- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад по теме: Духовно-нравственное воспитание – в работе классного руководителя 11 класса»
Доклад по теме: Духовно-нравственное воспитание – в работе классного руководителя 11 класса»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тигунцева В.Г. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ Тугутуйская СОШ
______________________________________________________________________
Доклад на педсовете:
«Духовно-нравственное воспитание -
в работе классного руководителя 11 класса».
Учитель химии
МОУ Тугутуйской СОШ
Тигунцева Вера Гавриловна
Январь 2016г.
« Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт.
Нравственное воспитание - один из самых сложных видов труда педагога, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства. При этом от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание. Можно сколько угодно говорить о морали, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность следовать этим нормам.
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка.
Формирование нравственных качеств личности, включаю на уроках химии, утверждение духовных ценностей как доминанты в постановке цели и содержании образования можно начинать через гуманизацию знаний, создание целостной гармоничной картины мира с отображением в ней культуры и красоты человека.
-
Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком?
Цель: учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков.
На уроках рассматриваем творческие работы в форме рассказа, сказки, детективной истории, по вопросам: «Твое отношение к изученному на уроке - о человеческих качествах ученых и их открытиях». Как элементы урока применяю занимательные рассказы об открытиях - например: учащихся прошу сделать выводы об ответственности ученых за научные открытия, приносят ли они пользу людям.
Школьная программа отводит специальное время для обучения трудовым навыкам и умениям, физического и умственного развития школьников, их эстетического совершенствования. А обучение нравственности должно осуществляться параллельно со всеми этими видами занятий путем наполнения и трудовой, и физической, и эстетической деятельности нравственным содержанием, поэтому оно должно пронизывать всю жизнь и деятельность ученика, включая и процесс обучения - урок, и внеклассную деятельность, и свободное время школьника.
-
При планировании воспитательной работы вопросы духовности и нравственности являются приоритетными вот уже пять лет. Например, тематика классных часов: «Учимся сотрудничать», «Привычки - хорошие и плохие», «Настоящий друг», «Школа самоуважения», «Не позволяй душе лениться…», «Моя малая родина», « Нравственные основы семьи», «Личность и самовоспитание», «Взрослая жизнь - взрослая ответственность», «Почетное звание - «Защитник Отечества».
В беседах находим ответы на вопросы:
- что такое патриотизм и кого считать патриотом?
- гражданин, кто он?
- священная обязанность гражданина.
К 65 -летию Победы в ВОВ, в 5 классе проводилось мероприятие «Георгиевская ленточка» - дети написали рассказы своих родственников о подвигах прадедов, собрали и показали фотографии, рассказали о наградах. Эта форма работы позволила подключить к общему делу родителей, дедушек и бабушек. Живая связь поколений позволяет повысить авторитет семьи в глазах ребенка, и показать важность вклада каждого человека в достижении общей цели. Проводили краеведческую работу, для школьного музея, собрали информацию и создали страничку о труженике тыла. К 70-летию в ВОВ, провели уборку придомовой территории у вдовы ВОВ Пухляк Л.И., классный час «Великой Победе - 70 лет».
На родительских собраниях мы обсуждаем проблемы взаимоотношений с детьми. Актуальные темы родительских собраний: «Семейные традиции и способность ребенка трудиться», «Мой ребенок становится трудным», «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению», «О родных и близких с любовью», «Как уберечь ребенка от насилия». В 11 классе акцентирую внимание родителей, на значение выбора профессии, которая позволит детям вернуться работать на малую родину, именно это направление работы учителя сейчас считается приоритетным, воспитывать любовь к своей малой родине и желание каждого ребенка работать на своей земле, благоустраивая её, научиться получать прибыль.
Педагогическая практика постоянно рождает все новые и новые формы нравственного просвещения, создает интересный опыт, дарит ценные находки. Чем разнообразнее и интереснее для учащихся нравственные проблемы, поднимаемые учителем на уроках и в ходе внеурочной роботы, тем прочнее усваивают доносимые до них истины. За годы работы по этой проблеме заметила такую особенность, что учащиеся моего класса, на классных часах, мероприятиях, в дискуссиях которые мы проводим, высказывают правильные общепринятые мнения, а в повседневной жизни совершают проступки, которые иногда полностью противоречат прежним выводам, импульсивно проявляют юношеский максимализм.
Литература:
Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» М «Вако» 2007.
Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова «Справочник классного руководителя» М «Просвещение» 2011.
О.С.Богданова, С.В.Черенкова «Нравственное воспитание старшеклассников» М «Просвещение» 1998.