Тезисы Профессиональное становление личности студента в институте искусств и культуры

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиографическое описание тезисов: Фокина Н.Н. Профессиональное становление личности студента в институте искусств и культуры // Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Орел, 2012. С. 230-232

Н.Н. Фокина


Профессиональное становление личности студента в институте искусства и культуры


В условиях модернизации российского образования и интеграции в мировое образовательное пространство перед Пермским государственным институтом искусства и культуры (далее по тексту ПГИИК) встала задача нахождения принципиально новых решений и механизмов, позволяющих адекватно отразить современную политику России в сфере образования.

Сегодня перед институтом стоит задача подготовки специалиста нового типа - «человека культуротворческого», способного не только к сохранению, воспроизводства и к умножению культурных ценностей, но и к пониманию других культур и взаимодействию с ними, инновационной деятельности в интеллектуально-духовной сфере, к управлению процессами социального и личностного развития на культурно-приоритетной основе.

Вопросы профессионального мастерства в большей степени разработаны применительно в деятельности учителя, воспитателя. Они нашли яркое и многогранное отражение в творчестве выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и наших современников: Ю.П. Азарова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич и др. Проблеме формирования профессионального мастерства работника культуры посвящен ряд исследований, выполненных на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств [3,4,5,7].

Важнейшим компонентом профессионального мастерства специалиста культуры является профессиональное становление. Понятие «профессиональное становление» тракту-

ется весьма широко: как многоуровневый процесс, состоящий из ряда этапов, - профессионального выбора, профессионального обучения, активного вхождения в профессию, полной реализации личности в труде [1, 6, 10]; процесс, протекающий в системе непрерывного образования, объединяющий профтехшколу, среднее специальное и высшее образование [6]; процесс, связанный с послевузовским образованием молодого учителя [10]; как постижение искусства обучения и воспитания на начальном этапе профессиональной деятельности молодого учителя [8].

Профессиональное становление личности выражается в адекватном понимании и принятии задач профессиональной деятельности, наличии сформированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов и убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии. Эти вопросы исследовались Н.В. Кузьминой, С.В. Кондратьевой, В.А. Сластениным и др.

У личности может преобладать деловая направленность, когда доминирующие интересы, потребности личности определяются задачами профессиональной деятельности; направленность на общение, когда большую ценность для личности представляет взаимодействие с другими людьми; эгоцентрическая направленность, когда поведение и деятельность личности определяются собственными интересами, потребностями. Каждая личность отличается по содержанию основной (доминирующей) направленности (познавательная, общественная, эстетическая, профессиональная и др.), которая в свою очередь, характеризуется рядом качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

О профессиональном становлении личности студента свидетельствует понимание им целей, задач профессиональной деятельности, требований, которые она предъявляет к личности, удовлетворенность выбранной профессией и желание работать, совершенствоваться в ней и по окончании вуза. Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности специалиста является устойчивая направленность на работу в сфере культуры и искусства.

Проблема профессионального становления, его формирования у студентов вузов культуры в процессе профессиональной подготовки интенсивно обсуждается в целом ряде исследований [2, 9 и др.]. Педагоги различных видов искусств подчеркивают необходимость формирования направленности (взглядов, отношений, позиций в искусстве и жизни) будущего специалиста, его мотивационной сферы.

Особенностью ПГИИК как творческого вуза является тесное взаимодействие с учреждениями культуры и профессионального искусства, являющимися партнерами вуза в организации не только учебной, но и внеучебной деятельности, что способствует активному участию студентов института в различных социокультурных конкурсах, проектах, акциях города Перми и Пермского края.

Следовательно, профессиональное становление - важнейший компонент личности. Другие психические свойства характера, профессиональные умения, навыки и привычки развиваются в профессиональной деятельности, как и профессиональные особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, при наличии главного - ее профессионального становления.

Тенденции современного развития определяют необходимость дальнейшего повышения качества образовательного процесса, подготовки конкурентоспособных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. В этой связи коллектив преподавателей, студентов и сотрудников ПГИИК стремиться бережно, хранить лучшие традиции высшего культурологического и художественного образования, умножать творческий потенциал, инновационную преобразовательную активность как основу дальнейшего устойчивого развития. Тем более, что город Пермь - культурный центр Западного Урала с богатейшими театральными и музыкальными традициями. Здесь работают филармония, академический театра им. П.И. Чайковского, академический Театр-

Театр, театр юного зрителя, театр кукол, театр балета Е. Панфилова и другие. В регионе успешно функционирует 96 детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических), 5 средних специальных музыкальных учебных заведений, знаменитое на весь мир хореографическое училище. Насыщенная культурная среда помогает профессиональному становлению студентам ПГИИК по определению себя в выбранной специальности, и выпускникам ПГИИК в самоопределении себя в избранной профессии.



Библиографический список


  1. Грызлова И.Н., Трушина Н.Н. Некоторые эмоциональные аспекты профессионального становления // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений (матер. Всесоюз. науч. конфер.). - Пермь, 1989. - С. 275-279.

  2. Чижиков В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1990. - С. 40-51.

  3. Азарцева Л.С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей самодеятельных оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1989. - 257 л.

  4. Бекмурадов М.Б. Педагогические основы формирования профессионального мастерства у студентов вузов культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1985. - 16 с.

  5. Есенгалиева А.М. Формирование основ профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе: Дис. … канд. пед. наук. - М., 2000. - 195 л.

  6. Жданов Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования: Дис. … д-ра пед. наук. - Красноярск, 1994. - 400 л.

  7. Майер А.А. взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1991. - 233 л.

  8. Маркина Л.Н. Влияние единства вузовской и довузовской подготовки на профессиональное становление молодого учителя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1994. - 23 с.

  9. Новикова Л.С. Развитие профессиональной направленности у студентов вузов культуры в процессе обучения педагогическому общению: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1992. - 228 л.

  10. Тарантей В.П. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодого учителя в современных условиях: Дис. … д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - Спб., 1994.

232

© 2010-2022