Конспект урока по ОБЖ на тему Правонарушение (4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок права в 4 классе по теме «Правонарушение»

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о правонарушении как юридическом понятии

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать имеющиеся знания о правонарушении

  • Создать условия для формирования новых знаний о правонарушении и его признаках, видах правонарушений

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление

  • Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)

  • Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание правового сознания, правовой культуры

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы урока: фронтальная, групповая

Технологии: технология развития критического мышления

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом, алгоритм выполнения задания, листы бумаги, маркеры

План изучения нового материала:

  1. Признаки правонарушения.

  2. Понятие правонарушения.

  3. Виды правонарушений.

  4. Виды проступков

Ход урока.

  1. Организационный этап (1 мин).

- Здравствуйте! Как настроение? Пожелаем друг другу успешной деятельности на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. «Вызов» (3-4 мин)

После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:

- Почему в начале урока вы встали? (Это норма.)

- Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)

- А какие социальные нормы мы изучаем на нашем уроке? (Правовые)

- Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, правовые нормы часто нарушаются.)

- Как называется поведение, которое противоречит нормам права? (Противоправное поведение, правонарушение)

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока.

Прием «Корзина идей».

В середине доски учитель прикрепляет слово «ПРАВОНАРУШЕНИЕ».

- Пожалуйста, назовите понятия, слова, ассоциации, имеющие отношение к теме урока. (Возможные ответы: закон, нарушитель, право, преступление, проступок, вина, противоправность, опасность, суд, ответственность).

Ученик помогает учителю записать слова на доске вокруг темы «ПРАВОНАРУШЕНИЕ».

- В конце урока мы вернемся к нашей корзине и посмотрим, какие понятия нам пригодились на уроке.

Учитель обращается к классу с вопросом:

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? На какие виды делятся правонарушения? Что такое преступление? Почему важно знать, что считается правонарушением?)

Цель урока: расширение и углубление знаний о правонарушении как юридическом понятии.


  1. Этап усвоения новых знаний. «Осмысление» (10-15 мин)

Прием «Кластер».

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера.

Учащиеся в группах работают по заданному алгоритму: читают текст с учебным материалом (приложение), обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Составление кластера. На каждой парте есть бумага, маркеры и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное - содержание.

Алгоритмы выполнения заданий:

1 группа

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите признаки правонарушения.

  3. Составьте кластер.

  4. Защитите свой кластер.

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

2 группа

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите виды правонарушений.

  3. Составьте кластер.

  4. Защитите свой кластер.

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

3 группа

  1. Прочитайте текст с учебным материалом.

  2. Определите виды проступков.

  3. Составьте кластер.

  4. Защитите свой кластер.

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.


  1. Первичная проверка понимания (10 мин)

Защита кластеров.

Через 15 мин работы в группах учащиеся у доски защищают свои кластеры, учащиеся других групп слушают объяснение, задают вопросы, исправляют и дополняют ответы группы.

- Обобщая все признаки правонарушения, мы можем дать его определение:

Правонарушение - общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству.


  1. Первичное закрепление (5 мин)

Интерактивное задание, созданное с помощью приложения Web 2.0 LearningApps

- К каким видам правонарушений относятся данные факты?

  • Марине в магазине продали некачественный товар

  • Иван и Николай совершили кражу сотового телефона

  • Олег без уважительной причины не явился на работу

  • Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту

  • Сидоров нагрубил учителю во время урока

  • Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье

  • Евгений в пьяном виде избил соседа-пенсионера

  • Егор ехал в автобусе, не купив билета

  • Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела

  • Алексей нецензурно выражался на остановке общественного транспорта

  • Управляя машиной, Виктор Иванович проехал на красный свет светофора

  • Иван Петрович пытался угнать самолет


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).

- Замечательно справились с заданием! А вашим домашним заданием будет составление своих заданий по этому же принципу.

Придумайте свои задания на соотнесение различных юридических фактов с видами правонарушений:

  • по одному факту каждого вида правонарушений - на оценку «4»

  • по два факта каждого вида правонарушений - на оценку «5»


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин)

- Возвращаемся к «Корзине идей» и проверяем, какие понятия были использованы на уроке.

Всем классом составляем кластер по всей теме урока (приложение 2).

- Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Оценивание работы в группах и выставление оценок.


Текст с учебным материалом

ЧТО ТАКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Итак, на прошлом уроке мы узнали о том, что действия субъектов правоотношений могут быть как правомерными, так и противоправными.

Правомерное поведение - это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.

Правомерное поведение необходимо и полезно не только обществу и государству, но каждому из нас. Оно является обязательным условием для благополучной и спокойной жизни каждого человека, обеспечивает соблюдение его прав и свобод.

Противоправное поведение - это поведение, нарушающее предписания правовых норм. Противоправное поведение наносит вред не только обществу и государству, но и каждому из нас.

Такое поведение иначе называют правонарушением. Поведение субъектов правоотношений, не выполняющих правила поведения, принятые и охраняемые государством, должно пресекаться, а лица, виновные в таком поведении, - наказываться. Поэтому правовые нормы предусматривают юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не соответствует общеобязательным правилам.

Чтобы разобраться в том, какое же поведение считается правонарушением, необходимо знать его признаки.

Признаки правонарушения

1. Прежде всего, правонарушение - это деяние, которое может выражаться в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, сколь бы негативными они ни были. Правонару­шением является только противоправное поведение.

Обратите внимание: когда мы говорим о правонарушении, то употребляем слово «деяние». Это связано с тем, что правонарушение может быть совершено в форме как действия, так и бездействия. Примером действия, т.е. активного поведения человека, нарушающего норму права, может служить кража чужой вещи. Бездействие, т.е. пассивное поведение человека, является правонарушением в том слу­чае, если человек должен был выполнить определенные обязанности, но не выполнил (например, не заплатил налоги, не оказал помощь больному, не дождался зеленого сигнала светофора и др.).

2. Противоправность, т.е. правонарушения противоречат нормам права.

В отличие от правомерного поведения, которое может либо прямо быть указано в качестве разрешенного (каж­дый имеет свободу слова), либо вытекать из духа закона (разрешено все, что не запрещено), противоправные дея­ния должны быть четко сформулированы в законе. Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться друг с другом при встрече, то несоблюдение этого правила, хоть и будет невежливостью, правонарушением считаться не может. И наоборот, управление автомобилем в нетрезвом состоянии влечет наложение штрафа или лишение водительских прав.

3. Вина. Правонарушением признается только виновное поведение. Деяние будет являться правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии имеется вина.

Виной называют психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению и к его последствиям.

Наличие вины определяется с учетом того, было ли у человека намерение совершить преступление или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям. Не может считаться правонарушением несчастный случай, причинивший кому-то вред, так как при несчастном случае в деяниях лица нет вины.

4. Общественная опасность. Правонарушение имеет общественно опасный ха­рактер, т. е. причиняет вред общественным отношени­ям. Именно поэтому правонарушения признаются неже­лательными для общества и наказываются. Кому может быть причинен вред? Отдельной личности (например, здоровью конкретного человека), государству в целом (разглашение государственной тайны) или интересам все­го общества (нарушение общественного порядка). Обще­ственная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не всегда очевидной. В самом деле, ну что страшного в том, что пешеход перейдет улицу в неполо­женном месте и при этом никто не пострадает? Однако совокупность таких проступков ведет к дезорганизации дорожного движения, авариям со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Виды правонарушений

Теперь, разобравшись в вопросе о том, какое поведение считается правонарушением, мы можем утверждать, что и кража чужой вещи, и переход дороги в неположенном месте, и продажа недоброкачественных товаров, и убийство человека - являются правонарушениями. Но разве, учитывая последствия, которые наступили в результате, например, убийства человека и перехода дороги в неположенном месте, можно сравнить эти два правонарушения? Конечно же, нет. Поэтому, с учетом тяжести и степени общественной опасности, все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление - наиболее серьезный вид правонарушения, обладает самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер уголовного наказания. Закон (Уголовный кодекс) определяет, что это такое.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Они могут совершаться в различных сферах обще­ственной жизни и посягают на различные ценности, су­ществующие в обществе (жизнь, здоровье, честь, досто­инство человека, права и свободы граждан, собствен­ность, экономические интересы, общественный порядок и др.). Примерами преступлений являются угон автомобиля, кража, разбой, причинение вреда здоровью, убийство человека, терроризм и др.

Проступки - это наиболее многочисленная группа правонарушений.

Проступки - противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом.

Хотя они и характеризуются меньшей степенью вредности, но в совокупности могут нанести очень большой вред. Здесь как на уроке в классе, где каждый ученик потихоньку разговаривает с соседом. Грубых нарушителей дисциплины вроде бы и нет, а учи­теля не слышно и урок идет впустую.

Виды проступков.

Проступки крайне неоднородны и могут встречаться в различных сферах нашей жизни. В зависимости от этого они делятся на несколько видов.

Административные проступки - это правонару­шения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной деятельности органов государства. Термин «общественный порядок» следует понимать широко, а именно - как нарушение различных сторон жизни общества: общественного спо­койствия, санитарных правил, правил пожарной безопасности, правил охраны труда, правил дорож­ного движения, экологических правил и т. д. Примерами административных проступков являются нарушения Правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора), безбилетный проезд в общественном транс­порте, нецензурная брань в общественных местах, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах и т. п.

Дисциплинарные проступки - это правонаруше­ния, которые совершаются в области трудовых правоотношений (на работе, по месту учебы) и нарушают служебный порядок. Примерами дисциплинарных проступков являются опоздание на работу, прогул, неисполнение приказа руководителя. Ослаб­ление трудовой (учебной) дисциплины дезорганизует ра­боту и снижает ее эффективность. Опоздания на уроки, прогулы, невыполнение домашних заданий, списывание, разговоры на уроках, занятие посторонними делами от­нюдь не способствуют усвоению учебного материала.

Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых иных отношений. Они выра­жаются в нанесении организациям или отдельным граж­данам имущественного вреда, неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, заключении противоправных сделок, нарушении права собственности, авторских, изобретательских и др. гражданских прав. Если вы зашли в автобус с мороженым и при резком толчке испачкали им пиджак стоявшего рядом пассажира, вам придется оплатить ему стоимость химчистки пиджака. Примерами гражданских проступков являются невозвращение денег, взятых взаймы, передача покупателю некачественного товара и т.п.

Литература:

  1. Обществознание. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл.: В 2-х ч. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. - М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

  2. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - В 2-х кн. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.



Составила учитель начальных классов Ревина Т.Н.

© 2010-2022