Материал к педагогическому совету Задира в классе (из опыта работы)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДИРА В КЛАССЕ: ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ?

  • Что такое школьное задирство?

Школьное задирство можно описать как ситуацию, при которой один или более учеников (задир) выбирают кого-то из детей (жертву) и пытаются разными способами обидеть этого ребенка. Через Некоторое время задира может повторить свое поведение относительно нее. Он доминирует над своей жертвой потому, что он сильнее. Этот ребенок может быть физически сильнее или умнее, иметь больше друзей или выше социальное положение. Задирство может причинить ребенку физического вреда, вызывать эмоциональное потрясение, социальное смущение и вызвать чувство унижения.


  • При каких условиях возникает задирство?

В каждой такой ситуации существуют три компоненты. Во-первых, должен быть сам задира - лицо, которое ищет повод поиздеваться над другим.

Далее необходимый участник - потенциальная жертва - ученик, слабее в каком-то одном или нескольких отношениях.

В конце концов, нужно еще и место, где есть условия для этого явления, где надзор взрослых ограничен. В школе это может произойти в коридоре, гардеробной, на игровой площадке.

Случайные свидетели (школьники) является четвертым компо-нентом ситуации задирства (хотя это не обязательно). Свидетели могут играть решающую роль: они либо становятся на сторону обидчика, или защищают жертву.


  • Насколько серьезной является проблема задирства в школах?

Это явление существует в любой школе. Задирство обычно скрытое от взрослых. Оба участника - и задира, и жертва - неохотно признают, что подобное вообще существует. Характер инцидентов также варьируется от одной школы к другой. Однако исследования ученых по этому вопросу свидетельствуют, что около 7 % учащихся могут быть агрессорами и примерно 10-20 % могут быть постоянными жертвами такого поведения.


  • Какие виды задирства существуют?

Задирство может быть прямым и косвенным. Когда оно прямое, обидчик совершает агрессию один на один. Примером может быть ситуация, когда жертве надокучують словам или угрожают, беспокоят физически (например, бьют кулаком или ногой, толкают) или социально унижают (например, насмехаются, не позволяют сесть рядом и тому подобное).

В случае косвенного задирства обидчик высмеивает социальное положение ребенка или разрушает репутацию за ее отсутствия. Также ребенок вступает в косвенное задирство, когда распространяет плохие сплетни или пишет оскорбительные надписи об однокласснике на партах, настраивают сверстников против этого ребенка. Жертвы такого поведения находятся в невыгодном положении, потому что иногда могут даже и не догадываться, кто был инициатором.


  • Есть ли разница в задирстві между девушками и парнями или детьми разного возраста?

Исследования этого вопроса показали, что изменение от прямой к косвенной агрессии происходит вместе с переходом из младшей средней и старшей школ. Работники школы нередко не подозревают, что девушки довольно часто принимают участие в задирстві через стереотип (потому что девушек считают менее склонными к агрессии) и за то, что девушки скорее всего будут задираться косвенным способом, что трудно обнаружить взрослым.


  • Почему некоторые дети задираются? Что они с этого получают?

Есть несколько причин того, почему ребенок начинает задираться. Например, обидчику нравится видеть страдания слабой ребенка, его статус как бы повышается от такого поведения, он желает получить деньги или какую-то вещь, которую можно забрать или требовать у жертвы.

Задиры в основном не испытывают сочувствия к жертве, им ближе чувство справедливости, когда они наносят вред ребенку, которая как бы «заслужила» такое отношение.

Общей ошибкой относительно задир есть мнение, что таким поведением они скрывают собственное чувство неполноценности и низкого самоуважения. На самом деле их уровень самоуважения ниже, чем у среднестатистического «миролюбивого» ребенка.


  • Какие качества имеет ребенок, страдает от агрессии со стороны других детей?

Единого описания потенциальных жертв агрессии нет. Но одним из признаков считается отсутствие у ребенка друзей. Социально изолированные дети - самая легкая мишень для задир, потому что в них нет дружеской поддержки, чтобы дать отпор плохому обращению.

Еще одним из факторов, привлекающих внимание обидчиков, является возраст. Старшие дети обычно обижают младших. В связи с этим также выделяют две группы жертв такого поведения: пассивные жертвы и жертвы-провокаторы.

Пассивные могут быть физически слабее большинства одноклассников, они избегают применения силы и грубых развлечений, могут выглядеть более обеспокоенными, чем их сверстники. При отсутствии друзей эти дети становятся легкой мишенью.

Жертвы-провокаторы могут быть одновременно и обеспокоенными, и агрессивными. Они имеют плохие навыки общения и таким образом могут раздражать или отчуждать от себя одноклассников. Задиры также любят дразнить таких детей и издеваться над ними, пока те не обнаружат вспышки гнева, а потом наблюдать, как учитель делает замечание или наказывает их за срыв урока.


  • Как задирство сказывается на жертвах?

Жертвы такого поведения могут иметь трудности в обучении. Это происходит потому, что они больше озабочены предотвращением нападений со стороны задиры, чем самим уроком или выполнением заданий. Такие дети даже могут прибегнуть к стратегии прятания от обидчика (например, притвориться, что заболел, и пропустить урок физкультуры) или через страх они вообще не будут ходить в школу. Задирство может в значительной мере отразиться на жертвах. В дальнейшей жизни они часто социально изолированы и редко имеют друзей.

К сожалению, такие дети потом сталкиваются с все большим отчуждением со стороны сверстников, которые считают жертву виновной в том, что она позволяет так с собой обращаться.

Со временем жертвы и сами приходят к выводу, что это их вина. Лица, постоянно подвергались травле в детстве, потом имеют низкий уровень самоуважения во взрослой жизни.


  • Какую роль играют свидетели?

Под понятием «свидетель» имеют в виду тех детей, что стали свидетелями задирства и сначала занимают нейтральную позицию. Но во многих случаях свидетели, вероятно, начнут поддерживать задиру, чем заступаться и помогать жертве.

Более того, в ситуации, когда группа детей издевается жертвы, свидетели могут присоединиться путем насмешки, дражніння или социального изгнания. Это часто удивляет учителей, когда они видят обычно дружелюбных детей, которые в компании підбурють задиру или начинают вести себя так же, как задира.Одно из объяснений - в группе каждый меньше осознает свои действия как индивид.

Другим возможным объяснением является то, что свидетели чувствуют такое отношение справедливым и ребенок каким-то образом «заслуживает»его.

  • Школу считают заведением с хорошим уходом за детьми. Как это можно развивать?

За то что задирство является скрытым явлением, взрослые не всегда его замечают. Другая причина того, почему взрослые могут и не догадываться о его существовании - это неправильное толкование агрессивного задирства: обычно его рассматривают как невинные бурные детские развлечения и поэтому не вмешиваются.

Во время беседы с взрослыми жертвы часто по-перечують задирство. Они начинают обманывать, потому что, во-первых, обидчик также присутствовал на беседе, а, во-вторых, они не верят, что взрослые будут в состоянии за них вступиться и остановить такое поведение.

Распространению задирства способствует и то, что в спортзале, столовой, на площадке за детьми приглядывает слишком мало взрослых или они не знают, как правильно вмешаться каждый раз, когда они видят подозрительное поведение детей.


  • Что должна сделать школа, чтобы остановить задирство?

Школьная община должна приложить все усилия для борьбы с детской агрессией. Это означает, что учителя, администрация и ученики должны объединиться, чтобы сначала выявить масштаб проблемы, а затем выработать программу совместных действий для того, чтобы предотвратить детской агрессии.

Предлагаем некоторые принципы, от применения которых каждая школа почувствует пользу.

1. Проведите детальный опрос учащихся, чтобы выявить проблему детской агрессии и понять ее масштаб.

2. Используйте сложные методы сбора информации.

3. Проанализируйте результаты опросов администрации школы и анонимные опросы учащихся, проведите ученические и родительские тематические собрания. Кроме того, проанализируйте дисциплинарные меры, которые проводились ранее. Обратите внимание на то, участились эти случаи. Попросите своих коллег понаблюдать за детьми и записывать случаи агрессивного поведения в местах, которые реже посещаются взрослыми (столовая, игровая площадка и тому подобное).

4. Объедините всю информацию, чтобы выявить существенные случаи задирства (например, где и когда чаще всего случается, ученики принимают в этом участие, кто чаще всего становится жертвой).

5. Добейтесь единодушия со своими коллегами относительно того, как вы оцениваете ситуацию с задирством в вашей школе и какие меры следует предпринять. Уровень задирства в школах существенно снизится, когда все работники вовремя будут распознавать признаки грубого обращения и вмешиваться каждый раз, когда видят опасную, некчемное или вредное поведение.

6. Составьте последовательный список наказаний, которые учителям разрешено применять к задирам. В нем должны содержаться меньшие по тяжести последствия для незначительных проявлений (например, небольшое дражніння) и более строгие для опасных или постоянных проявлений (в течение нескольких недель спрашивать у жертвы о случаи задирства).

7. Приучите учителей пользоваться списком наказаний для гарантии справедливости и логичности наказания.

8. Поддерживайте связь с родителями ребенка, которого поймали на задирстве. На родительских собраниях учителя должны заручиться поддержкой относительно совместных действий по прекращению непорядочного поведения. Если отец или мать отрицает существование такой проблемы и отказывается сотрудничать, школьное руководство должно объяснить, что оно все равно будет внимательно следить за поведением 'их ребенка и предпримет дис-дисциплинарных мер, если в будущем такие инциденты снова случатся.

9. Следите за эффективностью мероприятий по предотвращению задирству: уменьшилось количество случаев, улучшилось эмоциональное среду в школе. Можно использовать те же методы, которыми эта проблема отслеживалась в школе на начальной стадии (тематические собрания, опросы, прямое наблюдение, слежение за дисциплинарными выговорами).

10. Время от времени докладывайте о результатах работникам школы, родителям, ученикам - это создаст мотивацию во всей школьной общине, что поможет предотвратить задирству в школе.

© 2010-2022