- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное мероприятие Мои права и обязанности
Внеклассное мероприятие Мои права и обязанности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова С.М. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата - анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған № 2 Қостанай түзеу мектеп - интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Костанайская коррекционная школа - интернат № 2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области
Тақырып: «Менің құқығыммен міндеттерім»
Ойын-Сауық сабағы.
Тема: «Мои права и обязанности»
Учебно-игровой урок.
Тәрбиеші: Мельникова С.М.
Воспитатель: Мельникова С.М.
Қостанайқ 2016 жыл.
Тема урока: «Мои права и обязанности»
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей, развивать память, мышление, воображение; побуждать детей использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения. Коррекционная : обеспечить развитие мыслительных операций у учащихся на всех этапах внеклассного мероприятия.
Форма проведения: учебно-игровой урок.
Оборудование: карточки к игре «разрешается», «запрещается», компьютер, презентация «Конвенция о правах ребенка», « Право быть ребенком». Картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход занятия.
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
1. Вступительная часть. Психологический настрой группы.
Воспитатель: Начинаем классный час, речь пойдёт здесь всё о нас. Постарайтесь всё понять, что - то новое узнать.
Приветствие: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем, кто родился зимой, летом, весной, осенью, кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами!
Сегодня мы поговорим о правах человека, о правах детей. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.
Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей. Права человек получает от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Как вы думаете, что такое право. Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
А что такое обязанность? Обязанность - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. Воспитатель выслушивает мнение учащихся, затем подводит итог сказанному.
Интерактивная беседа «Право на имя»
-
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
-
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
-
Свидетельство о рождении - это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
-
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РК. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
Мини - лекция «Конвенция о твоих правах».
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка», который принят 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных наций. Это международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение, все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие же права есть у всех детей мира?
Презентация.
Давайте повторим свои права. (На доске записаны права)
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право иметь имущество
-
Право свободно выражать свои взгляды
-
Право на свободное перемещение
-
Право на заботу и воспитание родителями
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. (ст.20)
Игра. «Разрешается - запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка строго…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться, если заболел - лечиться. Это…( разрешается).
Этот трудится ребенок, мало у него силенок, ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа. Это …(Запрещается).
Вмести, дружно в мире жить, с разными детьми дружить. Это…( разрешается)
Игра «Подумай» Пословицы к статьям.
Любишь кататься - люби и саночки возить.(статья 23: право на труд)
Грамоте учиться - всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
При солнышке тепло, при матери - добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
Всякому мила своя сторона.(статья 13: право на свободу передвижения)
Дело мастера боится.(статья 23: право на труд)
Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
Делу - время, а потехе - час. (статья 24: право на отдых и досуг)
Один в поле - не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
Воспитатель: Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Я вам предлагаю танце - двигательные упражнения выполняем и вместе отдыхаем.
Физкультминутка. «Веселая зарядка» Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении. «Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину . Каждый из вас - хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы - проснувшиеся котята - потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А вот вы - крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы - маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои.
Посмотрите на доску (картинки литературных героев ) подумайте и разъясните какие
права нарушены?
1.Так случилось, что Маугли жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имею ли он такие же права, как и все дети?
-Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
2.Маугли не умет говорить человеческим языком, он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили его в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
3.Гарри Поттер говорит, что его опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
4. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах.
Какая статья Конвенции была нарушена? (статья 31,признающие право на отдых и досуг, право учувствовать в играх и мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать культурной жизни и заниматься искусством.)
5.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки, за тридевять земель в тридевятое царство.
(ст.11 Конвенции предусматривает принятие мер с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).
6.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
7.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
8.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
9.Эта героиня русских сказок очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
10.Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
11.Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, потому что у него избушка лубяная, а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Как вы думаете, почему права детей не всегда соблюдаются?
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Сценка 1.Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
-
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.Учитель: Олег, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Олег: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
-
Объясните, пожалуйста, Олегу, в чем он не прав.
Сценка 3.Учитель: Олег, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Олег: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
-
Разъясните Олегу его права и обязанности.
Сценка 4.Учитель: Олег, ты почему на математике бегал по классу?
Олег: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
-
Правильно ли рассуждает Петров?
Подведение итогов (рефлексия).
Мы сегодня с вами говорили о правах человека, о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища.
Помните: Нужно знать свои права. Нужно уважать права других людей. Нельзя забывать об обязанностях.