Воспитание толерантности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Воспитание толерантности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Ярошинская Светлана Эдмундовна

Учитель истории и обществознания

БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 104» г.Омска

"Толерантность и культура формировалась веками.

Она у нас в крови.

У России есть многое, чему можно поучиться"

В. Путин

Проблема толерантности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в политике, социальной поддержке населения, философских, педагогических и других гуманитарных исследованиях. На ее значимость указывают официальные государственные декларации и

Документы.

По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

В Декларации «Тысячелетие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI в. «Декларация принципов толерантности»

1. Толерантность - это обязанность, которая состоит в том, чтобы помогать утверждению прав человека.

2. Толерантное общество и его граждане готовы к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

3. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

4. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

5. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, означает, что каждый волен иметь свои убеждения и признавать такое же право за другими.

В системе профессионального образования в современной России разработана и реализована целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2000-2005 годы». В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы говорится об использовании «в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов»

Россия многонациональная страна, более 190 народов проживает на ее территории. В последнее время в нашем обществе проявляется острая социальная напряженность, которая проявляется в сложностях процесса гражданской идентичности.

В российском обществе возникают и обостряются различные формы ксенофобии, т.е. неприязни, страха по отношению к другим, непохожим на нас людям. Президент РФ Владимир Путин считает, что для России толерантность имеет особое значение. "Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства". Он признал, что вопросы толерантности и терпимости "связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов". "Это одна из ключевых проблем развития человечества", - заметил он. В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Хочется отметить необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов.

Роль учителя, реализующего этот социальный заказ, велика. А это требует от современного учителя следующих личностных параметров:

- тактичности, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Большую роль в воспитании толерантности играют методологические принципы обучения истории.

1. Принцип историзма, то есть рассмотрение фактов, событий, идей (например, нацистской проповеди расизма, политики сталинских репрессий и др.) в контексте эпохи.

2. Ценностно-гуманистический подход. Объяснение поведения не только больших масс людей, но и отдельного человека при рассмотрении различных конфликтов.

3. Личностно-ориентированный подход. Позволяет передать переживания человека, поставить обучающегося в ситуацию нравственного выбора с позиций спасателя жертв, борца Сопротивления, палача, члена семьи и др. Это поможет лучше понять мотивы, побуждающие людей в конкретной исторической ситуации социального конфликта делать тот или иной выбор.

4. Социокультурный подход, который предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта (или, напротив, примирения). Дает возможность глубже осмыслить культурно-национальное своеобразие каждого народа, помогает развивать чувства терпимости, дружелюбия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

Урок за уроком учитель должен доносить до учащихся идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей.

Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:

признавать разнообразие позиций и мнений;

воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;

способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;

представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

У формирования толерантности на уроках истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

В своей работе я использую, следующие методические приемы:

I.Ролевая игра.

Ролевая игра - это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками.

Ее цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры могут повысить понимание ситуации и вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении ученики, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.

II. Пары и группы.

Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете экстремизм, то прежде чем обсуждать этот вопрос всем классом, вы можете дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?»

III. «Мозговая атака».

«Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»

IV. Общая дискуссия в классе.

Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

Из всех типов дискуссий в своей работе я чаще всего использую структурированную дискуссию. Её смысл заключаются в том, что «малые группы» изучают какую-либо «частную» проблему как часть какой-либо общей проблемы, которую предстоит решить в классе. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.

V. Проекты.

Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании и толерантности, потому что они учат учеников представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение.

VI. Интервьюирование.

Чтобы при формировании толерантного сознания у человека свериться с буквой закона, надо заглянуть в книги, но чтобы найти конкретные примеры прав в действии, достаточно оглядеться вокруг себя там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки.

В ходе изучения Истории Древнего Мира в 5 классе и Истории Средних веков в 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием этнических, религиозных и культурных традиций многочисленных народов, заселявших нашу планету в древности и в эпоху Средневековья. К тому же история пестрит примерами того, как взаимообогащение двух резко различавшихся культур приводило к расцвету искусства и служило толчком к обретению новых знаний. Так, начиная с XIII века, на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы - мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. В свою очередь арабы заимствовали индийские цифры, что привело к научным открытиям не только в математике, но и в астрономии. Используя эти примеры, учитель призывает учащихся интересоваться не только культурой своего народа, но и поближе знакомиться с достижениями народов всего мира.

В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

Тема «Духовная сфера общества» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.

Тема «Правила и нормы поведения в обществе» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

В темах «Семья» и «Ребенок в семье» рассматриваются вопросы формирования межпоколенной толерантности и отчасти гендерной толерантности, что также имеет важной значение при воспитании гармонично развитой личности.

Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, отчуждения и ненависти по отношению к другим народам, вероисповеданиям; противостоять получившему распространение в последние годы национализму; способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Таким образом, постепенно, шаг за шагом, формируется у учащихся толерантное сознание и мироощущение, и создаются условия для толерантного поведения. Воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности, любви к Родине и семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленной в законе РФ об образовании.

Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание толерантности должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.

Список литературы:

1.Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе. // Воспитание школьников. − №1. - 2006. − С. 13-17.

2. Декларация Принципов Толерантности //school-sector.relarn.ru/prava/zakony/

tolerance/index.htm. - 1995.

3.Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №1. - 2004. − С. 18-25.

4. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №5. - 2002. − С.60-62.

5.. Степанов П. Воспитание толерантности у школьников-подростков. // Учитель. − №6. - 2005. − С.49-52. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

5. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

6. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001

7. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

8. vesti.ru

4


© 2010-2022