Роль лидера в системе работы школьного самоуправления

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль лидера в системе работы школьного самоуправления

Шапран Татьяна Вадимовна

Педагог - организатор МБОУ СОШ №18

В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы воспитания современного подрастающего поколения, диктующие необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для реализации этой задачи, в первую очередь, требуется привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня уровень квалификации кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. В состав школьного самоуправления входят учащиеся с задатками лидерских качеств.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы[3].

Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования - подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться. Возникшие противоречия определили проблему нашего исследования определить меру влияния лидера на членов школьного самоуправления.

Цель нашего исследования: Выявить лидерские качества у членов школьного самоуправления.

Объект исследования: Школьное самоуправление.

Предмет исследования: Члены школьного самоуправления.

Задача исследования: изучить работу школьного самоуправления МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани.

Гипотеза исследования:

Лидерские качества у подростков могут быть продуктивно сформированы в процессе школьного самоуправления.

Методы и методики исследования:

Теоретический анализ методика, тестирование, включая: наблюдение в естественных условиях проявлений лидерских качеств у учащихся.

База исследования:

МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани.

Нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ№18 города Славянска-на-Кубани среди учащихся, состоящих в школьном самоуправлении. Было опрошено 18 учащихся состоящих в школьном самоуправлении. Исследование началось с оценки лидерских качеств учащихся с помощью методики Л.П. Пономаренко «Дерево». Учащимся были предложены листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Ученику вначале не предлагаем подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 - мотивация на развлечения

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Следующим этапом стало определения знаний учащихся о школьном самоуправлении. Учащимся было приложено ответить на 6 вопросов анкеты. Результаты эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования по самоуправлению

1. Как ты понимаешь, что такое ученическое самоуправление?

Это возможность школьников отстоять свою точку зрения.

77%

2. Какие вопросы должны решать органы ученического самоуправления?

Организация досуга учащихся

87%

3. Отношение к ученическому самоуправлению в школе?

Мне интересно быть участником творческого союза, ученического самоуправления 79%

4.Если бы вы стали президентом школьного самоуправления, что бы вы сделали,

прежде всего?

Отменил зарядку 30%

Сделал бы дискотеку и в пятницу и субботу 35%

5.Какое направление работы самоуправления важней всего развивать в школе?

Внеурочное

67%

6. Нужно ли в школе самоуправление?

1.Самоуправление позволяет развивать лидерские качества 25%

2.Самоуправление разнообразит деятельность учащихся 35%

Все подростки проявляли заинтересованность к проблеме исследования, содействовали его проведению. По полученным результатам, можно сделать вывод, что желание добиться успехов имеют 19% членов школьного самоуправления. 18% учащихся общительны и оказывают дружескую поддержку друг другу. 28% учащихся имеют мотивацию на развлечение, комфортное состояние и нормальную установку на преодоление препятствий имеют 19% учащихся.

Поставленная в начале исследования гипотеза подтвердилась, лидерские качества сформированы в процессе работы самоуправления у большинства учащихся состоящих в активе школьного самоуправления.














Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- с.с. 476-493.

2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства.//Вопросы психологии . - 1991. - №3. - с.с. 90-98.

3. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. - 1994. - №2. с.с.13-15.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,2006. - 363с.

5. Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. - Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 - 92 с.

6. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. - Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 - 68 с.

7. Д.В.Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. - М., Центр «Судебно-правовая реформа». - с. 52-59.

8. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 - 160 с.

9. Л.П. Пономаренко , издание "Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. (Методические рекомендации для школьных психологов ) ", (1999).
10. источник : psi.chol.ru


© 2010-2022