Исследовательская работа Фольклор моего края

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа



Исследовательская работа Фольклор моего края

Оглавление.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-3

История создания фольклорного ансамбля «Эткер» . . . . . . . . . . . .4-5

Творчество ансамбля за годы существования . . . . . . . . . . . . . . . .5-8

Мониторинг численности фольклорного ансамбля «Эткер» . . . . .6

Детский коллектив-спутник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .9-10

Достижения коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14

Список литературы . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Фоторепортаж . . . . . .. . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-18

Введение.


В российском обществе существует немало проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. В наши дни остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций народов, их самобытности, духовных богатств.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуру.

Это проявление творчества народа, отражение его нравственности, духовности. Это и свидетельство богатства языка своего народа. Мы, дети, в условиях насаждения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, безнравственности, как правило, не всегда имеем возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны, нашего народа.

Постепенно утрачивается неповторимость и самобытность народа. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно чувашские традиции.

Одна из важных задач - задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов.

Многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Я попытался воскресить маленькую частичку того, что, на мой взгляд, забывать нельзя. Это традиции, песни нашего края, которые стали своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и которую нужно сохранить. Постарался изучить чувашские народные праздники своего края, обряды через традиции фольклорного ансамбля «Эткер", активным участником которого являюсь я и сам. Я представляю вам творческую работу «Фольклор моего края».

Практическая значимость этой работы, по моему мнению, состоит в том, что собранные результаты и материалы помогут в какой-то мере разрешить вопросы организации воспитания школьников через изучение культурного наследия фольклорного ансамбля нашей местности «Эткер», она также может быть полезна на уроках литературы, в проведении мероприятий по культуре родного края, и тем, кто хочет узнать творчество ансамбля и т.д.

Цель проекта:

  • Изучение культурного наследия творческого коллектива «Эткер», а также пропаганда опыта его работы.

Предмет исследования - деятельность фольклорного ансамбля «Эткер».

Гипотеза: получить доказательства влияния коллективной деятельности ансамбля на развитие творческих способностей школьников, которые занимаются в коллективе.

Задачи исследования:

1. Изучить материалы по фольклорному ансамблю «Эткер» в газетах и школьном краеведческом музее им. А.Д. Иливанова.

2. Встретиться с руководителем коллектива Ефимовой Л.Г.и участниками ансамбля.

3. Собрать фотоматериалы, сценарии выступлений.

4. Создать альбом о фольклорном ансамбле.

5. Создать мультимедийную презентацию.

История фольклорного ансамбля «Эткер»


Зародившись во времена глубокой древности, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. А песня является самой богатой и развитой областью устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи... В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Издавна славится наш чувашский народ своей музыкальностью и поэтическим складом души. Чувашский фольклор имеет богатое наследие. В этой работе я это богатство решил проследить на основе изучения творчества нашего ансамбля «Эткер», который пользуется особой популярностью и известностью.

ИИсследовательская работа Фольклор моего краязучение работы фольклорного ансамбля «Эткер» я начал с социологического опроса. Провел анкетирование среди учащихся 3-4, 7- 8 классов. Выяснилось, что 6% учащихся не знают об этом ансамбле.

В целях изучения деятельности коллектива, я встретился с руководителем данного ансамбля «Эткер» Ефимовой Л.Г., которая является руководителем этого коллектива со дня создания. Она вспоминает: «Коллектив создан при народном хоре Карамышевского центрального сельского Дома культуры.

ЭИсследовательская работа Фольклор моего краято было в 1967 году. Как-то вечером зашли ко мне Ольга Ивановна и Иван Иванович Ершовы. Они и предложили создать фольклорный ансамбль. Тут же втроём составили небольшой сценарий «Из картинок прошлого». Вот с этого и началось».

Инициаторы создания этого ансамбля проделали огромную работу: они ездили по близлежащим деревням, собрали в коллектив всех любителей и знатоков чувашского фольклора, искали старинную чувашскую традиционную одежду, музыкальные инструменты, бытовую утварь, записывали песни, предания, легенды, знакомились с обычаями старины. Бабушки и дедушки с охотой делились своими воспоминаниями, доставали из сундуков бережно хранимые национальные костюмы. Затем начались репетиции.


Творческая деятельность ансамбля.


Исследовательская работа Фольклор моего края С тех пор вечерами после работы собирались в сельский Дом культуры «на посиделки» участники будущего фольклорного ансамбля, среди них и те, кому уже было за 70 лет. А собравшиеся вместе пели старинные песни, пряли, вязали, вышивали. Прошло немного времени, и участники на сцене показывали «картины» из прошлого чувашского народа.

Исследовательская работа Фольклор моего края С каждым годом репертуар ансамбля пополнялся новыми фрагментами и сценками из календарных обрядов и обрядовой поэзии чувашей. В ансамбль люди приходили семьями. Много лет выступали в составе ансамбля семьи Ефимовых, Жигарёвых, Чечековых, Ильиных, Зуевых, Ершовых, Шпаровых, Макаровых. Повышается интерес односельчан к народному творчеству.

Исследовательская работа Фольклор моего края

Мониторинг численности фольклорного ансамбля «Эткер»

Численность участников ансамбля показана в диаграмме. Если в первые годы в ансамбле участвовало 11 человек, то сейчас основной состав объединяет 19 взрослых и 11 детей, а в некоторых сценах участвуют более 40 человек.

Исследовательская работа Фольклор моего края


Фольклорный ансамбль объединял людей разных профессий: хмелеводов, животноводов, механизаторов, учителей, культработников.

Среди участников ансамбля, в разные годы участвовали участник Великой Отечественной войны Г.Ефимов, звеньевая хмелеводческого звена, Герой Социалистического Труда А.Зуева, хмелеводы М.Макарова и И.Макаров, С.Шпарова, М.Чечекова.

Многие участники тогдашнего ансамбля, это в 70-80 годы, являлись передовиками сельскохозяйственного производства, активными участниками ВДНХ. Награждены медалями и дипломами ВДНХ хмелеводы И.Чечеков, А.Ефимова, Б.Жигарёв, осеменатор А.Ильин.

Исследовательская работа Фольклор моего краяВ коллективе свои традиции. Летом перед клубом или на поляне коллектив показывает односельчанам яркие представления - чувашские хороводы. Хороводная песня, глубоко запрятанная в тайниках людских сердец, проникновенно, чуть грустно, несёт в себе аромат вечно молодой весны и летит над просторами.

Сегодня «Эткер»- активный участник районных праздников песни и труда, смотров-отчётов и конкурсов коллективов художественной самодеятельности с хорошим исполнительским уровнем и умением лаконично воплощать на сцене традиционные местные обряды. Дом культуры в деревне Шименеево, где теперь занимается ансамбль, переименован в Дом фольклора.

Так, за 45 лет своего существования ансамбль воссоздал на клубной сцене интересные картины прошлого: «Посиделки», «Хороводы», «Чувашская свадьба», «Нимене», «Проводы солдата» и другие.

«Эткер» - частый гость не только у сельских тружеников района, но и в хозяйствах и предприятиях соседних районов и городов. Бывают они в гостях и у соседей в Марийской республике.

Постоянный поиск нового в сценической обработке фольклорных произведений, умение увлекать сельчан своим искусством, делать их жизнь интересней и содержательней - всё это присуще коллективу ансамбля.

Детский коллектив-спутник.

При ансамбле создан и успешно работает детский коллектив-спутник, который также является лауреатом всех пяти республиканских детских фестивалей фольклора «Пĕчĕк çеç путене» («Перепелочка»).

Состав ансамбля обновляется, на смену выпускников приходят новые дети. Одна из активных участниц ансамбля Катя Соловьева обучалась на фольклорном отделении Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Самой младшей участнице ансамбля сейчас 6 лет. Начала участвовать с 4 лет.

«Мы не только поём, но и знакомимся с обрядами и традициями чувашского народа, изучаем пословицы, поговорки, загадки», - рассказывает Ваня Яковлев.

Ребята, занимаясь в ансамбле, меняются, становятся духовно богаче, культурнее. А Людмила Георгиевна помогает развивать в нас интерес к культурному наследию своего народа, развивать музыкальные способности.

И побеждая на различных конкурсах и смотрах, мы видит, что наше творчество приносит радость людям. Это даёт им импульс толчок к новым занятиям. Дети знают: чтобы победить, нужно немало трудиться и стараться! Я очень довольна своими ребятами,

Занятия а ансамбле направлены на возрождение культуры чувашского народа через изучение песенно-танцевальной культуры, календарно-обрядовых праздников. Главное место в фольклоре принадлежит чувашским народным песням и танцам. В песне и танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

В целях выяснения уровня заинтересованности и информированности детей я провел анкетирование среди участников- детей по следующему вопросу:

- Что ты получаешь от участия в фольклорном ансамбле, что вам нравится?

- развитие музыкальных способностей

- интерес к чувашским песням

-умение держаться на сцене

- ничего

- гордость за свой край

- другое

В анкетировании участвовали все 11 участников ансамбля. На вопрос участники ансамбля ответили следующим образом:

я развиваюсь, лучше пою - 8

интерес к чувашским песням, фольклору - 10

не стесняюсь выступать на сцене- 9

5 участников ответили, что им нравятся проведение мероприятий на Рождество, на Пасху.

Мне самому нравится участвовать в фольклорном коллективе. Народные песни и танцы способствуют всестороннему развитию личности. Когда разучиваем новые песни, мы получаем знания об окружающем нас мире, об этике и морали, сведения о народном быте, народных праздниках, обычаях. Песня - душа народа. А знать душу, чувствовать ее тонкие струны - значит любить свою землю, свой край, свою родину, свой народ.

ВИсследовательская работа Фольклор моего краяеселые и задорные наши юные исполнители фольклорного ансамбля быстро завоевали популярность. Они являются участниками концертов, праздников и фестивалей. С достоинством защищают честь района и на республиканских конкурсах. Зрители остаются довольны выступлением ансамбля.

Исследовательская работа Фольклор моего края



Достижения коллектива.

В 1973-74 годах с большим успехом коллектив ансамбля выступил на республиканском смотре-конкурсе коллективов художественной самодеятельности. Он - лауреат I и V республиканских праздников фольклора. В 1980 году фольклорный ансамбль «Эткер» в числе лучших самодеятельных коллективов принимал участие на XII республиканском празднике песни и труда. Через 2 года коллектив участвует в III республиканском телевизионном фестивале народного творчества «В краю ста тысяч песен», посвящённого 60-летию образования СССР. Получает звание лауреата и награждается дипломом первой степени.

В декабре 1984 года в Чебоксарах проходил 3 фестиваль музыки композиторов автономных республик Поволжья и Урала.

Кандидат филологических наук В.Родионов в рецензии на концерт об этом коллективе отозвался так: «На концерте можно было лишний раз убедиться в необходимости исполнения народных обрядовых песен на фоне или в процессе развёртывания обрядового действия».

Желая ближе ознакомить любителей народного искусства с творчеством ансамбля, чувашское телевидение в 1983 году подготовило об ансамбле передачу. Она была показана в программе телевизионного цикла «По зову сердца».

Телевизионный фильм «На посиделках» о фольклорном коллективе, снятый режиссёром Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра имени К.В.Иванова, народным артистом РСФСР, заслуженным деятелем искусства РСФСР и Чувашской АССР В.Н.Яковлевым, участвовал на конкурсе любительских фильмов, посвящённых историко-культурному наследию РСФСР, и был отмечен дипломом III степени Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Коллектив награждён многочисленными грамотами и дипломами:

  • Диплом лауреата на фольклорном празднике, посвященном 70-летию Октябрьской революции. 1987 год

  • Почетная грамота на фестивале «Московская осень». 1985 год

  • Диплом лауреата на фольклорном конкурсе, посвященного 40-летию Победы. 1985 год

  • Дипломант в рамках 3 всесоюзного фестиваля народного творчества 1990 год

  • Диплом лауреата «За высокое исполнительное мастерство» на фестивале «Родники Поволжья». 1992 год

  • Диплом лауреата на Всероссийском фестивале народного творчества «Салют, Победа!», посвященного 50-летию Победы.1995 год

  • Диплом лауреата на 3 Всероссийском фестивале народного творчества «Родники Поволжья». 1996 год

  • Диплом лауреата на празднике «Сăрпа Çавал çаврисем». 2000 год

  • Диплом лауреата 4 Всероссийского конкурса фольклорных ансамблей «Традиции». 2004 год

  • Диплом Межрегионального фестиваля сельской художественной самодеятельности «Солнцеворот», г Вологда, 2007 г.

  • Всероссийский открытый конкурс традиционной художественной культуры «Между Волгой и Уралом», диплом, г. Казань, апрель 2008 г.

  • IV Межрегиональный фестиваль финно- угорских народов «Воршуд» (Святыня рода), диплом , г. Ижевск, 2009 г.

  • IX Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая», диплом, август, с Воробьевка, Воронежская область.

  • Дни культуры Чувашской Республики «Акатуй» в Ульяновской области, июнь 2011 г.

  • XI Международный фестиваль молодёжных фольклорных коллективов «Красная горка» им. В.В.Гаврилова, диплом лауреата 2 степени, г. Брянск, апрель 2012 г.

  • X Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая», диплом, август, с Воробьевка, Воронежская область.2012 г.

  • Республиканский праздник фольклора верховых чувашей «Сăрпа Çавал çаврисем», диплом лауреата, г Чебоксары, июнь 2008 г.

  • I Республиканский фестиваль- конкурс исполнителей народной песни времён Великой Отечественной войны «Алăкран тухрăм, ай тайăлтăм», диплом лауреата, г. Чебоксары, июнь 2009 г.

  • Республиканский фестиваль семейного художественного творчества «Пурте - туслă çемьерен» (Вместе- дружная семья), диплом, г.Чебоксары, июнь 2011 г.

  • Республиканский праздник фольклора верховых чувашей «Сăрпа Çавал çаврисем», диплом лауреата, г Чебоксары, июнь 2012 г.

  • VI Республиканский детский фестиваль фольклора «Пĕчĕк çеç путене» (Перепёлочка), диплом, г. Чебоксары, июнь 2010 г.


Заключение.

Фольклор- вид искусства. Он остаётся одним из активных средств нравственного и эстетического воспитания, средством обогащения и развития нашей многонациональной культуры, формой выражения богатейших духовных ценностей родного народа.

Ценность народной культуры велика, так как включает в себя самобытность, уникальность исторического, духовного и социального опыта жизни чувашского народа.

Сегодня пропаганда народного творчества приобретает большое значение. Возрастают ценности и значимость деятельности фольклорных коллективов по пропаганде народного творчества.

Нашим фольклорным ансамблем «Эткер» проводится большая работа по сбору, сохранению и пропаганде традиций и обрядов своего края.

Его творчество позволяет формировать у ребят не только представление об этнокультурной картине мира, традиций и обрядов чувашей нашей местности, но и прививать чувство уважения и гордости к искусству чувашского народа. Знание давних традиций коллективом, хранящих тепло творческого огня, дает нам, сегодняшним девчонкам и мальчишкам, уверенность в будущем. Участие школьников в коллективной деятельности ансамбля положительно влияет на развитие творческих способностей школьников.

Список источников и литературы.

1.Газета «Знамя», 6 мая 2009 года

1.Газета «Знамя», 12 августа 2009 года

Ф

Исследовательская работа Фольклор моего краяоторепортаж.




Исследовательская работа Фольклор моего края



Исследовательская работа Фольклор моего краяИсследовательская работа Фольклор моего края



Исследовательская работа Фольклор моего края



Исследовательская работа Фольклор моего краяИсследовательская работа Фольклор моего края

Исследовательская работа Фольклор моего края

Исследовательская работа Фольклор моего края

© 2010-2022