- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект урока по ОБЖ на тему Правонарушение (4 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему Правонарушение (4 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревина Т.Н. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок права в 4 классе по теме «Правонарушение»
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о правонарушении как юридическом понятии
Задачи:
Образовательные:
-
Актуализировать имеющиеся знания о правонарушении
-
Создать условия для формирования новых знаний о правонарушении и его признаках, видах правонарушений
Развивающие:
-
Развивать критическое мышление
-
Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)
-
Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательные:
-
Продолжить воспитание правового сознания, правовой культуры
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы урока: фронтальная, групповая
Технологии: технология развития критического мышления
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом, алгоритм выполнения задания, листы бумаги, маркеры
План изучения нового материала:
-
Признаки правонарушения.
-
Понятие правонарушения.
-
Виды правонарушений.
-
Виды проступков
Ход урока.
-
Организационный этап (1 мин).
- Здравствуйте! Как настроение? Пожелаем друг другу успешной деятельности на уроке.
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. «Вызов» (3-4 мин)
После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:
- Почему в начале урока вы встали? (Это норма.)
- Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)
- А какие социальные нормы мы изучаем на нашем уроке? (Правовые)
- Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, правовые нормы часто нарушаются.)
- Как называется поведение, которое противоречит нормам права? (Противоправное поведение, правонарушение)
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока.
Прием «Корзина идей».
В середине доски учитель прикрепляет слово «ПРАВОНАРУШЕНИЕ».
- Пожалуйста, назовите понятия, слова, ассоциации, имеющие отношение к теме урока. (Возможные ответы: закон, нарушитель, право, преступление, проступок, вина, противоправность, опасность, суд, ответственность).
Ученик помогает учителю записать слова на доске вокруг темы «ПРАВОНАРУШЕНИЕ».
- В конце урока мы вернемся к нашей корзине и посмотрим, какие понятия нам пригодились на уроке.
Учитель обращается к классу с вопросом:
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? На какие виды делятся правонарушения? Что такое преступление? Почему важно знать, что считается правонарушением?)
Цель урока: расширение и углубление знаний о правонарушении как юридическом понятии.
-
Этап усвоения новых знаний. «Осмысление» (10-15 мин)
Прием «Кластер».
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера.
Учащиеся в группах работают по заданному алгоритму: читают текст с учебным материалом (приложение), обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.
Составление кластера. На каждой парте есть бумага, маркеры и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное - содержание.
Алгоритмы выполнения заданий:
1 группа
-
Прочитайте текст.
-
Определите признаки правонарушения.
-
Составьте кластер.
-
Защитите свой кластер.
-
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
2 группа
-
Прочитайте текст.
-
Определите виды правонарушений.
-
Составьте кластер.
-
Защитите свой кластер.
-
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
3 группа
-
Прочитайте текст с учебным материалом.
-
Определите виды проступков.
-
Составьте кластер.
-
Защитите свой кластер.
-
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
-
Первичная проверка понимания (10 мин)
Защита кластеров.
Через 15 мин работы в группах учащиеся у доски защищают свои кластеры, учащиеся других групп слушают объяснение, задают вопросы, исправляют и дополняют ответы группы.
- Обобщая все признаки правонарушения, мы можем дать его определение:
Правонарушение - общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству.
-
Первичное закрепление (5 мин)
Интерактивное задание, созданное с помощью приложения Web 2.0 LearningApps
- К каким видам правонарушений относятся данные факты?
-
Марине в магазине продали некачественный товар
-
Иван и Николай совершили кражу сотового телефона
-
Олег без уважительной причины не явился на работу
-
Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту
-
Сидоров нагрубил учителю во время урока
-
Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье
-
Евгений в пьяном виде избил соседа-пенсионера
-
Егор ехал в автобусе, не купив билета
-
Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела
-
Алексей нецензурно выражался на остановке общественного транспорта
-
Управляя машиной, Виктор Иванович проехал на красный свет светофора
-
Иван Петрович пытался угнать самолет
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).
- Замечательно справились с заданием! А вашим домашним заданием будет составление своих заданий по этому же принципу.
Придумайте свои задания на соотнесение различных юридических фактов с видами правонарушений:
-
по одному факту каждого вида правонарушений - на оценку «4»
-
по два факта каждого вида правонарушений - на оценку «5»
-
Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин)
- Возвращаемся к «Корзине идей» и проверяем, какие понятия были использованы на уроке.
Всем классом составляем кластер по всей теме урока (приложение 2).
- Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?
Оценивание работы в группах и выставление оценок.
Текст с учебным материалом
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
Итак, на прошлом уроке мы узнали о том, что действия субъектов правоотношений могут быть как правомерными, так и противоправными.
Правомерное поведение - это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.
Правомерное поведение необходимо и полезно не только обществу и государству, но каждому из нас. Оно является обязательным условием для благополучной и спокойной жизни каждого человека, обеспечивает соблюдение его прав и свобод.
Противоправное поведение - это поведение, нарушающее предписания правовых норм. Противоправное поведение наносит вред не только обществу и государству, но и каждому из нас.
Такое поведение иначе называют правонарушением. Поведение субъектов правоотношений, не выполняющих правила поведения, принятые и охраняемые государством, должно пресекаться, а лица, виновные в таком поведении, - наказываться. Поэтому правовые нормы предусматривают юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не соответствует общеобязательным правилам.
Чтобы разобраться в том, какое же поведение считается правонарушением, необходимо знать его признаки.
Признаки правонарушения
1. Прежде всего, правонарушение - это деяние, которое может выражаться в действии или бездействии.
Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, сколь бы негативными они ни были. Правонарушением является только противоправное поведение.
Обратите внимание: когда мы говорим о правонарушении, то употребляем слово «деяние». Это связано с тем, что правонарушение может быть совершено в форме как действия, так и бездействия. Примером действия, т.е. активного поведения человека, нарушающего норму права, может служить кража чужой вещи. Бездействие, т.е. пассивное поведение человека, является правонарушением в том случае, если человек должен был выполнить определенные обязанности, но не выполнил (например, не заплатил налоги, не оказал помощь больному, не дождался зеленого сигнала светофора и др.).
2. Противоправность, т.е. правонарушения противоречат нормам права.
В отличие от правомерного поведения, которое может либо прямо быть указано в качестве разрешенного (каждый имеет свободу слова), либо вытекать из духа закона (разрешено все, что не запрещено), противоправные деяния должны быть четко сформулированы в законе. Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться друг с другом при встрече, то несоблюдение этого правила, хоть и будет невежливостью, правонарушением считаться не может. И наоборот, управление автомобилем в нетрезвом состоянии влечет наложение штрафа или лишение водительских прав.
3. Вина. Правонарушением признается только виновное поведение. Деяние будет являться правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии имеется вина.
Виной называют психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению и к его последствиям.
Наличие вины определяется с учетом того, было ли у человека намерение совершить преступление или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям. Не может считаться правонарушением несчастный случай, причинивший кому-то вред, так как при несчастном случае в деяниях лица нет вины.
4. Общественная опасность. Правонарушение имеет общественно опасный характер, т. е. причиняет вред общественным отношениям. Именно поэтому правонарушения признаются нежелательными для общества и наказываются. Кому может быть причинен вред? Отдельной личности (например, здоровью конкретного человека), государству в целом (разглашение государственной тайны) или интересам всего общества (нарушение общественного порядка). Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не всегда очевидной. В самом деле, ну что страшного в том, что пешеход перейдет улицу в неположенном месте и при этом никто не пострадает? Однако совокупность таких проступков ведет к дезорганизации дорожного движения, авариям со всеми вытекающими последствиями.
Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.
Виды правонарушений
Теперь, разобравшись в вопросе о том, какое поведение считается правонарушением, мы можем утверждать, что и кража чужой вещи, и переход дороги в неположенном месте, и продажа недоброкачественных товаров, и убийство человека - являются правонарушениями. Но разве, учитывая последствия, которые наступили в результате, например, убийства человека и перехода дороги в неположенном месте, можно сравнить эти два правонарушения? Конечно же, нет. Поэтому, с учетом тяжести и степени общественной опасности, все правонарушения делятся на проступки и преступления.
Преступление - наиболее серьезный вид правонарушения, обладает самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер уголовного наказания. Закон (Уголовный кодекс) определяет, что это такое.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Они могут совершаться в различных сферах общественной жизни и посягают на различные ценности, существующие в обществе (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, права и свободы граждан, собственность, экономические интересы, общественный порядок и др.). Примерами преступлений являются угон автомобиля, кража, разбой, причинение вреда здоровью, убийство человека, терроризм и др.
Проступки - это наиболее многочисленная группа правонарушений.
Проступки - противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом.
Хотя они и характеризуются меньшей степенью вредности, но в совокупности могут нанести очень большой вред. Здесь как на уроке в классе, где каждый ученик потихоньку разговаривает с соседом. Грубых нарушителей дисциплины вроде бы и нет, а учителя не слышно и урок идет впустую.
Виды проступков.
Проступки крайне неоднородны и могут встречаться в различных сферах нашей жизни. В зависимости от этого они делятся на несколько видов.
Административные проступки - это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной деятельности органов государства. Термин «общественный порядок» следует понимать широко, а именно - как нарушение различных сторон жизни общества: общественного спокойствия, санитарных правил, правил пожарной безопасности, правил охраны труда, правил дорожного движения, экологических правил и т. д. Примерами административных проступков являются нарушения Правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора), безбилетный проезд в общественном транспорте, нецензурная брань в общественных местах, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах и т. п.
Дисциплинарные проступки - это правонарушения, которые совершаются в области трудовых правоотношений (на работе, по месту учебы) и нарушают служебный порядок. Примерами дисциплинарных проступков являются опоздание на работу, прогул, неисполнение приказа руководителя. Ослабление трудовой (учебной) дисциплины дезорганизует работу и снижает ее эффективность. Опоздания на уроки, прогулы, невыполнение домашних заданий, списывание, разговоры на уроках, занятие посторонними делами отнюдь не способствуют усвоению учебного материала.
Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых иных отношений. Они выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, заключении противоправных сделок, нарушении права собственности, авторских, изобретательских и др. гражданских прав. Если вы зашли в автобус с мороженым и при резком толчке испачкали им пиджак стоявшего рядом пассажира, вам придется оплатить ему стоимость химчистки пиджака. Примерами гражданских проступков являются невозвращение денег, взятых взаймы, передача покупателю некачественного товара и т.п.
Литература:
-
Обществознание. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл.: В 2-х ч. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. - М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
-
Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - В 2-х кн. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Составила учитель начальных классов Ревина Т.Н.