Программа ДОЛ ПЛАНЕТА РОМАШЕК

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

ПЛАНЕТА РОМАШЕК

Лагерь с дневным пребыванием



Разработчик проекта: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Арзамасцева Марина Викторовна,





«Если каждый друг по кругу другу протянет руку,Программа ДОЛ ПЛАНЕТА РОМАШЕК

то будет видно в иллюминатор - дружба это экватор.

Если каждый друг планеты другу ромашкой помашет,

то станет ясно, дружба это - ПЛАНЕТА РОМАШЕК».


Пояснительная записка

Программа летнего лагеря вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. На это были направлены программы летних лагерных смен «Чудо-город» (2010г), программа «В поисках сокровищ» (2011г), программа «Лето на ладошке» (2014г), «Непоседы» (2015г.) За прошедший период существования лагеря отработались технологии, накопился методический опыт, создана воспитательная система лагеря, лагерь имеет свой авторитет и имидж - всё это позволяет получить положительные результаты.

На лето 2016 предложена программа "ПЛАНЕТА РОМАШЕК», которая является продолжением воспитательной работы, проводимой в течение учебного года. Радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи - все это дарит нашим воспитанникам жизнь в лагере. Не секрет, что не только в учебном году раскрывается талант детей, но и летом, когда наступает время веселья, праздника, творчества. Наша программа направлена на создание творческой обстановки, способствующей развитию талантливых и одаренных детей, развитие их способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, социальной адаптации.

Программа предполагает активную творческую, интеллектуальную и спортивную деятельность участников смены: работу мастер-классов, диалоговых площадок по интересам, организацию и проведение воспитательных и досуговых дел.

Данная программа разработана в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического и психического развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития.

Ромашка - символ России, символ любви, семьи и верности. Такой простой открытый цветок, но со своим секретом. Каждый лепесток, как чистый лист бумаги, на котором можно творить. А не создать ли нам «ПЛАНЕТУ РОМАШЕК», где все дружат, и любят друг друга, вместе творят и изобретают, проявляют свои таланты.

Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей, выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности.

Задачи:

Образовательные:

  • предоставление дополнительных возможностей одаренным детям и подросткам для познавательного досуга, реализации и раскрытии своих способностей, повышение их общей культуры, через вовлечение их в разнообразную творческую коллективную деятельность.

  • формирование интереса к различным видам творческой деятельности;

Воспитательные:

  • создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

  • создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки

  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

Развивающие:

  • развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;

  • удовлетворение позитивных потребностей (духовных, интеллектуальных и двигательных);

Здоровьесберегающие:

  • создать условия для укрепления здоровья;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

Для достижения всех целей и задач необходимо создать в рамках школьного лагеря пространство, организованное для включения детей в творческую деятельность жизнь, чтобы каждый ребенок мог удовлетворить личные потребности. Она должна соответствовать интересам детей, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и в творческом проявлении.

Принципы деятельности лагеря:

Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

Принцип взаимосвязи педагогов и детей предполагает создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках лагерного дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

Участники проекта - обучающиеся образовательного учреждения в возрасте 8-14 лет, в том числе обучающиеся социально незащищенных категорий. Это участники творческих коллективов школы «Реверанс», «Павлин», спортивных секций, музыкальной школы, победители олимпиад. Дети объединяются в разновозрастные отряды.

Содержание проекта

В основу программы " ПЛАНЕТА РОМАШЕК» легли идеи культурного и физического развития ребенка, развития творчества, развития организаторских способностей, идеи нравственного и патриотического воспитания, развития творческого потенциала у детей в условиях реализации социальных проектов, развития лидерских качеств личности и трудолюбия, идеи духовного и физкультурно - оздоровительного развития детей.

Приобретенные в течение лагерной смены творческие и другие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Это и определяет несомненную новизну данной программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую творческую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Основная сюжетная идея программы заключается в том, что все мы жители «ПЛАНЕТЫ РОМАШЕК». Существует такая легенда. Когда с неба падает звезда, то на земле расцветает ромашка. Так и на нашей планете, каждый проявивший себя в творчестве, спорте, декоративном мастерстве, техническом мастерстве, в музыке и танцах, в дружбе и товариществе - вырастит на нашей планете «Ромашку таланта». И к концу нашей лагерной смены вся наша планета будет покрыта меридианами и параллелями ромашек. Основная идея - через игру, участвуя в творческих мастер-классах, музыкальных, танцевальных, спортивных мероприятиях развить свои способности, проявить свою одаренность. Игра копирует, отражает, моделирует ситуации, существующие в реальной жизни, а также способствует созданию пространства, организованного для включения детей и подростков в социально-значимую деятельность и в творческую развивающую деятельность. Из участников программы формируются разновозрастные отряды - « Поляны ромашек».

ПОЛЯНА

П - познавательное

О - объединение

Л - лагерных

Я - ярких

Н - находчивых

А - активистов.

Учитывая возрастные особенности участников смены, выбрано такое построение программы - каждый день посвящен одной теме и все мероприятия в этот день проходят в одном ключе.

Каждый день жители планеты получают «Ромашку» - маршрутный лист лагерного дня. У жителей «ПЛАНЕТЫ РОМАШЕК» есть свои законы, по которым они стараются жить. Все дела, в которых принимают участие наши ребята, направлены на то, чтобы стимулировать инициативу, творчество, помочь самовыражению каждого отряда и отдельного воспитанника. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, бассейн, кружки дополнительного образования. Поддержанию интереса способствует игровой материал, изготовление костюмов, оформление. Сочетание соблюдения правил, режима и свободы творчества, самовыражения обеспечивает принятие идеи ответственности за свое поведение, уважение к установленным общественным нормам. В конце каждого дня на лепестках ромашек пишутся самые яркие впечатления дня, пожелания своим друзьям. Это ритуал подведения итогов и прощания до следующего дня.

Лагерная смена ведётся по блоковой системе. Каждый из блоков может рассматриваться как отдельная часть, но в то же время выступает в плотной связи с остальными блоками. В основном, нами рассматривается 3 блока: образовательная деятельность, культурно-досуговая деятельность, оздоровительная деятельность.

Образовательная деятельность

Образовательная система в лагере построена следующим образом:

Творческие мастер - классы познакомят участников проекта с разными видами декоративно-прикладного искусства, дадут возможность работать с новыми материалами, освоить новые техники, мастер научит участников смены невероятным умениям создавать руками с помощью бумаги, красок, природного материала и фантазии настоящие чудеса (совместно с досуговым центром «Русский дом»). Будут проведены «Библиотечные часы» (совместно с библиотекой Л.Н. Толстого). Впервые пройдут занятия по Робототехнике. А также мастер-классы по танцам и музыке.

Культурно-досуговая деятельность

Блок состоит из общелагерных мероприятий (творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, частушек, изготовление плакатов, театрализованных игровых программ, танцевальных шоу, посещение кинотеатров, цирка, музеев города и т. д.) . Дети будут участвовать в проведении игровых программ, концертов, в больших коллективных делах лагеря и межлагерных мероприятиях.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т.п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Оздоровительная деятельность

Блок способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

В работе лагеря активно используются информационно-коммуникативные технологии. Объявления о конкурсах, спектаклях, соревнованиях, распорядок на каждый день, фотографии с места событий постоянно добавляются и меняются в течение сезона в информационном уголке. Информационный уголок эстетичен, вся информация востребована детьми. Очень часто в работе лагеря используется форма презентации. Праздник закрытия лагерной смены будет сопровождаться фильмами и презентациями с фотографиями, которые отражали все основные события сезона. Для музыкального оформления праздников есть большой запас фонограмм. Так как все события, происходящие в лагере, снимаются , в конце сезона наберется большой архив фотографий. Записанные на диск фотографии, фильмы и презентации станут прекрасным подарком для ребят.

Подведение итогов лагерной смены будет проходить на большом празднике «Вальс цветов», на котором будут представлены лучшие концертные номера лагерной смены, театрализованные сказки, лучшие творческие работы отрядов, подведение итогов и награждение. В лагере существует призовая система. За успешную работу ребята получают награды за активное участие в жизни своего отряда и лагеря в целом (в конкурсах и массовых делах).


Мероприятия по реализации программы

Этапы

Дни

Средства

Результат

1.Организационный этап.

Знакомство, выявление способностей, возможностей детей, представление перспектив

1-3

Знакомство с правилами жизни в лагере, лагерными ритуалами, огоньки знакомства в отрядах, оформление лагеря,

Участники проекта заявляют о своих интересах, узнают друг друга, сотрудников, формируются представления о возможностях отдыха и личного, творчес-кого развития.

2.Основной этап.

Включение детей в активную деятельность. Личное творческое развитие.

4-18

Творческие мастерские, фестиваль, выявление талантов, спортивные игры, развлекательные и интеллектуальные формы организации досуга, театральные постановки (сказки). Посещение музеев города, библиотеки им. Л.Н. Толстого, центра досуга «Русский дом!», посещение плавательного бассейна, оздоровительные мероприятия и др.

Участники проекта представляют свои возможности, формируется система взаимодействия, про-исходит накопление опыта и приобретение новых умений, мастерства. Проба себя в новых делах, интересах. Выполнение программы.

3.Итоговый этап. Демонстрация и осмысление собственного опыта.

19-21

Итоговое мероприятие «Вальс цветов», закрытие лагерной смены.

Подведение итогов работы мастер-классов; награждение лучших участников. Впечатлениями; написание послания будущим участникам смен; Осознание и осмысление себя в лагере, новых знаний и творческих накоплений.

План - сетка летнего оздоровительного лагеря

«ПЛАНЕТА РОМАШЕК»

1 День Трогательных встреч Праздник «День защиты детей»

2 День Выдумки и вдохновения .

3 День Презентаций.

Открытие сезона.

4 День Спортивных достижений.

5 День умников и умниц

6 День добрых дел

7 День Театральный

8 День Дружбы.

9 День здоровья

10 День сладкоежек

11 День сказок

12 Экологический день

13 Туристический день (Квест)

14 День безопасности.

15 День магии и волшебства.

16 День Ромашковая Русь

17 День мыльных пузырей

18 День Памяти.

19 День супергероев.

20 День песен, шуток, танцев. Закрытие сезона «Вальс цветов»

21 День прощания.

Структура управления программы

Для успешной реализации программы немаловажную роль играет педагогический состав. В нашем случае его основу составляют опытные педагоги школы. Основы деятельности педагогов, ведущих занятия закладываются на первом педагогическом совете, проводимом за несколько дней до начала смены. Такая система позволяет во время реализации программы смены выдвигать единые педагогические требования, пользоваться профессиональной терминологией, организовать педагогически оправданную работу.


Кадры проекта.

Начальник лагеря - 1

Учитель начальных классов

Педагог - организатор - 1

Педагог дополнительного образования Несет ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Воспитатели - 8

Педагоги школы. Несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Педагоги дополнительного образования - 4

Руководитель кружка изобразительной деятельности, руководитель музыкальной школы. Отвечают за содержание деятельности кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общелагерных мероприятий.

Специальные кадры

Библиотекарь - 1

Учитель физвоспитания - 2

Сотрудники школы. Осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей. Могут быть привлечены для педагогической поддержки и для организации досуговых мероприятий.

Фельдшер -1

Действуют в соответствии со своими должностными обязанностями.

Техслужащие - 4

Персонал пищеблока -4




Материально- техническое обеспечение проекта.

  • Школьные помещения: кабинеты для отрядов и штаба лагеря - 5, спортивный и актовый залы школы, кабинет музыки, изобразительного творчества, столовая, бассейн, медицинский пункт.

  • Технические средства: интерактивная доска с проектором, компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр, фортепианно, фотоаппарат.

  • Информационные ресурсы: библиотека им. Л.Н. Толстого, досуговый центр «Русский дом», музеи, выставки города, театры, кинотеатры, цирк, зоопарк и др.


Ожидаемые результаты и методика их оценки.

Предполагаемые результаты:

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Приобретенные обучающимися умения в социально-направленной и культурно-исследовательской деятельности, декоративно-прикладной деятельности, спортивных достижений, актерской деятельности. Способ оценки - анализ результатов деятельности обучающихся в лагере, выставка достижений.

  • Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Способы оценки - итоговое анкетирование, наблюдение.

  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря. Способ оценки - итоговое анкетирование, методика «Чудо-цветок», наблюдение.

  • Укрепление здоровья воспитанников. Способ оценки - медицинское обследование, сравнение показателей здоровья.

  • Развитие творческой активности каждого ребенка. Способ оценки - анализ включенности каждого участника в работу творческих мастерских.


© 2010-2022