Конспект библиотечного урока Твой верный друг словарь (7 - 8 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская школа № 9»


Библиотечный урок

Конспект библиотечного урока Твой верный друг словарь (7 - 8 класс)

(разработка библиотечного урока для 7-8 классов)



Конспект библиотечного урока Твой верный друг словарь (7 - 8 класс)

Библиотекарь

Глушко Р.В.

2016 год

Библиотечный урок «Твой верный друг словарь»

Для 7-8 классов (с использованием интерактивных методов).

Цель: Познакомить со словарями , как одним из видов справочной литературы, развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.

Оборудование: Выставка словарей: толковый, орфографический , словарь иностранных слов, русско-украинский и украинско - русский словарь,

этимологический , фразеологический,

Эпиграф: «Не бойтесь заглядывать в словарь,

Это пышный сад , а не унылая пропасть»

Ход урока

1. Библиотекарь. .

Ребята! Я всем вам желаю хорошего творческого настроя на все 45минут будьте активными , внимательными, доброжелательными, терпимыми к высказываниям своих одноклассников.

2. Участники урока делятся на группы.

Группам предлагается выбрать руководителей. Руководители групп вытягивают карточки с названием групп :

• «Эрудиты».

• «Читатели».

• «Книголюбы».

На столы устанавливаются таблички с названием групп.

3. Учащиеся обсуждают правила работы в группах.

Участники высказываются, библиотекарь обобщает правила в стихотворной форме.

ПРАВИЛА

• Правило активности.

Всякий должен быть активным

Группа станет очень сильной.

• Правило корректности.

Не оценивать суждений.

Говорить о том, что нас

Здесь волнует и сейчас.

• Правило конструктивности.

Ситуация проста:

Должен каждый говорить

И проблему обсудить.

Библиотекарь обращает внимание детей на плакат, который висит на доске:

«Трава, куст, дерево», на книжки на столах.

- Ребята! Если ваши ожидания от урока сбудутся, то книжки на плакате поместите на дерево, если частично сбудутся - на куст, если совсем не сбудутся - на траву.

4. Мотивация урока.

- Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, общаясь с друзьями, вы , наверняка, встречали целые выражения, или отдельные слова, которые вам не понятны. И, конечно же, возникает потребность понять их значение.

К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь? (к словарям).

- А когда в диктанте сделали ошибку, и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (к словарям).

- Многие ученики разговаривают на русском языке, а во время написания работ на украинском языке возникают трудности. К какой книге обращаетесь за помощью?(к словарям).

Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарю. Это необходимая книга, верный помощник в учебе.

5. Объявляется тема урока.

Сегодня вы познакомитесь с разными словарями , будете учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.

6. «Микрофон» (интерактивный метод)

А теперь участники групп с помощью микрофона дают ответы на поставленные мною вопросы, все что связано с работой библиотеки. Отвечает только тот , у кого в руках микрофон.

Вопросы:

• В школе ты ученик, а в библиотеке? (читатель).

• Как называют учеников, которые вовремя не сдали книгу в библиотеку (должники).

• На чем в библиотеке расположены книги? (на стеллажах)

• Сколько дней можно читать книгу? (15 дней).

• Для чего в библиотеке книжные выставки? (для раскрытия фонда)

• А какую роль в библиотеке выполняют словари? (справочную).

7. Внимание учеников обращается на доску. На доске написано слово:

С - справочник

Л - книга

О - помощник

В - переводчик - предполагаемые

А - толкователь ассоциации

Р - алфавит

Ь - поиск и т.д.

Какие ассоциации возникают у вас с произношением этого слова?

Учащиеся высказываются, их ассоциации записываются на доске напротив слова «словарь».

8. «Мозговой штурм» (интерактивный метод).

Вопрос: Ребята! А какие вы знаете словари? (перечисляют)

Работа библиотекаря с выставкой:

• Толковый словарь - коротко и доступно

раскрывает лексическое значение слов.

• Словарь иностранных слов - расположены слова заимствованные из разных языков.

• Фразеологический - дает объяснение некоторым устойчивым выражениям, которые свойственны данному языку.

• Этимологический - словарь, который объясняет происхождение слов.

Словарь-собрание слов, с толкованием, пояснением и переводом на другой язык и с другого языка.

Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

Как вы думаете почему? (для удобства поиска).

А теперь предлагаю выполнить задание с помощью представленных словарей.

1 задание - «Когда рак на горе свистнет» - объяснить смысл (фразеологический словарь).

2 задание - «Книга» - объяснить происхождение слова (этимологический слов

3 задание - «Библиоман» - объяснить значение слова (толковый словарь).

9. Презентация словаря.

Руководители групп выбирают на выставке словари , с которыми на уроке еще не работали. Каждая группа работает с одним словарем .Учащиеся должны представить максимум информации о выбранной книге.

10. Продолжить фразу.

Каждая группа получает карточку с пословицей, окончание которой должны завершить учащиеся.

• Не стыдно не знать, а стыдно… (не хотеть знать).

• Всякое полузнанье хуже всякого… (незнанья).

• Иная книга обогащает, а иная с пути … (совращает).

11. Игра «Шифровальщики».

Библиотекарь предлагает руководителям команд выбрать по одной карточке . На каждой из них записана фраза, буквы в которой расположены в беспорядке. Необходимо правильно составить фразу.

Группа «Книголюбы» - «Анигк-икаявел щьве,капо векчело етуме юе тьвасяпольоз»-

«Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

Группа «Эрудиты»- «Кителиобиб -отэ цынивищкросо ехвс сттвгабо вечечелоского

ухад»-«Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого -духа».

Группа «Читатели»- «Чшелу татьчи огонемн,он тельнооснова»- «Лучше читать немного, но основательно».

.

Молодцы , ребята! Вы все хорошо поработали. Скажите друг другу комплименты. А теперь предлагаю приклеить ваши книжечки на плакат «Трава, куст, дерево» туда, куда вы считаете нужным.

12. Закончить урок словами:

«Не бойтесь заглядывать в словарь , это пышный сад, а не унылая пропасть».


© 2010-2022