• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Статья на тему Диагностирование работы самоуправления. (Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления. Практика - из опыта своей работы)

Статья на тему Диагностирование работы самоуправления. (Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления. Практика - из опыта своей работы)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Константиновская школа»

Симферопольского района Республики Крым

Педагог-организатор,

Сабрийева Эсма Мусаевна, специалист

Доклад

Диагностирование работы самоуправления.

(Теория - методика проведения диагностики работы самоуправления.

Практика - из опыта своей работы).

Возникновение системы внутришкольного самоуправления - явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического ученического сообществ по определению связей, их взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему ученического самоуправления -ее можно лишь «выращивать».

В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, межгрупповые отношения. Однако, диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции,- профессиональная обязанность педагогов. Модель становления и развития ученического самоуправления представляет собой последовательность ряда шагов, каждый из которых является логическим продолжением предшествующего и условием перехода к последующему.

1-й шаг. Диагностирование внутришкольного пространства отношений. Совершенствование модели самоуправления с учетом предложений членов школьного коллектива. Вокруг инициативной педагогической группы объединяются ребята готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме ученического самоуправления - главная задача начального этапа.

Необходимо определить функции органов школьного ученического самоуправления: планирование работы; контроль и руководство за работой классов, объединений, отдельных учащихся; организаторская (например, у нас в школе - это министерства КТД, то есть проведение различные мероприятия , министерство Милосердие проведение различных благотворительные акции, министерство Вожатые, то есть шефская работа в младших классах, а также министерство СМИ, которое информирует в стенгазете «Зеркало школы» о предстоящей или об итогах мероприятий); диагностическая (анализ, наблюдение, подведение итогов, сопоставление результатов); коммуникативная (налаживания связей с органами самоуправления других школ, организаций, сотрудничества с учреждениями социума).

Деятельность органов самоуправления строится на принципах:

- открытости и доступности - ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им. Все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению относятся;

- добровольности и творчества - первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;

- равенства и сотрудничества - в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены - занимают равные положения. Первичные коллективы (классы, кружки, клубы.) строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;

- непрерывности и перспективности - органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и кончая общешкольным.

2-й шаг. Проектный. На этом этапе диагностической службой школы инициируются изменения в ее событийной жизни. Проявляются «прецеденты самоуправления» - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно самостоятельно и самоуправляемо.

Кроме этого, выбираются органы ученического самоуправления, совершенствуются разработанные документы и их экспертная оценка:

  • Устав детского объединения «Оптимист»

  • Девиз, гимн, эмблема детской организации «Оптимист»

  • Положение о школьном ученическом самоуправлении

  • Положение о выборах президента школы

  • Положение о Президенте школы

  • Положение Малого совета учащихся

  • Положение о Совете школы

  • Положение о избирательной комиссии

  • Положение о Старосте класса

3-й шаг. Становление ученического самоуправления как основного принципа событийной жизни школы .

Управленческая поддержка творческих усилий всех участников школьного самоуправления осуществляется через:

- Объединение творческих потенциалов учителей, учеников и родителей едиными интересами, замыслами и реализацией этих замыслов с помощью введения консультантов в Совет дела на уровне школы и на уровне класса.

- Стимулирование участников ученического самоуправления (грамотами, благодарностями):

  • общественно-оценочный стимул (публикации о лучших творческих командах в школьной стенгазете «Зеркало школы»);

  • моральный стимул (награждение грамотами, благодарственными письмами лучших участников коллективной творческой деятельности - учителей, учащихся, родителей;

  • материальный стимул (призы активным детям, родителям - участникам КТД, благодарности - учителям).

- Информационную «раскрутку» (выдвижение на уровень округа, района, наиболее талантливых педагогов, учащихся, родителей) посредством СМИ, участие в творческих и профессиональных конкурсах. Важной задачей мы считаем работу над созданием имиджа школы.

Эти задачи решаются через:

- Рекламные акции в школьной и районной печати, которые проводят собкоры школьной стенгазеты «Зеркало школы».

- постановки спектаклей в пришкольном лагере.

- Воспитательная деятельность коллектива школы по теме «КТД как смыслообразующий фактор воспитательной системы школы».

- Участие педагогического коллектива в окружных, районных методических семинарах, на которых педагоги демонстрируют свое педагогическое мастерство перед коллегами и родительской общественностью.

- Творческие отчеты (Совместное проведение в форме КТД отчетного концерта «Вот и стали мы на год взрослей»).

Таким образом, предполагаемые результаты:

  1. Активная жизненная позиция учащихся школы, готовность и желание учащихся работать в коллективе, умение организовать коллектив сверстников на выполнение поставленных задач, умение брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности.

  2. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике.

  3. Пакет разработок творческих и социальных проектов.

Важно отметить, что ученическое самоуправление не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

3


© 2010-2022