Устный журналКак слово наше отзовётся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал «Как слово наше отзовётся»

Цель: - раскрыть богатство словаря русского языка, разнообразие способов выражения одной и той же мысли, звучности;

- дать понятие о русском языке как языке межнационального общения;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, дидактические игры;

- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила орфоэпии, лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.

Ход мероприятия :

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы вместе с вами пролистаем страницы устного журнала «Как слово наше отзовётся» и узнаем о богатстве, великолепии, живости, нежности русского языка. Мы открываем 1 страничку: "А нельзя ли без них?" Мне хотелось бы начать разговор с простой школьной ситуации :

Сценка

Ученик и ученица.

- Димка, ну че, прочитал?

- Прочитал.

- Прикольно или стремно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.

Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: « Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

- Вот лох!

- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Ух, ты!

- Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

Ведущий: Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям, он решил бы, что здесь речь идёт уж не конечно о великом романе Пушкина , а жертвах какой-то расправы, а спасенный счастливо рассказывает о проделках злодейской шайки. Современному школьнику этот язык понятен. На этом языке, точнее жаргоне, разговаривает почти добрая половина наших подростков.

1 чтец : Жаргон - это разновидность речи, используемая в узком кругу просвещенных. Это грубый, обедненный, безобразный заменитель настоящего языка!. Жаргонизмы не понятны людям, непросвещенным, а это создает повод для недоразумений. Например, в ученическом жаргоне есть слова -чувак, предки, ништяк, кемаритьть, блеск, клёво, железно, обалденно, супер. Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные русский слова? Богатства оценочной лексики, которая в национальном языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств, в жаргоне подменяются условными обозначениями, которые сводятся к математическим знакам - и +. Блеск, клево, ,железно - все это говорится при положительной оценке; муть, прокол, чешуя- при отрицательной.

2 чтец : Профессор Скворцов пишет: " Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри словечками, вроде клевый, прошвырнуться и т.д.. Старинная русская пословица гласит: "В семье не без урода". В языке тоже есть уроды - это жаргонизмы. Употребление таких слов - один из страшных бичей в речи не только взрослых, но и школьников. К тому же школьники больны не только жаргонизмами, но и сквернословием. Только чистота речи поможет сделать нашу жизнь более чистой, осмысленной и прекрасной.

3 чтец: И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь!

Ведущий : Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. Это и отличает воспитанного образованного человека. А переходим к следующей странице нашего журнала «Молодёжный сленг».

Юмореска «Молодёжь-то какова»

Дунька. Глянь-ка, Манька,

Молодёжь-то какова,

И поступки, и слова!

Манька. Мы-то молодыми были,

Тем, кто старше, не грубили.

Дунька. Всё просили мы совета,

Можно то, а можно ль это?

Манька. А теперь твердят не то:

Надо это, надо то.

Вот учащийся Федот -

Он уже совсем не тот.

По ступенькам он шагает -

Грызёт семечки, бросает.

На «камчатку» заберётся,

В парту носом он уткнётся.

Дунька. Поглядишь на парту, вдруг

Появился там уж круг,

Ручки, ножки, огуречик -

Появился человечек.

Сколько раз твердили вам,

Чтобы парты не ломали

И на партах не черкали!

Манька. Но Федот не понимает:

Снова это продолжает,

Мусор в мусорку не носит,

Не туда он воду льёт.

Дунька. Ну и молодёжь пошла!

Вдруг возьмут и нагрубят,

А на уроке - все молчат.

Их поступки и дела

Нас подводят иногда.

Манька. В дисциплине нет порядка

Не помогает и зарядка.

(старушки встают со скамейки, уходят)

4 чтец: Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества. В разные периоды жизни разным был язык. Сообщества людей постоянно изобретало свои способы общения. Для них важно, чтобы их не понимали посторонние. Сленг - это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка, речевого этикета. Он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит по телевидению. Молодежь является носителем сленга, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь становится престижным. Примерами служат тексты песен "Мне все по барабану" - группа "Сплин", "Заколебал ты" - "Дискотека Авария".

1 чтец : Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днем. С течением времени ускоряется темп жизни, растет словарный запас, расширяется словарь сленга. Наиболее популярен сленг программистов: пент- компьютер с процессором пентиум, материнка- материнская плата, отксерить- отксерокопировать. Наши школьники тоже используют в своей речи сленговые слова и выражения: вирусняк - вирус, сбацать - сыграть, слизать - списать, клава - клавиатура, предки - родители.

Ведущий: 3 страница нашего журнала называется «За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»

1 чтец: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

2 чтец : Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев!

3 чтец : Русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное.

4 чтец : О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения язык не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялась поговорка: «Язык мой - враг мой!» А он должен быть другом человека.

1 чтец : Вот почему Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.

2 чтец : Он считал, что учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит». . «Но хоть и трудно - это надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает"».

3 чтец : Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. "По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

4 чтец : Вот одно из мудрых высказываний ученого - современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое».

Стихи читают ученики:

1 ученик

Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я.Козловский)

2 ученик

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(Марк Лисянский)

Ведущий : «Язык мой - друг мой» -следующая страница нашего журнала.

1 чтец: Язык - это история народа.

2 чтец : Язык - это путь цивилизации и культуры.

3 чтец : Язык - это средство человеческого общения.

Мы так к нему привыкли, что в повседневной жизни даже не замечаем его.

4 чтец : Человеческий язык - удивительное, неповторимое чудо.

1 чтец : Вопрос о происхождении языка занимает умы людей уже много тысячелетий. Существует несколько теорий о происхождении языка, но окончательный ответ на этот вопрос еще не найден. Первые попытки разгадать тайну мы находим еще в мифах.

2 чтец : Были времена, когда все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И захотелось людям оставить память о себе на веки веков - выстроить башню до самого неба. Не захотел Бог, чтобы люди добрались до неба, и наслал он на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга. И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, а башня стала мало-помалу разваливаться. Многие уносили с собой память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

3 чтец : Древний человек считал, что все предметы и явления окружающего мира наделены речью, а человека говорить научили боги. Античные философы думали, что названия всем вещам дают мудрые люди, как родители дают имена своим детям.

4 чтец : В средние века получила развитие звукоподражательная теория «Вау-вау». Она гласит, что стихии и звери научили человека говорить. И, вполне возможно, наши первые слова родились из подражания голосам птиц, зверей, раскатам грома, свисту ветра, шелесту листьев, рокоту воды.

1чтец : В XVIII веке, в эпоху Просвещения, французские философы считали, что первые люди жили разрозненно. В то время язык им был не нужен. Но однажды они решили объединиться. Тогда-то люди и собрались вместе, сели и придумали язык, чтобы понимать друг друга. Они договорились о том, как будут называть все вещи и явления. Эта теория рождения языка называется теорией «социального договора».

2 чтец : Слова бывают разные. Они могут быть длинными и короткими. Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула: в ней 43 буквы, и означает она «Сын героя - знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Посмотрите на экране, как выглядит эта фамилия, если написать её по-русски.

3 чтец: А в конце XIX века в американском штате Висконсин умер индейский вождь. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было чересчур длинным - в 122 буквы. Самая короткая фамилия на земле состоит всего из одной буквы. Это французская фамилия О. Самое короткое географическое название тоже обнаружено во Франции - там есть село, которое называется И.

4 чтец : Самое длинное географическое название найдено в Новой Зеландии. Оно состоит из 85 букв и в переводе означает «город, где Таматея, человек с большими ногами, который выравнивал равнины и которого называли поедателем земли, играл на своей любимой флейте». Самое длинное женское имя известно на Гавайских островах - в нем только согласных букв 65.

1 чтец : Ученые, исследуя языковые пласты, открыли сложившуюся в древности близость народов. История развела их в разные стороны, но общность языка они сохранили.

2 чтец : Очень давно, примерно 3000 лет назад, Восточную Европу населяли племена арьев. По каким-то причинам этот многочисленный народ был вынужден уйти в Южную Азию, унося в своей памяти нормы языка, легенды, песни, веру в своих богов. Они ушли в Индию. Памятниками древнеиндийской литературы и культуры являются «ВЕДЫ».

3 чтец: Со времени расставания арьев и славян прошло около 4000 лет. А оба языка хранят в себе общие слова и языковые нормы.

4 чтец: Наука о языке называется Лингвистика.

1 чтец : Наука о происхождении слов называется этимологией. Она объясняет, откуда берутся слова, каково их происхождение. Например, откуда произошло название страны Канада?

2 чтец : На языке индейцев, населявших Канаду, близко по звучанию к слову «Канада» называлась хижина или группа индейских хижин. Европейские мо­ряки, встречая индейцев, спрашивали: «Что это?» - имея в виду страну, а индейцы отвечали, имея в виду свои поселки: «Канада», - хижины. Отсюда и возникло название страны Канада.

3 чтец : Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о строении слов, формах словоизменения, видах словосочетаний и типах предложений. Начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Индии и Греции. Грамматика включает два раздела: морфологию и синтаксис. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

4 чтец : В России первым пособием по грамоте стал букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Федоровым. Этот букварь сильно отличался от современных грамматик, в нем еще не было правил и определений, явления языка просто описывались.

1 чтец: Позже, в 1596 году, была напечатана «Грамматика» Лаврентия Зизания, а в 1619 году была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. По ней впоследствии учился М.В. Ломоносов. Первую подлинно научную грамматику русского языка создал М.В. Ломоносов в 1775 году. Она называлась «Российская грамма­тика». Именно в ней были даны правила правописания.

2 чтец: «Слова - это то единственное, что остается на века» .

3 чтец: «Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» .

Ведущий: Следующая страница нашего журнала называется «Занимательная грамматика» (презентация)

4 чтец: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых понятий», - говорил Виссарион Григорьевич Белинский. Иногда в русском языке одна буква меняет смысл слова. Например, мел - мель, почка - дочка - кочка - ночка, или всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?

Игра «Скажи поговорку правильно»

  • Аппетит проходит во время еды (приходит).

- Взявшие мяч от мяча погибнут (меча).

-Вот где собака забыта (зарыта).

  • Все пороги ведут в Рим (дороги).

  • Город не тетка (голод).

  • Готовь сени летом, а телегу зимой (сани).

  • Всяк жулик свое болото хвалит (кулик).

  • Ждать у горя погоды (моря).

  • Знает мошка, чье мясо съела (кошка).

  • Икра стоит свеч (игра).

  • Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало (плакало).

"Рассыпанные буквы".

Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? (1б.)

1. Завод освоил выпуск новой продукции.

2. Ученик сумел быстро освоить новый материал.

3. Жители деревни решили освоить новые земли для посева зерновых культур.

4. Пришлось освоить новую технику.

Ребус. "Расписание уроков".

Устный журналКак слово наше отзовётся

Ведущий : Переходим к следующей странице нашего журнала «Фразеологизмы»

1 чтец : Что такое фразеологизмы? Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: вставлять палки в колёса -мешать; за тридевять земель - очень далеко.

2 чтец: Источники фразеологизмов. Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка-предка. (Валится из рук = не работается; взять голыми руками = легко сделать).Многие фразеологизмы имеют литературное происхождение.(У сильного всегда бессильный виноват. А Васька слушает да ест. А ларчик просто открывался.)

3 чтец: Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи и поверья русского народа, различные реалии, факты его истории. Многие фразеологизмы уходят корнями в профессиональную речь. Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии.

Бить баклуши - бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера - ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

4 чтец: Вилами по воде писано - выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы - «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»)

1 чтец : От доски до доски - это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из досок, которые обтягивали кожей.
Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

2 чтец : Заимствованные фразеологизмы. Один из источников заимствования - библия. Библейские фразеологизмы привносят в нашу речь высокую духовность и поучительный оттенок: Всемирный потоп, вдохнуть жизнь, бросить камень, глас вопиющего в пустыне, бисер метать и многие другие.

3 чтец : Зарубежные крылатые выражения, пришедшие в наш язык из Англии, Германии, Италии и других стран, прочно вошли в нашу речь, завоевав популярность точностью и краткостью формулировок.

Водить за нос. Эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих удивляет, почему верблюд послушно следует даже за ребёнком, который ведёт его за верёвку. Оказывается, верёвка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут хочешь, не хочешь, а приходится подчиняться! Поэтому, если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нём говорят, что он тоже водит за нос.

4 чтец: Особую группу составляют фразеологизмы, которые пришли к нам из мифологии: Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята, белая ворона, нить Ариадны и др.

1 чтец : Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: его отношение к труду, например, золотые руки, бобы разводить; отношение к другим людям(закадычный друг, медвежья услуга), личные достоинства и недостатки (не теряет головы, водить за нос, белены объесться) и др.

2 чтец : Они придают нашей речи образность и выразительность, делают её богаче и красивее, позволяют чётко и лаконично выражать нам свои мысли.

Ведущий : «Выучи русский язык»- так называется наша следующая страница. Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

3 чтец : Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

4 чтец: Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь кручи,

Выучи русский язык!

1 чтец :Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

2 чтец : Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью -

Выучи русский язык!

Ведущий : Народное творчество, зародившееся в глубокой древности -историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Давайте перейдём к следующей странице нашего журнала «Устное народное творчество»



© 2010-2022