- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Час-общения Одноклассники, сверстники, друзья
Час-общения Одноклассники, сверстники, друзья
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Арчакова В.Н. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГКОУ «Нижнечирская школа-интернат»
Час-общения
Подготовила и провела
воспитатель Арчакова Валентина Николаевна
Цели и задачи:
-дать определения понятий по теме занятия;
- создать образ одноклассников и друзей;
- выделить особенности классного коллектива;
- способствовать проявлению активности;
- учить выделять главное, делать выводы, высказывать свое мнение;
- развивать коммуникативную компетентность.
I. Актуализация знаний.
1. Согласны ли вы?
- Человек может жить и развиваться только в обществе?
- Общество - сложная система.
- Человек может жить без общения с другими людьми.
- Вы вступаете в отношения с разными людьми.
- У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Друг всем - никому не друг.
- Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс - это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
-
Вопросы к детям.
-Кто вы по отношению друг к другу?
-Что вас объединяет?
-Сколько вам лет?
II. Целеполагание.
Воспитатель. Данные вопросы я вам задала не зря. Попытайтесь высказать свои версии по определению темы нашего часа-общения (Высказывания детей). Итак, тема нашего часа-общения «Одноклассники, сверстники, друзья».
III. Беседа по теме.
-
-Кто такие одноклассники, сверстники, друзья?
(Сверстники- это люди примерно одинакового возраста, одноклассники - это дети обучающиеся в одном классе, друг - это человек, который придёт на помощь в трудную минуту).
-
Чем сверстники отличаются от друзей? ( Вариант ответа. Сверстников у человека много. Они могут жить в разных городах и странах, могут быть совершенно незнакомы друг другу. Друзей у человека намного меньше, а близких друзей чаще всего единицы).
-
Какую роль друзья могут сыграть в жизни человека? (Вариант ответа. В жизни человека друзья играют значительную роль. Они помогают в трудных жизненных ситуациях. С друзьями можно поделиться самым сокровенным, радостями и огорчениями).
IV. Чтение и обсуждение рассказа «Если бы не случай».
Было в классе четверо мальчишек, и сидели классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Да и в учебе в классе были первыми. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили мальчики и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы...
Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
-
Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивала словами: «Если бы не случай...»? («Верные друзья», «Настоящие друзья»).
-
Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?
-
Как бы вы поступили на его месте?
-
Почему мальчики бросили Ваню одного?
-
Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?
Притча о дружбе.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо овец на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял. Что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, когда он по утрам шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье!
V. Тест «Какой ты друг?»
-Что ты можешь сказать о своих одноклассниках?
Воспитатель раздает учащимся листы и просит ответить на вопросы:
1.Развито ли у учеников класса чувство уважения к товарищам или они не считаются друг с другом? В чем это выражается?
2.Что преобладает в классе:
-
радость по поводу успехов товарищей;
-
злорадство по поводу успехов;
-
злорадство по поводу неудач;
-
равнодушие?
3.Проявляется ли взаимопомощь?
-
да (в какой форме?);
-
нет
4.Какой обычный тон разговора:
-
грубый;
-
требовательный;
-
доброжелательный?
5.Как ведут себя ребята в конфликтных ситуациях?
Воспитатель: В классе вы не одни, и все вы разные, у каждого свои привычки, характер, но все должны терпимо относиться друг к другу.
Ссоры часто разгораются из-за сущих пустяков: какое-нибудь неосторожно сказанное слово или опрометчивый поступок могут стать той самой искрой, из которой быстро разгорается самый настоящих скандал. А иногда бывает и так, что вообще трудно определить , из-за чего , собственно началась ссора: один что-то не то сказал, другой как-то не так ответил, слово за слово - и понеслось. Глазом не успеешь моргнуть, как ваша квартира превращается в арену боевых действий. Главная трудность заключается в том, что поссориться легко, а помириться гораздо труднее. Обычно каждый считает правым себя и ждет, что первый шаг сделает другая сторона, а в результате ссора затягивается надолго.
На самом деле после больших ссор правых и виноватых найти трудно: в ходе скандалов и словесных перепалок обе стороны говорят друг другу столько обидного, что чаще всего не так уж и важно, кто начал ссору, - виноваты оба.
VI. Итог.
Воспитатель.
- Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем часе общения?
- Что особенно понравилось и запомнилось, почему?
Вывод. Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой. Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга - будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы - одно из важнейших качеств человека.