- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья на тему Диагностирование работы самоуправления. (Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления. Практика - из опыта своей работы)
Статья на тему Диагностирование работы самоуправления. (Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления. Практика - из опыта своей работы)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабрийева Э.М. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Константиновская школа»
Симферопольского района Республики Крым
Педагог-организатор,
Сабрийева Эсма Мусаевна, специалист
Доклад
Диагностирование работы самоуправления.
(Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления.
Практика - из опыта своей работы).
Возникновение системы внутришкольного самоуправления - явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического ученического сообществ по определению связей, их взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему ученического самоуправления -ее можно лишь «выращивать».
В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, межгрупповые отношения. Однако, диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции,- профессиональная обязанность педагогов. Модель становления и развития ученического самоуправления представляет собой последовательность ряда шагов, каждый из которых является логическим продолжением предшествующего и условием перехода к последующему.
1-й шаг. Диагностирование внутришкольного пространства отношений. Совершенствование модели самоуправления с учетом предложений членов школьного коллектива. Вокруг инициативной педагогической группы объединяются ребята готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме ученического самоуправления - главная задача начального этапа.
Необходимо определить функции органов школьного ученического самоуправления: планирование работы; контроль и руководство за работой классов, объединений, отдельных учащихся; организаторская (например, у нас в школе - это министерства КТД, то есть проведение различные мероприятия , министерство Милосердие проведение различных благотворительные акции, министерство Вожатые, то есть шефская работа в младших классах, а также министерство СМИ, которое информирует в стенгазете «Зеркало школы» о предстоящей или об итогах мероприятий); диагностическая (анализ, наблюдение, подведение итогов, сопоставление результатов); коммуникативная (налаживания связей с органами самоуправления других школ, организаций, сотрудничества с учреждениями социума).
Деятельность органов самоуправления строится на принципах:
- открытости и доступности - ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им. Все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению относятся;
- добровольности и творчества - первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
- равенства и сотрудничества - в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены - занимают равные положения. Первичные коллективы (классы, кружки, клубы.) строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
- непрерывности и перспективности - органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения.
На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и кончая общешкольным.
2-й шаг. Проектный. На этом этапе диагностической службой школы инициируются изменения в ее событийной жизни. Проявляются «прецеденты самоуправления» - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно самостоятельно и самоуправляемо.
Кроме этого, выбираются органы ученического самоуправления, совершенствуются разработанные документы и их экспертная оценка:
-
Устав детского объединения «Оптимист»
-
Девиз, гимн, эмблема детской организации «Оптимист»
-
Положение о школьном ученическом самоуправлении
-
Положение о выборах президента школы
-
Положение о Президенте школы
-
Положение Малого совета учащихся
-
Положение о Совете школы
-
Положение о избирательной комиссии
-
Положение о Старосте класса
3-й шаг. Становление ученического самоуправления как основного принципа событийной жизни школы .
Управленческая поддержка творческих усилий всех участников школьного самоуправления осуществляется через:
- Объединение творческих потенциалов учителей, учеников и родителей едиными интересами, замыслами и реализацией этих замыслов с помощью введения консультантов в Совет дела на уровне школы и на уровне класса.
- Стимулирование участников ученического самоуправления (грамотами, благодарностями):
-
общественно-оценочный стимул (публикации о лучших творческих командах в школьной стенгазете «Зеркало школы»);
-
моральный стимул (награждение грамотами, благодарственными письмами лучших участников коллективной творческой деятельности - учителей, учащихся, родителей;
-
материальный стимул (призы активным детям, родителям - участникам КТД, благодарности - учителям).
- Информационную «раскрутку» (выдвижение на уровень округа, района, наиболее талантливых педагогов, учащихся, родителей) посредством СМИ, участие в творческих и профессиональных конкурсах. Важной задачей мы считаем работу над созданием имиджа школы.
Эти задачи решаются через:
- Рекламные акции в школьной и районной печати, которые проводят собкоры школьной стенгазеты «Зеркало школы».
- постановки спектаклей в пришкольном лагере.
- Воспитательная деятельность коллектива школы по теме «КТД как смыслообразующий фактор воспитательной системы школы».
- Участие педагогического коллектива в окружных, районных методических семинарах, на которых педагоги демонстрируют свое педагогическое мастерство перед коллегами и родительской общественностью.
- Творческие отчеты (Совместное проведение в форме КТД отчетного концерта «Вот и стали мы на год взрослей»).
Таким образом, предполагаемые результаты:
-
Активная жизненная позиция учащихся школы, готовность и желание учащихся работать в коллективе, умение организовать коллектив сверстников на выполнение поставленных задач, умение брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности.
-
Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике.
-
Пакет разработок творческих и социальных проектов.
Важно отметить, что ученическое самоуправление не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.
3