Крым многонациональный. Методическая разработка внеклассного мероприятия

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна

(филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»






Методическая разработка воспитательного мероприятия


Тема:

«Крым: соцветие национальных культур»






Разработал: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Вислоухова

Валентина Александровна,

преподаватель высшей категории,

заслуженный работник РК

Издревле Крым был полиэтнической территорией. С конца XVIII - начала XIX века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной жизни.

Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. В разные исторические эпохи рождались новые этнические общности, видоизменялись существующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие этнических общностей, на протяжении многих веков составлявших население полуострова. Тем не менее, каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.

Своеобразие национального состава населения Крыма состояло в том, что полиэтничность сочеталась с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знали русский язык, сохраняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно было обойтись без понятного и приемлемого для всех средства общения, каким,- естественно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совместное участие в хозяйственной деятельности.

Культура народов - уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ - не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов.

Известно, что «чистых» народов или рас вообще не бывает. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими.

Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особенностях культуры, языка, топонимики.

Обычаи народов - одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.

Обычаем называется всякий установленный, традиционный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения. Термин обычай близок к понятию обряд (ритуал), и во многих случаях эти два понятия даже равнозначны. Но понятие обряд уже, чем понятие обычай. Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Например, свадебные или похоронные, святочные или масленичные обычаи представляют собой установленные обряды. Но есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай отращивать бороду определенной формы, мыть руки перед едой, обычай соседской взаимопомощи и т. д.

Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-то систему классификации трудно. И все же среди них можно выделить преобладающие типы.

Такими, например, считаются семейные и календарные обычаи. Первые бывают приурочены к определенным важным событиям в семейной жизни. Это свадебные, родильные, погребальные обычаи. Второй тип охватывает обычаи, приуроченные к определенным моментам годовой смены сезонов.

Календарные обычаи и обряды, издавна сложившиеся, сопровождают важные и заметные отрезки в постоянной череде сезонов. Существуют обряды зимние, весенние, летние, осенние.

Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни.

Обряды и праздники в большинстве своем носят народный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее и зачастую не изменил сущности обрядов

Что же такое праздники и обряды? Вот как определяет понятие «праздник» В. Даль: «Праздник или праздничный день - день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный - будень; день, празднуемый по уставу церкви или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица. Праздничать, праздновать - гулять, отдыхать и ничего не делать; гулять, пировать, бражничать».

Обряд - это ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

А как отмечали многочисленные старые праздники наши предки, какими обрядами их сопровождали? В прошлом каждый день календаря был «расписан», посвящен какому-то празднику. Наши предки знали, чем один праздник отличается от другого, знали, как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посещение культовых учреждений, где по каждому случаю своя служба. Вне религии тоже существовали многочисленные обряды, отличающие один праздник от другого.

В жизни сельского жителя большое значение имела погода. Поэтому с временами года связаны и обряды. Они были приурочены к весеннему севу, выгону скота, рыбной ловле, охоте, строительству новых жилищ, рытью колодцев. Были семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой и смертью. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и ее календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными.

Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответственно развитию общества.

Люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым. Культура и прогресс развиваются далее только потому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушедших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения.

Будь прост, как ветер, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живут в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

М. Волошин

Человек, не интересующийся историей своего народа, никогда не поймет и не проникнется уважением к истории другого народа.

В настоящее время в Крыму действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.

КРЫМСКИЕ АРМЯНЕ

Журчит, журчит по взгорью чуть видный ручеек,

Течет, течет и вскоре вливается в поток.

Поток, с камнями споря,

Бежит к реке, широк.

Река стремится к морю,

И путь ее далек.

Кто помнит тот на взгорье Далекий ручеек?

Но горе, если море

Забудет свой исток.

А. Сагинян

Волею исторических судеб армяне часто покидали свою Родину и основывали колонии в разных странах, продолжая свои древние традиции на новом месте, стараясь возродить все то, что окружало их на Родине.

Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами свой неповторимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле бесконечные нашествия, кровавую резню 1475 г. и две депортации (в 1778 и 1944 гг.).

Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I в. до н. э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII в.) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции населения из собственной страны. Новый наплыв переселенцев приходится на XI в., что было связано с нашествиями на Армению сельджуков и с падением Анийского царства.

Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV вв., что было связано с монгольскими нашествиями на Армению. С начала XIV в. армянские поселенцы развертывают в Крыму активную деятельность (возводят постройки, занимаются ремеслами, сельским хозяйством, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории).

Армянские купцы принимали активное участие в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они играли значительную роль в торговле самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на Север и Восток. Большую роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Каффы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный историк, академик Вардгес Микаелян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV в. две трети населения Кафы составляли армяне, около 45 тыс. человек. В некоторых генуэзских источниках первой половины XV в. юго-восточное побережье Крыма именовалось «Приморской Арменией».

В живописных уголках юго-восточной окраины полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений: церкви, монастыри, основания крепостных стен, мосты, фонтаны. Большинство их относится к XIV-XV вв., когда армянская колония Крыма переживала пору своего наивысшего расцвета. Основная часть сохранившихся около 300 армянских рукописей, написанных в Крыму, тоже создана в этот период. Большинство их украшено изумительными миниатюрами и ныне хранится в ереванском Матенадаране (Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца). Вспоминая о времени расцвета колонии в XIV-- XV вв., армянский летописец XVII в. писал: «В то время усилились мы и умножились и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами* возвели крепостные стены в городе Феодосия»**. Как сообщают армянские источники, лишь в Кафе когда-то было 45 армянских церквей. Еще в XVII в. там были 32 армянские церкви, в конце XIX в. их оставалось 17, в настоящее время всего лишь семь. Следуя средневековым источникам, а также записям путешественников, в Феодосии армяне имели два отдельных квартала: древ­ний, на территории генуэзской цитадели, и второй, новый, основанный в XIV в. Последний представляет собою участок нынешнего «Карантина», который в русской официальной документации конца XVIII в. именуется «армянской слободою». Именно на территории этого участка находятся четы­ре из вышеназванных семи церквей, в том числе и венец армянского зодчества Крыма храм Иоана Крестителя или Предтечи.

Армянские постройки сохранились и в других городах. Исследования последних лет показывают, что уже в начале XIV в. в Сурхате существовал армянский квартал «Верхний», в котором находилось более шести армянских церквей. Из них сохранилась только одна полуразрушенная часовня с притвором. Сурхатские армяне были в добрососедских отношениях с местными хозяевами, татарами. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что армянский квартал со своими духовными сооружениями располагался рядом с татарским участком города. Армянские церкви стояли рядом с татарскими мечетями. И в тех и в других велось богослужение по соответствующим обрядам, и проводились занятия на родном языке. В Бахчисарае армянский квартал располагался близ ханского дворца. Две церкви, находящиеся в этом квартале, следуя источникам XVII в., тоже вели активную деятельность.

Остатки армянских памятников сохранились и в далеких от городов местностях. В трех километрах от Старого Крыма (Сурхата), в лесу, до сих пор стоит великолепный монастырь Сурб Хач (святого Креста), престол армяноапостольской церкви в Крыму. В нем восседали местные армянские духовные предводители, правящие делами колонии. Кстати, с названием монастыря Сурб Хач некоторые авторы связывают название города Сурхат. На барабане купола монастырской церкви Сурб Ншан (Святого Знамения) сохранилась строительная надпись 1358 г. Эта святыня почиталась не только армянами Крыма и соседних регионов, но и представителями других национальностей.

Народ, толпами, как стар, так и млад,

К тебе с добром идет на поклон,

Душой и телом восторгается и рад,

Надежда наша, престол Сурб Ншан.

Мил и желанен народам всем.,

И даже другие к твоим идут ногам:

Мирза, Господин и Султан, и Хан

С восхищением глядят на тебя, Сурб Ншан.

(Акоб Кафаеци, 1694 год).

Заглянем в армянскую кухню

Традиционность и преемственность армянской кулинарии - проявляются весьма многообразно - в использовании старинной кухонной техники, и в технологии приготовления блюд, и в составе пищевого сырья, и в сохранении вкусовой гаммы, и в типе излюбленных блюд.

Названия многих блюд армянской кухни связаны не с составом продуктов, как это принято у европейских народов, а с названием посуды, в которой их приготовляют. Таковы, например, путук, кчуч, тапак - все это виды глиняной посуды и одновременно названия супов и вторых блюд.

В армянской кухне для крупяных блюд и супов употребляют предварительно особо обработанные пшеничные крупы: дзавар - крупу из слегка отваренного, а затем высушенного зерна, освобож­денного после этого от шелухи, либо коркот - крупу из чуть подмоченного зерна, затем ошелушенного и высушенного.

Немалую роль в питании армян играют овощи и фрукты. Как и всюду в Закавказье, их употребляют сырыми, сушеными, квашеными и маринованными; помимо этого, они служат обязательными компонентами при приготовлении супов и вторых блюд.

При этом не только овощи, но и фрукты (айва, алыча, лимон, гранат, изюм, курага) широко используются в процессе приготовления мяса и рыбы, что придает им (особенно рыбным блюдам) своеобразный вкус.

В мясные армянские супы наряду с картофелем и луком часто идут яблоки, айва, курага, грецкие орехи; в рыбные - кизил; в грибные - алыча, чернослив, изюм.

Овощной рацион дополняется, кроме того, дикорастущими травами - их около трехсот - и пряностями, из которых излюбленными являются черный перец, кинза, мята, эстрагон, базилик, чебрец и, конечно же, чеснок и лук, а для кондитерских изделий

- корица, кардамон, гвоздика, отчасти шафран и ваниль.

Эта гамма пряностей несколько отличается от грузинской и азербайджанской, и не столько по составу, сколько по соотношению применяемых компонентов. Лук, например, применяется постоянно и в значительных количествах, в то время как чеснок

- умереннее, причем больше и чаще в маринованном, а не в свежем виде.

Подавляющее большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идет в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия.

Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является кунжутное масло, заменяемое также оливковым, а в последнее время - подсолнечным.

Хаш

1,5 кг говяжьих ног, 500 г рубцов, 2-3 головки-чеснока, 1 редька, зелень петрушки, базилика, эстрагона, соль.

Говяжьи ноги опалить, поскоблить, тщательно промыть, разрубить на части и замочить на сутки в холодной проточной воде или просто залить холодной водой и менять ее через каждые 2-3 часа. Затем ноги еще раз промыть, положить в неширокую кастрюлю и залить водой так, чтобы ее уровень был на 15-20 см выше уровня продукта. Варить хаш без соли, не допуская бурного кипения. Периоди­чески снимать пену и жир.

Рубцы очистить, промыть, залить холодной водой и варить до исчезновения

запаха. Отвар вылить, рубцы промыть, нарезать и добавить к варя­щимся ногам. Хаш готов, когда мясо будет легко отделяться от костей. Влить в него снятый жир и подать очень горячим.

Отдельно подать соль, измельченный чеснок, разведенный бульоном, редьку, пряную зелень и хлеб (лаваш).

Бозбаш зимний

500 г баранины, 3/4 стакана гороха, 4 картофелины, 2 луковицы, 1 ст. л. томата-пасты, 2 ст. л. топленого масла, 3 ст. л. сушеной кураги, 0,5 ч. л. красного перца, зелень (сушеная), соль.

Из бараньей грудинки сварить бульон. В отдельной посуде в небольшом количестве воды отварить горох. В кастрюлю с горохом переложить вынутую из бульона и промытую кипятком баранину, влить процеженный бульон, добавить лук, обжаренный с томатом-пастой, картофель, сушеную курагу, перец, соль.

Кололик

500 г баранины, 0,5-0,.75 стакана риса, 2 яйца, 50 г сливочного масла, 2 ст. л. зелени петруш-ки,2-3ст.л. зелени эстрагона, 2 луковицы, перец, соль.

Сварить костный бульон, процедить. Мякоть (заднюю часть) дважды пропустить через мясорубку, добавить сырые яйца, мелко нарезанный репчатый лук, нарубленную зелень петрушки, соль, перец, все хорошо перемешать и сформировать небольшие шарики.

В кипящий бульон положить обжаренный нашинкованный лук, перебранный и промытый, рис, подготовленные фрикадельки, зелень эстрагона и варить до готовности риса. В конце добавить соль и перец.


КРЫМСКИЕ БОЛГАРЫ

Земля моя с ладонь... Но для меня

Ты хороша, и больше мне не нужно. Горжусь тобой, твоею кровью южной

И тем, что горы наши из кремня.

Порою выли волки и шакалы

В твоих лесах, в ущелье этих гор.

Ты с теми, кто с тобой всегда был добр,

Была добра, но злых ты покарала.

Земля моя с ладонь, невелика...

Но все ж в ладони этой в дни лихие Сломалась чаша с ядом Византии, Согнулась сталь турецкого клинка...

Цвети земля! Болгарин пролил пот,

И вот уж чернозем твой набухает

И ветер песню новую поет.

Земля моя с ладонь... Но мне она

Могла бы заменить все мирозданье.

Я меряю ее не расстояньем,

А той любовью, что пьяней вина.

Г.Джагаров

Крымское общество болгар

Общество официально зарегистрировано 21 февраля 1995 г., но создано оно намного раньше и его начало уходит корнями в г. Белогорск. Сегодня республиканское общество имеет 22 общины в городах и районах Крыма.

Приоритетными направлениями деятельности стали:

Объединение болгар для активного участия в демократических процессах в Украине и АР Крым.

Содействие добровольному возвращению болгар в Крым, полной реабилитации на основе украинского законодательства.

Выработка согласованной позиции национальных обществ и общин по важнейшим вопросам, затрагивающим интересы народов Крыма.

Обеспечение национального и духовного возрождения болгар, сохранение и развитие языка, самобытной культуры, традиций и обычаев.

Установление, поддержка и укрепление культурных, научных, межнациональных связей с болгарами, усиление межнациональных связей с другими народами Крыма и Украины.

Восстановление этнической справедливости и правды о незаконной депортации болгар из Крыма.

В культурно-образовательном центре «Извор» идет активная поисковая и творческая работа по возрождению национальной культуры. В праздниках возрождаются традиции и обряды, собран богатый музыкальный фольклор не только болгар, но и всех народов Крыма. Культура болгар не только не затерялась в богатой полиэтнической карте Крыма, но и во многом обогатила ее. Общество сотрудничает с Министерством культуры, Министерством образования, с общественными организациями и национальными общинами, принимая активное участие в проводимых мероприятиях на всех уровнях.

Болгары как этнос

Болгары - этнос, входивший в число южных славян ин­доевропейской семьи. Свое имя получили от древнего тюркоязычного народа.

Присоединение Крыма к России положило начало активному переселению на полуостров выходцев из стран Европы, в том числе и болгар.

Будучи малочисленными, по отношению к местному населению, болгары без какого-либо умысла, скорее по какой-то внутренней интуиции сохраняли свои национальные особенности, оставаясь теми, какими были сами и их предки: спокон веков. В их жизни было все свое, самобытное: уклад жизни, обычаи, традиции, песни.

Одевались мужчины и женщины совершенно иначе, чем местное население, и говорили на своем родном языке. В праздники женщины появлялись в народных национальных одежках, украшали головы традиционными уборами.

Болгары жили с местным населением дружно, хотя замкнутость их жизни отмечалась во многом. Народ, попавший в благоприятные условия для экономического развития, освободившийся от гнета житейских обстоятельств, мало-помалу начинал ощущать потребность в известном культурном общении, из которого старался извлечь новые формы для своего быстро развивающегося самосознания.

Появление болгар в Крыму относится к началу XIX в. Пестами компактного проживания болгар были колония Кишлав (ныне село Курское Белогорского района), село Кабурчак (ныне село Мичуринское Белогорского района), село Желябовка Нижнегорского района, пгт Коктебель, Старый Крым и др.

Как и что готовят болгары

Блюда болгарской кухни сходны с блюдами армянской и грузинской кухонь. Особенно близки к болгарским такие блюда, как суп-харчо, пити, шашлыки, люля-кебаб, бастурма, чахохбили.

В болгарской кухне широко применяются овощи в свежем и маринованном виде, из них приготовляют всевозможные овощные блюда и гарниры. Болгарские кулинары прекрасно сочетают овощи с рыбными, мясными, мучными, яичными и молочными продуктами.

Характерно для болгарской кухни использование кислого молока, простокваши, брынзы и сыра кашкавала (овечий сыр) для приготовления холодных закусок, супов и вторых блюд.

Болгарские повара, используя брынзу в пищу, зачастую подвергают ее тепловой обработке. Для этого брынзу смешивают со сливочным маслом, завертывают в пергаментную бумагу и прогревают. В горячем виде брынза приобретает приятный вкус и аромат, становится нежной, мягкой и сочной. Из первых блюд очень популярны куриный бульон с яичным желтком, суп из овощей с макаронами, суп из кабачков, суп из свинины с яблоками, чорба, суп с бараниной, суп-харчо, рассольник, супы-пюре из различных овощей и мясных продуктов и тараторы (холодные супы с кислым молоком).

Из вторых блюд распространены баранина, телятина и свинина с капустой, котлеты свиные отбивные, люля-кебаб, бифштексы, филе, шашлыки и рагу из баранины, гювечи - блюда из мяса, риса и овощей, плакии - блюда из овощей, лука, чеснока и при­прав, тушенные с добавлением растительного масла, яхнии - тушеное мясо с овощами и луком или только овощи с луком, кебабы - кусочки мяса, зажаренные на вертеле, ну и, конечно, кебапчета - короткие колбаски из рубленого мяса, зажаренные на решетке над раскаленными углями лиственных деревьев, голубцы, фаршированные помидоры и кабачки, омлеты. Отдельно ко вторым мясным блюдам подают салаты (из помидоров, огурцов, баклажанов, стручкового сладкого перца, стручковой зеленой фасоли, зеленого салата).

Готовя салаты и вторые блюда, болгарские повара снимают кожицу со стручкового перца и свежих помидоров. Пищу в болгарской кухне принято сдабривать различными специями и при­правами, поэтому к столу отдельно подают уксус, острые томатные соусы, красный и черный перец.

Из сладких блюд в широком ассортименте представлены пирожные, торты, мороженое.

В завершении обеда принято подавать черный кофе или кофе по-восточному.

Чорба-топчета

70 г рубленого мяса и мясного фарша (смешать),30 г риса, пучок зелени - петрушки, 2 яйца, 25 г масла или маргарина, 50 г муки, 60 г йогурта, ¾ стакана воды, 50 г репчатого лука, соль, перец.

Мясо хорошо перемешать с небольшим кол-вом мелко нарубленного лука, одной частью петрушки и одним белком. Добавить соль и перец по вкусу. Из массы приготовить небольшие шарики-клецки и обвалять их в муке. В воду положить лук, петрушку, соль. Довести воду до кипения и опустить в нее клецки. Варить 30 мин. Добавить рис и варить еще 10 мин. В это время смешать йогурт, желтки и муку с небольшим кол-вом остуженного супа, влить в кастрюлю с остальным супом и продолжать ва­рить еще несколько минут. Добавить перец по вкусу и приправить суп маслом.

Рагу из баранины по - болгасрки

500-750г баранины, 10 луковиц, 1 долька чеснока, 2 желтка,1 - 2 ст. л. муки, 1 чашка йогурта,-1 полная ложка масла или маргарина, 1 чайная ложка красного перца, сок 1/2 лимона, 2 лавровых листа, 6 горошин черного перца, петрушка, укроп, соль, перец.

Разрезанное на крупные куски мясо опустить в кастрюлю с кипящей водой (все мясо должно быть покрыто), добавить перец горошком и лавровый лист. Варить на медленном огне. Вскоре добавить лук. Дать воде выкипеть наполовину. Бульон процедить. В небольшом кол-ве остуженного бульона развести муку, добавить йогурт и все хорошо взбить. Дать закипеть, добавить мясо и лук. Снять с огня, несколько охладить. Перед подачей на стол приправить рагу лимонным соком, взбитыми желтками. Смешать все с маслом, заправленным перцем и солью. Мелко изрубить петрушку и укроп и посыпать ими рагу. Подавать рагу в горячем виде. Можно взять мясо совсем молодого барашка.

Таратор - холодный суп с огурцом

2 бутылки йогурта, 1/4 л молока или сметаны, 4 ст. л. растительного масла, 1 зеленый огурец,2 ст. л. укропа, 3 дольки чеснока, перец, соль, горсть очищенных орехов.

Йогурт взбить с молоком или сметаной, добавить соль и перец и, по желанию , толченый чеснок. Постоянно помешивая, влить растительное мас­ло, добавить мелко нарубленный огурец и укроп. Суп поставить на холод. Незадолго перед подачей на стол подать измельченные орехи. Таратор можно подать также с кусочками льда.


КРЫМСКИЕ ГРЕКИ

Вот я снова возвращаюсь к дому,

Но теперь уже издалека.

Кажется мне цвет родных черемух

Озером парного молока.

Вот мой дом под красной черепицей

Вижу - стал взрослей и гуще сад,

Из трубы все так же дым струится,

Как струился десять лет назад.

Под окном грустит все та же слива,

Нахлобучив крону набекрень.

И все та же жгучая крапива

Вдоль тропинки лезет на плетень.

Кабы мне вот так, как пыль с одежды,

С плеч стряхнуть и десять лет дорог...

Здесь совсем все было бы как прежде,

Если б мама вышла на порог.

И. Марманов

Самоназвание греков эллины и название Греции Эллада происходят, вероятно, от имени одного из древнегреческих племен, обитавших первоначально в северо-западной Греции.

Древние греки - создатели высокой античной цивилизации, сыгравшей выдающуюся роль в развитии всей последующей культуры Европы и Ближнего Востока.

На этнический состав греков веками оказывали влияние иноземные племена.

Постоянные войны с соседями - персами, арабами, славянами и др., народный протест, национально-освободительная борьба за независимость укрепляли национальное самосознание греков, способствовали их сплочению, укреплению в народных массах сознания национального единства.

Миграция греков в сопредельные и дальние государства была длительным историческим процессом. Она началась еще в эпоху «великой колонизации». В Северном Причерноморье главными греческими центрами были Ольвия, Херсонес и города Боспорской державы. В Крыму первые колонии появились с конца VI в. до н. э. Это Феодосия, Мирмекий, Керкинитида (Евпатория), Пантикапей (Керчь); в V в. был основан Херсонес.

Греки продолжали жить в Крыму и на Кавказе и в византийское время. Они говорили на одном из диалектов новогреческого языка - крымско-румейском, но многие греки перешли на язык господствовавшего в Крыму этноса - крымскотатарский. К XV в. греческие колонии в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа пришли в упадок. В Крыму образовалось Крымское ханство. Многие греки эмигрировали в Россию. Русско-турецкие войны способствовали усилению миграции греков. По приказу Екатерины II христианское население Крыма было вывезено и расселено в Приазовье.

Оставшиеся в Крыму греки жили в тесном соседстве крымскими татарами. Они переняли многие татарские обычаи, но сохранили свой греческий диалект. На татарском языке говорили греки в деревнях, расположенных рядом с крупными татарскими населенными пунктами. В Приазовье, греки жили компактно в 25 населенных пунктах и г. Мариуполе, половина греков говорила на румейском языке, другая на татарском. Татароязычные греки употребляли название таты для тех греков, которые говорили на крымско - румейском языке.

Со II-III в. н. э. в Греции распространилось христианство. Однако древние дохристианские культы и верования еще долго не исчезали в Греции.

Крымские греки исповедуют христианство православного толка. Исследователи спорят о том, когда же христианская религия победила язычество в Крыму. Одни считают, что христианство проникло и укрепилось на Керченском полуострове уже в V в., другое мнение, что первые христиане в Таврике появились уже во II-III вв., третье - что только к IX в. население Херсонеса стало в основной своей массе христианским. Есть еще одно мнение, что христианство на территории Крыма было уже с конца I века, когда здесь появились первые самостоятельные епархии.

Церкви во все времена являлись хранителями обычаев, культуры, греческого языка. В каждом греческом селе и поселке была церковь, и люди, прежде всего, гордились не своим богатством или чем-то другим, а своим храмом. И действительно, это были прекрасные строения, которые возносились в небо, неся молитвы людей к Богу о близких и Родине. Эти храмы посещали верующие люди разных национальностей, живущих в этих селениях, так как перед Богом . нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Поел, к Колосянам» св. ап. Павла, III, 11).

Роль христианства в культуре крымских греков не ограничивалась чисто вероисповедальными моментами, а сказывалась и в семейных отношениях, элементах быта, праздниках и т. п.

Ныне православие исповедуют 90% верующих греков. Духовенство пользуется большим авторитетом, особенно среди крестьянства.

Греческая церковь - автокефальная (от Константинопольской патриархии отделилась в 1833 г.).

Небольшая часть греков исповедует ислам, принятый во время турецкого господства.

Немного о греческой кухне

Отличительная черта греческой кухни - огромный ассортимент закусок, которые готовятся из мяса, рыбы или овощей.

Из горячих блюд популярна мусака. Обычно это запеканка из мясного фарша, картофеля или баклажанов, помидоров и яиц. Блюдо это очень древнее, его готовят уже не одну сотню лет. Раньше в деревнях, в которых обычно была только одна внушительных размеров печь, около полудня из каждого дома выходил «посланник», держа в руках огромный глубокий противень с полуфабрикатом обеда для всей семьи. Противни засовывались в печь, а через несколько часов «посланники» возвращались за готовым обедом.

Из даров Посейдона популярен тоносалата - чудесный острый салат из тунца, лука, иногда и тертой моркови, с горчичной заправкой, а также тарамосалата - пикантный крем

из икры средиземноморских рыб. Неудивительно, что первая в истории кулинарная книга, составленная древним греком Архестратом в IV веке до нашей эры, на три четверти объема посвящена блюдам из рыбы и даров моря. Еще в те времена эти продукты и нежное мясо барашка считались наилучшей пищей.

Греки любят готовить разнообразные блюда с мясным фаршем. Возьмем, к примеру, кругленькие кефтедес (жареные котлеты) и вытянутые судзукакья (котлеты, тушенные в томатном соусе). В принципе, это те же тефтели, но вот в сочетании с особым соусом, в который, кстати, добавляют мяту или корицу, вкус получается воистину божественный. Мясным фаршем с различными добавками фаршируются помидоры, сладкий перец, кабачки, готовят голубцы и долму. Для любителей же мяса целыми кусочками из греческой кухни придутся по вкусу сувлаки (небольшой шашлычок на палочке), стифадо (мясо, тушенное в винном соусе с большим количеством маленьких луковок), телятина с пюре из баклажанов, свинина с сельдереем, фрикасе из барашка с тушеными листьями салата, ягненок с артишоками.

Фасоль в горшочке по-гречески

Фасоль - 600 г, вода - 2 л, лук репчатый - 6- 7 луковиц среднего размера, масло растительное -1/3 стакана, молотый черный перец - 1/4 ч. л., соль по вкусу.

Фасоль замочить на ночь, сварить на следующий день, жидкость слить в отдельную посуду. Лук нарезать кольцами, обжарить на растительном масле, приправить солью и перцем. В керамический горшочек уложить слоями фасоль и жареный лук (верхним слоем должна быть фасоль). Все полить оставшимся растительным маслом и влить жидкость, в которой варилась фасоль. Горшочки поставить в духовку и запекать при средней температуре 20-25 минут.

Мясной пирог по-крымски

Баранина - 1 кг, мягкий сладкий творог - 1 кг, корица молотая, соль, перец- по вкусу, яйцо •- 1 . шт., масло сливочное для смазки противня, слоеное тесто - 2 толстых листа.

Молодую баранину порезать крупными кусками, хорошо отварить, удалить кожу и кости и мелко нарезать. Приправить перцем, солью и корицей.

Положить на смазанный маслом противень один лист теста, сверху выложить половину творога, размятого вилкой, посыпав перцем и корицей, накрыть творог мясом, положить сверху творог с перцем и ко­рицей, накрыть вторым слоем теста, смазать взбитым яйцом. Запекать в духовке при умеренной температуре около 1 часа. По желанию в мясную начинку можно добавить маленькие кусочки сливочного масла.

Жаренная свинина с апельсинами

На 6 порций::. мясо для свиных отбивных - 1,5 кг, чеснок - 5 зубчиков, апель­сины - 5 шт., лимон - 1 шт., тимьян - Зч. л., мед - 2 ст. л., соль, перец, бульон овощ­ной - 750 мл, оливки - 200 г.

Мясо ополоснуть водой и вытереть насухо. Чеснок очистить, 3 зубчика раздавить, а 2 целых зубчика положить в одну миску со свининой. Снять с 2 апельсинов кожуру тонкой спиралью. Один апельсин нарезать кружочками. Выдавить сок из 3 апельсинов и 1 лимона, залить им мясо, накрыть крышкой и оставить мариноваться на 1-2 ч. Нагреть духовку до 200. Смешать раздавленный чеснок, тимьян и мед. Мясо достать из маринада. Посолить, поперчить и обмазать приправленным маринадом. Мясо положить в жаровню и поставить на 30 мин. в духовку на нижний уровень. Затем добавить маринад, бульон и жарить следующие 30 мин. За 20 мин. до окончания жарки добавить к мясу кружки апельсина и срезанную спиралькой кожуру. Жаркое нарезать. Украсить оливками, кружочками апельсина и подавать к столу.


ЕВРЕИ

Дважды с Богом встречался он в небе Сиона,

И Тельца Золотого на гибель обрек,

Пятикнижную Тору - каноны Закона

С Божьих слов в сорок дней записавший Пророк.

И над ней не вольны ни война, ни холера,

И она не подвластна теченью времен.

- Ты блажен, православный, дана тебе вера.

Я еврей. Мне не вера дана, а Закон.

Яков Козловский

Народность, исторически восходящая к древним евреям. Из кочевников и оседлых племен сложился еврейский народ, создавший в I тысячелетии до н. э. государства Израиль и Иудею, которые были покорены Ассирией и Вавилонией, что положило начало расселению евреев по странам мира, особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих странах существовали законы, ограничивающие евреев в правах и занятиях, в частности - в праве владения и пользования землей. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах, занимаясь торговлей и ремеслами.

Много страданий и гонений претерпел этот свободолюбивый народ, но сумел сохранить свою культуру, скитаясь по свету, не растерять обычаи, свойственные нации, и обря­ды, по которым жили предки.

В большинстве случаев евреи говорят на языке стран, в которых они живут. Часть евреев говорит на языке идиш. Официальным же языком Израиля является иврит, возродившийся на основе древнееврейского языка и используемый долгое время евреями в других странах как язык религиозного культа. В последние годы развитие иврита стало повсеместным.

Еврейский календарь

На христианском Западе принят солнечный календарь (им евреи пользуются по сей день), на мусульманском Востоке - лунный. Лунный год короче солнечного примерно на 11 дней. Еврейский календарь основан на сочетании солнечного и лунного календарей. Это сделано для того, чтобы еврейские праздники всегда приходились на те сезоны, с которыми их связывает Тора: Песах - на весну, Шавуот - на время жатвы, Сукот - на время сбора урожая.

Раз в два или три года добавляют еще один месяц - второй адар. Такой год становится високосным. Годы еврейского календаря образуют 19-летние циклы, и 7 лет из 19-ти високосные.

Любимые блюда еврейского народа

В еврейской кухне отчетливо видны элементы рациональ­ного питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности.

В еврейской кулинарии ограничено применение пряностей, как по ассортименту, так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. При изготовлении блюд в основном используются щадящие приемы тепловой обработки - припускание, отваривание, слабое тушение с добавлением воды под крышкой.

Характерной особенностью еврейской кухни является использование топленого гусиного или куриного жира. Им заправляют холодные закуски, используют для пассерования лука, моркови и других кореньев, добавляют непосредственно в фарш.

Наиболее излюбленными блюдами в еврейской кулинарии являются рыба, бульоны (мясные, куриные) с гренками, домашней лапшой и другими изделиями. Летом, в первую очередь, употребляют холодные супы (особенно свекольник и щавелевый). Из вторых блюд предпочтение отдается цимесам, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам (фаршированной курице, фаршированным шейкам). Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам. Излюбленным при этом является применение меда, мака, корицы.

Вообще же своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

Характерно для еврейской кухни еще и то, что мясо и рыбу чаще всего отваривают или тушат, редко - жарят.

Мало используют овощи в любом виде, растительные масла, грибы, продукты моря.

В еврейской кухне много оригинальных блюд, неожиданных сочетаний. Например, мясо, тушенное с фруктами и засахаренным картофелем, мясо и субпродукты, приготовленные со специями и селитрой, или, скажем, редька, варенная в меду, засахаренная морковь и другие.

Еврейская кухня богата блюдами неповторимого вкуса, своеобразна и оригинальна.

Естественно, приведенные ниже рецепты далеко не исчерпывают все богатство и своеобразие национальных еврейских блюд, но они достаточны, чтобы дать определенное представление о еврейской кухне.

Сельдь с овощами

Сельдь - 800 г., свекла - 200 г., морковь - 200 г., яблоки - 400 г., картофель - 500 г., лук - 300 г., чеснок - 1 головка, майонез по вкусу.

Натереть на мелкой терке сырые (или на крупной терке - вареные) морковь и свеклу, нарезать тонкими пластинками кислые яблоки, приготовить картофельное пюре со сливочным маслом, мелко нарезать репчатый лук и чеснок. Вымоченную сельдь нарезать мелкими кусочками.

На плоское блюдо уложить слой картофельного пюре, затем слоями сельдь, свеклу, морковь, яблоки. Снова повторить порядок, завершив слоями лука, моркови и, наконец, покрыть слоем картофельного пюре. Все это залить майонезом. Поставить на пару часов в холодное место.

Форшмак из сельди с яблоками

Сельдь - 1000 г, яйцо - 1 шт., лук, яблоки и сахар по вкусу.

Сельдь вымочить в проточной воде (малосольную не вымачивать) или в молоке. Освободив от костей, пропустить через мясорубку вместе с репчатым луком, прибавить натертое на мелкой терке кислое яблоко и сахар, все смешать и украсить сверху сваренным вкрутую мелко нарубленным яйцом. Если нет

яблок, можно добавить к селедочному фаршу разведенный уксус с сахаром.

Рыба, жаренная в томатном соусе

Рыба -1000 г, мука- 300 г,.-: морковь - 200 г, лук - 100 г, растит, масло -100г, сахар, томатная паста по вкусу.

Рыбу очистить, выпотрошить, разрезать на порции, запанировать в муке, обжарить на растительном масле. Натереть на мелкой терке морковь, добавить муку, томатную пасту, сахар, воду. Тщательно все размешав, залить соусом рыбу и добавить жареный лук. Все это кипятить в течение 3-5 минут и, перелив в стеклянную банку, поставить в холодильник.

Борщ холодный сладкий

400 г свеклы, 400 г картофеля, 120 г (4 ст. л.) сухофруктов, 4 ч. л. уксуса, 2 ч. л. соли, яйца, зеленый лук, 3,5 ч.л. сахара, сметана, перец.

Промытые сухофрукты залить холодной водой, добавить сахар и сварить. Нашинкованную свеклу залить горячей водой, добавить к свекле уксус и соль и сварить до мягкости, добавить к свекле сваренные сухофрукты (вместе с жидкостью), нарезанный кубиками картофель и варить 20 мин. Остудить. Разлить суп по тарелкам и при подаче добавить рубленые крутые яйца, зеленый лук и сметану.

18



© 2010-2022