Доклад на темуРоль развивающих игр в воспитательной работе младших классов как средство самореализации учащихся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Роль развивающих игр в воспитательной работе младших классов как средство самореализации учащихся"



Игра - это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек любознательности.

В. Сухомлинский

I. История возникновения игр. Их роль в процессе обучения и воспитания

Игра! Этим «заболеванием» страдают почти все. В большой армии болельщиков стираются ранги и должности, слои и национальности: маршал и рядовой, министр и домохозяйка, испанец и француз, академик и ребенок - уровни и проявления их «заболевания» одинаковые, все чувствуют большой душевный подъем и волнение, всех захватывает большая и мощная, волшебная и неповторимая, овеянная солнечной романтикой игра.

Она представляет собой исторически составляющее средство воспитания.

Возникновение игры связано с далеким прошлым человеческого общества. Основой возникновения и развития игры был труд человека. В истории развития общества труд предшествовал игре, которая возникла из трудовой деятельности общества. На протяжении всей истории человеческого общества игра всегда отражала действительность, характерные стороны уклада жизни, труда и быта человека.

Содержание и форма игры непрерывно менялись в зависимости от изменения условий материальной жизни общества. На ранней ступени развития общества игра была элементарная, простая. В дальнейшем, по мере совершенствования средств производства, с развитием речи и мышления, игры меняются, становятся богаче по содержанию, в них возникают новые, более сложные действия. Игру как искусство творит народ. В играх, как и в песнях, народ отражает свою жизнь, свои стремления.

Игра очень старая, ей столько лет, сколько и всему человеческому роду. А еще она очень живучая. Свидетельство о ней находят в древних пластах земли вместе с первыми орудиями труда.

Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала ее спутником, верным товарищем. Но мы называем ее чудом не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, значительно большего, чем дают люди сегодня, за те колоссальные, скрытые иногда от глаз воспитательные резервы, за большие педагогические возможности, которые заложены в ней.

Об игре говорили великие люди, и говорили много. К. Д. Ушинский, в частности, отмечал: «Мы уделяем такое важное значение детским играм, что если бы устроили учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет большое значение в жизни человека, имеет то же значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Ребенок в игре, такой во многих случаях он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре ».

Игра является потребностью детского организма, который развивается. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у детей вырабатываются организаторские умения и навыки, развивается выдержка, умение анализировать обстоятельства.

«... Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», - писал М. Горький.

Высоко ценили игру как метод воспитания российские педагоги и другие деятели XIX века, в частности М. О. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов. Они своими передовыми взглядами сделали ценный вклад в теорию игры, подчеркивали связь игры с окружающей жизнью.

По их утверждению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в значительной мере способствуют формированию личности. Дети не любят неподвижных, законченных, хорошо сделанных игрушек, которые они не могут изменить по своему желанию. Лучшей игрушкой, по их мнению, будет та, которую ребенок может изменить разнообразным способом.

Выдающиеся педагоги уверяли, что ребенок в игре не является пассивным. Он стремится повлиять на действительность, превратить ее в доступных ему пределах. Игра привлекает его внимание потому, что она представляет собой активную коллективную деятельность, в процессе которой формируется личность ребенка. А. С. Макаренко оценивает игру как одно из средств всестороннего воспитания детей. Игру он считает подготовкой к жизни, переходной ступенью к трудовой деятельности. По его словам, игра должна быть тесно связана со всеми другими средствами воспитания и проникать во все жизни коллектива.

Итак, указывая новые пути и средства воспитания подрастающего поколения, выдающиеся педагоги своими трудами внесли ценный вклад в теорию и практику игры.

А можно представить себе младшего школьника ничем не занятым? Конечно, нет. Стремление к деятельности, подвижность, характерная для этого возраста, постоянно ищут выход. Поэтому в свободное от занятий время ребенок или читает, или рисует, или с большим интересом играет.

Об игре сказано много хороших слов, ее называют источником радости, королевой детства и восьмым чудом света. Игра является неизбежным спутником ребенка. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками, их объединяет единая цель, совместные усилия ее достижения, общие интересы и переживания.

II. Классификация игр

Все определения игры - правильные, потому что игра для ребенка - сама жизнь, со всеми его украшениями, волнениями, характером и разочарованиями. Игра является самостоятельной деятельностью учащихся, постепенно превращается в средство воспитания и дает возможность использовать ее для решения соответствующих задач. По наиболее распространенной классификации игры различают по следующим видам.

1. Творческие или сюжетно-ролевые - эти игры создают сами ученики с некоторым руководством учителя. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми. Дети не просто копируют те или иные явления, а творчески осмысливают их и отражают в создаваемых образах, игровых действиях. Все творческие игры можно разделить на несколько групп:

а) игры на бытовые сюжеты, в семью, в гости, в день ​​рождения, в столовую и т. д.,

б) игры на сюжеты из жизни детей - «в детский сад», «в школу», «в театр», «в библиотеку», специфические также для учащихся 1-2 классов;

в) профессиональные сюжеты - дети играют в течение всего младшего школьного возраста:

в шоферов, врачей, пожарных. Выбор сюжетов этой группы игр зависит от профессионального окружения - родителей, родственников, от наблюдений детей, от впечатлений, которые они получают из жизни, а также из книг и кинофильмов;

г) игры на героико-романтические сюжеты - в летчиков, пограничников, космонавтов, полярников, разведчиков, моряков, геологов;

д) игры на сюжеты из книг, кинофильмов и телепередач. В таких играх дети творчески отражают эпизоды, которые особенно поразили их воображение. Младшие школьники разыгрывают сюжеты сказок, интересных рассказов, приключенческих книг.

Объективные воспитательные возможности творческой игры не вызывают сомнения. Игра касается всех сторон жизни личности - ее ума, чувств, отражений.

Самое главное, что в творческой игре есть лучшие возможности для перевода внешних требований во внутренние - требования самого ученика.

III. Описание игр, разнообразных по своей учебно-воспитательной цели

Игры, развивающие внимание

«Прислушайтесь»

Дети садятся в круг и внимательно прислушиваются к каждому звуку, доносящемуся из коридора, других комнат, улицы. Учитель смотрит на часы. В течение двух минут дети слушают и запоминают все звуки, чтобы потом передать их в четкой последовательности, ничего не пропуская. Кто расскажет подробнее всех - тот и выигрывает.

«Присмотритесь»

На столе лежит несколько предметов: карандаш, платок, марка, ножницы, ключ, несколько монет. Дети внимательно рассматривают, в каком порядке они лежат. Затем дети отворачиваются, а учитель меняет расположение предметов: что-то доставляет, а что-то забирает. Дети обращаются и определяют, что на столе изменилось.

«Тень»

Играют двое детей. Один - «тень» второго. Первый на месте или в движении различные движения. «Тень» следит за ним неотступно и повторяет все, что делает первый. Характер движений, их скорость - все это «тень» должна уловить и передать как можно точнее. По сигналу учителя «тень» в парах меняется.

«Кто внимательнее, у того и память лучше»

Все сидят. Один из учеников выходит на середину класса, делает какой-то несложный движение и возвращается на место. Выходит второй. Он повторяет движение первого, добавляет свое движение и садится. Третий повторяет движения обоих и добавляет своё. Так постепенно выходят все дети, повторяют все предыдущие движения и добавляют каждый свое. Кто ошибется, тот выходит из игры.

«Вспомните»

Предложите каждому из детей точно вспомнить, где он был и что делал, скажем, в прошлую пятницу в восемь часов вечера. А когда он читал в последний раз книгу, которое было последнее слово в ней? Когда в последний раз держал в руках цветок и какой это была цветок? Когда и какую песню слушал?

Игры, развивающие воображение

«Чудесные превращения»

Положите на стол линейку, предложите любому из детей взять ее и прогуляться с ней по комнате, будто с палочкой. А если бы это была не линейка, а винтовка, как тогда с ней обращаться? А если бы это была удочка? Малярная кисть? Сачок для бабочек? Ядовитая змея? Флейта? Скрипка? …

Посадите детей в круг и предложите им передавать линейку друг другу. Пусть каждый заранее придумает, что это за предмет, и продемонстрирует действия с ним.

Посреди комнаты стоит скамейка. Предложите детям действовать так, будто это мостик через реку, по которому надо догнать врага. А кто-нибудь пусть прыгнет с этого «мостика», как прыгают в реку, чтобы искупаться. А если бы это была лодка? Ледяная гора? Канат, по которому ходят цирковые артисты? Пусть дети не говорят заранее, что они задумали, а товарищи сами догадаются об этом с их действий.

«Вещи-невидимки»

Предложите детям игру в «невидимки». Кто-нибудь будет портным. Он должен взять в руки утюг и погладить только что сшитый костюм. Ни утюга, ни костюма на самом деле нет, но он должен действовать так, чтобы все могли догадаться, что вот он взял тряпку, поднял утюг, проверил, хорошо ли он нагрелся. Вот сейчас ставит на подставку, расправляет костюм, начинает гладить. Все дети должны внимательно следить за портным и замечать его ошибки.

Игры, развивающие речь

«Слова и фразы»

Предложите детям какое-нибудь слово, например, «шар». Каждый по очереди придумывает какую-нибудь фразу, в которой упоминалось бы это слово. Можно предложить два слова, причем они могут использоваться с различными оттенками, но обязательно по содержанию должны быть связаны между собой.

«Многие авторы»

Дети садятся в круг. Кто-то начинает рассказывать какую-нибудь историю и вдруг останавливается на самом интересном месте. Его сосед должен продолжить рассказ и так же неожиданно прервать его и т. Д. Можно заранее условиться, каким должно быть повествования - смешным или страшным, печальным или фантастическим, из школьной жизни и т.д.

«Море волнуется»

Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда, спинами друг к другу. Один ведет игру. Каждый из участников называет какое-нибудь слово (существительное или прилагательное).

Тот, кто ведет игру, запоминает все слова. Он ходит вокруг сидящих, и ведет рассказ, в который вставляет названные детьми слова. Те дети, чьи слова назвал ведущий, подымаются и идут за ним. Ведущий ведет «цепочку» вокруг стульев, продолжая рассказывать. Неожиданно он кричит: «Море волнуется», - и все должны быстро сесть на свои места, в том числе и ведущий. Оставшийся без места - становится ведущим.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед использованием игры хорошо обдумываю участие и роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством воспитания воли. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе подчиняться разнообразным требованиям.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. Она, как никакая другая деятельность, позволяет детям самостоятельно вступать в те или иные формы общения.

Игра ставит ученика в условия поиска, вызывает радость победы, а отсюда - желание быть быстрым, осмотрительным, собранным, изобретательным, уметь четко выполнять задания, честно и достойно соблюдать правила игры. Она помогает ребенку двигаться от близкого к понятному, от доступного - до более сложного и абстрактного. Опора на игру, игровую деятельность, игровые формы - это, по моему мнению, еще и важен путь привлечения детей к работе без перегрузки.

Процесс игры дает возможность многогранного раскрытия личности, ее способностей. Она очень сплачивает учеников. Возникает возможность увидеть себя глазами других учеников, подчинять свои действия интересам коллектива и поддерживать доброжелательное общение с одноклассниками. В игре развиваются и формируются моральные качества. Помогая друг другу, учитывая интересы других, дети учатся сдерживать свои желания. С чувством ответственности закаляется воля и характер, ибо игра требует поддержки, умение ориентироваться и находить правильное решение.

© 2010-2022