Классный час на тему: «Поговорим о разуме и совести…»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Поговорим о разуме и совести…»

Цель: обучающиеся осмыслят понятия «разум и совесть», как составляющие нравственности применительно к себе и окружающим.

  • ознакомление обучающихся с понятием «нравственность, как сочетание сердца и разума», знакомство с моделью «нравственного человека» выдающимися людьми;

  • коррекция устной связной речи через построения самостоятельного высказывания; способствование формированию нравственных

качеств личности, духовному и нравственному росту; развитие творческих способностей.

  • воспитание нравственных качеств: доброты, умения сопереживать, оценивание своих поступкиов в соответствии с нормами и правилами нравственного общества.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к классному часу, видеоролик « Притча», презентации - домашнее задание для подгрупп, цветная фасоль для голосования, бумага и ручки для работы в группах.

Ход классного часа

I. Мотивация деятельности

У вас сейчас чудесная, беззаботная пора - школьные годы. Все это время мы учимся дружить, мечтать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Но совсем скоро перед вами откроется новая жизнь. Что для вас является важным сейчас, какие ценности вы выбираете для себя в первую очередь? В этом мы попробуем разобраться на нашем занятии. Итак, мы сегодня постараемся построить модель нравственного человека.

II. Актуализация знаний

1. Обсуждение притчи.

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой»

- Прав ли был мудрец? Нужны ли людям законы?

Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». (Слайд 1)

II. Объявление темы, целей мероприятия (Слайд 2)

III. Работа по предложенной теме

I Метод «Микрофон» (слайд 3)

Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом. Как вы понимаете высказывание?

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.

Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?

Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность. (слайд 4)

Высказывания учащихся:

- Нравственность - наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

- Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом.

- Мораль и нравственность - понятия-синонимы

- Система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим…

- Как называется наука о нравственности? (Этика)

II Работа в группах

- Упражнение « Борьба нравственных и безнравственных сил»; (слайд 5)

Разделите лист пополам, заполните их нравственными и безнравственными категориями и поступками.

Нравственно Безнравственно

(Добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость, зависть и корысть, воля и характер, самовоспитание, совесть и подлость, ложь и правда, долг - безответственность, патриотизм - предательство, помогать товарищу - бросить друга в беде, считаться с мнением других - жить в свое удовольствие)

III Ролевая игра «На необитаемом острове»; (Слайд 6)

Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающих решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.

На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить жизнь в обществе. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?

IV Представление моделей нравственного человека

(домашнее задание).

V В заключение делаются выводы:

1. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

2. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

3. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

VI Проводится голосование по итогам классного часа

(Слайд 7)

На голосование вынесены два утверждения:

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании -

понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

VII Рефлексия

- Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

Очень надеюсь, что вы сделали правильные выводы для себя из сегодняшнего занятия и будете помнить о них, при принятии каких-либо решений.

© 2010-2022