, таким образом, программа рассчитана на 38 часов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЛИДЕРА»
№ п\п
Тема
Общее
кол-во часов
1.
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
3
1.1
Понятие «успешный человек», «лидер». Социальный договор участников программы
1
1.2
Самодиагностика «Лидер ли я?»
1
1.3.
Лидер и команда
1
2.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
7
2.1.
Самооценка и саморазвитие.
2
2.2
Целеполагание. Мечты и планы
1
2.3
Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности
1
2.4
Навык и привычка. Навык про активной личности
1
2.5
Проектная деятельность
1
2.6.
Практическое занятие по разработке социального проекта
1
3
ВОЖАТСКОЕ МАСТЕРСТВО
10
3.1
Понятие вожатый. Кто он?
1
3.2
Знакомство
1
3.3
Оргпериод
1
3.4.
Отрядные традиции. Что такое ЧТП.
2
3.5.
Возрастные особенности
1
3.6.
Оформляем отрядный уголок.
1
3.7.
Виды игр.
2
3.8
Основы медицины и ТБ
1
4.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
5
4.1
Общение. Формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения
1
4.2.
Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников
1
4.3
Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликт логии
1
4.4.
Пути разрешения конфликтных ситуаций. Тренинги
2
5
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
6
5.1.
Ораторское мастерство. Виды публичного выступления. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления
1
5.2.
Правила подготовки выступления
1
5.3.
Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи
2
5.4.
Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления
2
6
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
3
6.1.
Решение как выбор альтернативы
1
6.2.
Практические занятия
2
Календарно-тематический план.
№п/п
Наименование темы
всего
теория
практика
По плану
По факту
примечание
I
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
3
1.30
1.30
1.
Понятие «успешный человек», «лидер». Социальный договор
1
30
30
02.09.15.
2.
Самодиагностика «Лидер ли я?»
1
30
30
8.09.15.
3.
Лидер и команда
1
30
30
15.09.15.
II
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
7
2.3
4.30
1.
Самооценка и саморазвитие.
2
30
1.30
22.09.15.
29.09.15.
2.
Целеполагание. Мечты и планы
1
30
30
06.10.15.
3.
Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности
1
30
30
13.10.15.
4.
Навык и привычка. Навык про активной личности
1
30
30
20.10.15.
5.
Проектная деятельность
1
30
30
27.10.15.
6.
Практическое занятие по разработке социального проекта
1
1
03.11.15.
III
ВОЖАТСКОЕ МАСТЕРСТВО
10
4
6
1.
Понятие вожатый. Кто он?
1
30
30
10.11.15.
2.
Знакомство
1
30
30
13.11.15.
3.
Оргпериод
1
30
30
20.11.15.
4.
Отрядные традиции. Что такое ЧТП.
2
30
1.30
27.11.15.
04.12.15.
5.
Возрастные особенности
1
30
30
11.12.15.
6.
Оформляем отрядный уголок.
1
30
30
18.12.15.
7.
Виды игр.
2
30
1.30
25.12.15.
15.01.15.
8.
Основы медицины и ТБ
1
30
30
22.01.15.
IV
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
5
2
3
1.
Общение. Формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения
1
1
29.01.16.
2.
Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников
1
30
30
05.02.16.
3.
Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии
1
30
30
12.02.16.
4.
Пути разрешения конфликтных ситуаций. Тренинги
2
1
1
19.02.16.
26.02.16.
V
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
6
2.30
3.30
1.
Ораторское мастерство. Виды публичного выступления. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления
1
30
30
05.03.16.
2.
Правила подготовки выступления
1
1
12.03.16.
3.
Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи
2
1
1
19.03.16.
26.03.16
4.
Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления
2
2
02.04.16.
09.04.16.
VI
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
3
30
2.30
1.
Решение как выбор альтернативы
1
30
30
16.04.16
2.
Практические занятия
2
2
23.04.16.
30.04.16.
.
V
Подведение итогов курса «Школа Лидера».
1
28.05.16.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание
Кол-во часов
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
3
1.1 Вводное занятие. Социальный договор участников программы.
Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи как философия народной мудрости.
Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер». Разработка социального договора.
1
1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?»
Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку.
Проведение тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой.
1
1.3. Лидер и команда.
Общественная ценность лидера - носителя нравственных установок. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Формирование и развитие команды. Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения и готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу. Основные принципы командной работы.
1
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
7
2.1 Самооценка и саморазвитие.
Самооценка, определение понятия, проведение теста на определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка. Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка.
2
2.2 Целеполагание. Мечты и планы
Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни. Составление индивидуальной диаграммы целей.
1
2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности
Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации. Определение принципов, управляющих эффективностью человеческой деятельности.
1
2.4 Навык и привычка. Навык про активной личности
Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и про активной личности. Конструкция реактивной и про активной речи.
1
2.5 Проектная деятельность.
Введение понятий «проектная деятельность», «социальное проектирование»; «программа», «концепция», «проект».
Этапы подготовки социального проекта:
-постановка проблемы;
- формулировка цели проекта;
- постановка задач;
- методы и участники проекта;
- ресурсы проекта;
- PR- кампания проекта;
- план реализации;
- ожидаемые результаты реализации проекта.
1
2.6 Практическое занятие по разработке социального проекта
1
3. ВОЖАТСКОЕ МАСТЕРСТВО
10
3.1. Понятие вожатый. Кто он? Раскрытие понятия «вожатый». Методы работы вожатых
1
3.2. Знакомство. Игры для знакомства детей в первый день пребывания их в лагере.
1
3.3. Оргпериод. Мероприятия, которые нужно проводить в первые три дня работы лагеря. Как вести себя в это время с детьми.
1
3.4. Отрядные традиции. Что такое ЧТП. Виды отрядных традиций.
2
3.5. Возрастные особенности. Младший возраст (7-9 лет). Средний возраст, старший возраст.
1
3.6. Оформляем отрядный уголок. Как правильно оформить отрядный уголок. Мастер-классы.
1
3.7. Виды игр. Развивающие игры, спокойные игры, игры для младшего возраста, игры народов мира.
2
3.8. Основы медицины и ТБ. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. Правила ТБ.
1
4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
5
4.1 Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения.
Общение как многомерное явление. Формальное, неформальное общение. Нормы общения. Эффективное и неэффективное общение, их виды: понимающее общение, рефлексивное общение, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное общение. Установление контакта, активное слушание. Открытые и закрытые вопросы, невербальное сообщение. Тестовая диагностика «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?»
1
4.2 Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников.
Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения.
«Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих.
1
4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.
Личность, группа, коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу.
Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение. Диагностика сформированных методов решения конфликтов у участников программы - самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов). Сказки как пример конфликта и его разрешения. Социально - психологические и межличностные причины конфликтов. Стадии конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные типы личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт.
1
4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций
Стратегии поведения в конфликтах. Пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления» Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать конфликтные ситуации. Тестирование.
2
5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ТЕХНИКА РЕЧИ
6
5.1 Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления
Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки текста выступления.
1
5.2 Правила подготовки к выступлению
Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения.
1
5.3 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи
Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи.
2
5.4 Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления
2
6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
3
6.1 Решение как выбор альтернативы.
Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения. Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение. Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе
1
6.2 Практикум
Тренинги по команд образованию, по разработке и принятию решений в группе.
1
6.3 Практикум
Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность».
1
7. Подведение итогов курса «Школа Лидера».
1
Ожидаемые результаты:
-
Получение практических знаний по организации работы органов
самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям. -
Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
-
Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.
В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает свидетельство о прохождении курса «Школа Лидера».
Используемая литература.
-
pritchi.ru/part_0
-
azps.ru
-
Андреев В.И. Конфликтологии: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. Казань.,1992
-
Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997.
-
Андреева Г. М. Социальная психология. - М, 1999.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прогресс, 1988.
-
Бодалев А. А. Психология межличностного общения. - Рязань, 1994.
-
Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: Н.П.О, "Модек", 1996.
-
Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.- Минск, 1996;
-
Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;
-
Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
-
Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. - СПб.: "Сова", 1993.
-
Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб:2001
-
Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
-
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.
-
Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2008.
-
Кичанова И. Конфликт: за или против.- М.: Молодая гвардия, 1978.
-
Кустобаева Е. К. Встреча с самим собой. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. стр. 46
-
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1988.
-
Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
-
Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. "Символ", 1995.- 608с.
-
Монина Г.Б., Лютова-Роберст Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство "Речь", 2005
-
Немов Р. С. Психология. М., 1995.
-
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
-
Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
14