Конспект для детей старшего дошкольного возраста Снег и лед - какие они

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБДОУ детский сад № 89 Центрального района Санкт-Петербурга

Интегрированное занятие для детей старшей группы

«Снег и лёд. Какие они?»

Воспитатель Торопова Надежда Дмитриевна

Образовательные области:

Познание (предметный мир, экспериментирование), чтение художественной литературы, коммуникация.

Цель:

Познакомить со свойствами снега и льда, с некоторыми зимними явлениями природы (снегопад, метель).

Вызвать у детей интерес к экспериментированию и дальнейшему изучению окружающих их предметов, природы.

Развивать коммуникативные навыки.

Материалы: кусочки льда в стаканчиках, снег на тарелочках, баночки с водой, микроскоп, формочки для замораживания, ледяная пластина, внутри которой заморожен лист растения или какой-нибудь небольшой, легкий, плоский предмет, перчатки.

Ход занятия

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с предметным миром. Скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, зима! Выпало много снега, вы катаетесь с ледяной горки. Вам весело и интересно! Кто мне скажет, чем отличается лед от снега. Так вот, сегодня мы с вами будем исследовать снег и лед. Вот здесь у меня сумка холодильник. Для занятия я приготовила кусочки льда, и снег. Храню я их в сумке холодильнике. Как вы думаете, почему? Молодцы! Правильно, снег и лед в тепле могут растаять. (Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчики со льдом и тарелочки со снегом).

Посмотрите в свои стаканчики. Что вы там видите? Как вы узнали, что это лед, а не снег?

Каждый ребенок исследует его: рассматривает, трогает, берет в руку, проводит пальчиком по его поверхности.

Все вместе выясняем: тяжелый он или легкий.

Ребята, как вы думаете, для чего я вам предложила вам взять на занятие по одной варежке? Не знаете? Я вам сейчас все расскажу. Давайте мы с вами сейчас наденем перчатку или варежку на одну руку и возьмем кусочек льда. Через минуту предлагает переложить его в другую руку, без варежки. Затем снова положить лед в стаканчик.

Воспитатель спрашивает, какой ладошке было холоднее - той, которая в варежке, или той, которая без нее. Выясняют, почему лед в руке, которая в варежке не тает, а в руке, которая без варежки начинает таять. Давайте мы с вами подведем итог того, о чем мы узнали. Какой он, лед? (Скользкий, гладкий, твердый, холодный).

Ребята, кто мне скажет, откуда берется лед? Правильно, из воды! Вода на морозе замерзает. А всегда ли вода чистая? Нет! В воде могут плавать и листочки с деревьев, и травинки, и палочки, и бумажки. Я заморозила воду, в которой плавали бумажная рыбка и бабочка. (Воспитатель показывает детям пластины льда с изображениями). Всем хорошо видно? Замечательно! Значит, мы смело можем сказать, что лед прозрачный. Его можно сравнить со стеклом в окошке, или в аквариуме. Воспитатель показывает детям предметы через белый лист бумаги и спрашивает, видены ли они. (Нет, предмет не виден, значит, бумага не прозрачная).

Послушайте, загадку и отгадайте о чем она:

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю,

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

А что такое сосулька? (Это лед).

Далее воспитатель предлагает отставить стаканчики со льдом, чтобы в конце занятия посмотреть, что с ним произойдет.

В моем холодильнике еще, что-то есть. Покажу вам только тогда, когда отгадаете загадку. Слушайте:

На деревья, на кусты

С неба падают цветы,

Белые пушистые,

Только не душистые. (Снег).

Затем воспитатель раздает детям тарелочки со снегом и спрашивает, почему они решили, что это снег, а не лед. Все вместе исследуют снег: берут в руку, сжимают его. Снег, какой? (Холодный, мягкий, шершавый).

Скажите, ребята, чем снег похож на лед? (холодный), а, чем не похож: лед - твердый, снег - мягкий; лед - скользкий, гладкий, снег - нет; лед - прозрачный, а снег - непрозрачный).

Посмотрите в мою сумку-холодильник. Что вы там видите? Правильно! Это снежные комочки! Можно ли в них играть в группе? Конечно, нет! А вам хочется поиграть? Давайте мы возьмем с вами белые листы бумаги сомнем их, сделаем комки и поиграем, как в снежки. (играют). Вам понравилось играть в снежки? Давайте сложим наши комочки в корзину и продолжим наше занятие (все садятся на места).

Знаете, ребята, несмотря на то, что снег и лед отличаются друг от друга, у них есть, что-то общее? Что именно? Как вы думаете? Правильно! Вода. Давайте посмотрим, что у нас появилось в стаканчиках со льдом и снегом. (Вода). Откуда она взялась? (снег и лед тают в тепле).

Дети вместе с воспитателем делают вывод: в тепле лед и снег тают. Значит снег и лед - это вода, которая замерзла.

Чтобы закрепить ваши знания, давайте поиграем:

1. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:

Дождь, роса, лед, туман.

2. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:

Лед, туман, снег, иней.

В конечном итоге, ребята, это все вода.

Что мы можем сказать о воде? Она, какая? (прозрачная, бесцветная)

Поэтому и лед, и снег у нас не цветные. Но у меня есть волшебные баночки, в которых вода становится цветной. Хотите посмотреть? Для этого мне нужны маленькие волшебники. (Воспитатель вызывает несколько детей и проводится опыт: в баночки наливается вода, а дно крышечки красится гуашью. Дети интенсивно взбалтывают воду и она окрашивается).

Посмотрите, ребята, вода стала цветной, это значит, что мы с вами можем сделать красивые льдинки для украшения построек на нашем участке. Они могут быть разной формы. Здесь у меня формочки. В них мы нальем цветной воды, поставим на мороз и получим красивые, цветные льдинки.

В конце нашего занятия, я предлагаю вам поиграть в игру «Какими бывают снег и лед»

Становитесь все в круг. Я из круга буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы ловить мяч и подбирать правильные слова и возвращать мяч мне.

Например, на вопрос: «Какой бывает снег?» дети могут ответить так: белый, пушистый, мягкий, липкий, холодный, легкий, тающий, мокрый, колючий и т. д. Тоже, самое - «Какой бывает лед?».

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу на занятии. Но дети еще долго не отходили от воспитателя и просили показать еще, что-нибудь интересное. Значит, занятие удалось. У детей повысился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.


© 2010-2022