Доклад на тему профориентационная работа в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения.

Введение.

Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, надо начинать уже с 1 класса.

Труду детей учит выполнение отдельного поручения, дежурство в группе, комнате, в школе, уважительное отношение к труду старших.

У каждого ребенка должно быть свое маленькое трудовое поручение. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских поделок, изготовление небольших подарков.

"Учащиеся должны вооружиться знаниями, которые можно будет применить в жизни и на практике. Если человек не умеет применять их на деле, то он не может быть полезным ни себе, ни людям»- говорил К. Насыри.

На каждом периоде возрастного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы.

Целями профориентационной работы являются:

- формирование представлений о мире профессий;

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через участие в различных видах деятельности;

- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

- создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.

-приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.

Основная часть.

Параграф 1.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

В поиске направлений совершенствования профориентационной работы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.

Как классный руководитель, хочу особенно подчеркнуть обязанности классного руководителя:

• глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;

• на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;

• работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;

• проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;

• обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не-обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- Профессиональная информация.

- Профессиональное воспитание

- Профессиональная консультация

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы:

- профориентационные уроки;

- экскурсии;

- классный час по профориентации;

- встречи со специалистами;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Принципы профориентационной работы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за-

ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,

общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с

потребностями общества в кадрах).

Параграф 2.

Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.

1 ступень(1-4кл.).

Знакомство с профессиями родителей Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности.

2 ступень(5-7кл.).

Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями.

3 ступень(8-11кл.)

Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе.

Тематика классных часов по профориентации.

1-4 классы

1. Мир моих интересов.

2. Все работы хороши - выбирай на вкус.

3. Профессии наших родителей.

4. О профессиях разных, нужных и важных.

5. Путь в профессию начинается в школе.

6. Моя мечта о будущей профессии.

7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

1. Мир профессий. Человек-техника.

2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в

отделение связи.

3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую.

4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5. Мир профессий. Книга-выставка.

6. Мир профессий. Электронные помощники.

7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

1. Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор

профессии. Анкетирование.

3. Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

5 класс

Цели и задачи:

  • обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.

  • расширять и углублять представления о различных профессиях.

Виды и формы работы в 5 классе .

Сентябрь Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера.

Октябрь Знакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия на предприятие общественного питания.

Ноябрь Работа на пришкольном участке.

Декабрь Экскурсия в типографию. Знакомство с профессиями печатника, переплетчика.

Январь Профессия моих родителей (встречи, беседы).

Февраль Экскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессиями швеи-мотористки, закройщика.

Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.

Апрель Беседа «Весенние работы в саду, в поле, на огороде.

Май Беседа «Чем я могу помочь дома».

Целенаправленное изучение детей начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности.

Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют педагоги для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем.

С этой целью педагоги должны проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

Заключение.

Таким образом, рассмотрев проблемы профессиональной ориентации школьников, можно говорить о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении - это формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Возрастные особенности школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.

Список используемой литературы.

  1. Пиляй Н.В. Организация профориентационной работы в школе.// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.

  2. Дробаха О.В. Профориентация в начальной школе. Классный час "О профессиях нужных и разных". // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 11. - С. 26-31.

  3. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.

  4. Боровская Л.Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

  5. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.

  6. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.

  7. Веснина Н.И. Классный час "Образование и формирование жизненных планов", "Если хочешь стать боссом".
    // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-15.


  1. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.

  2. Баранова Н.А. Классный час - практикум "Мы выбираем"
    // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36.

  3. Махмудова А.А. Классный час "Как выбрать профессию"// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 36-47.

11. Аблогина С.Л. Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 47-56.

11


© 2010-2022