Во саду ли в огороде мы сажали и копали

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Во саду ли , в огороде мы сажали и копали »

Цель: подготовка к ведению домашнего хозяйства

Задачи: расширить знания о работе, которую необходимо выполнить для получения урожая; закрепить знания о культурных сортах огородных растений, их происхождением и историей; развивать экологическую культуру, логическое мышление.

Организационный момент.

Сообщение темы . Сегодня мы проведем станционную игру « Во саду ли, в огороде»

Расскажите, садоводы,

Как у вас идут дела.

Ну, а кто вам помогает

Урожаи собирать?

Кто вам землю согревает,

Я хочу у вас узнать.

- Ребята , скажите, пожалуйста , благодаря чему мы можем получить хороший урожай? ( ответы детей)

Солнышко греет,

Дождик поливает,

Овощи на грядках

Быстро созревают.

Дождику спасибо,

Солнышку спасибо,

А без них на ветках

Фрукты не росли бы.

Чтобы урожая

К осени добиться,

Мы отлично знаем -

Надо потрудиться.

- А что же необходимо сделать в огороде, чтобы получить урожай?

( вскопать, посадить, поливать, прополоть и т.д.)

- А кто в семье занимается этими делами ?

- Чем дети могут помочь старшим членам семьи?

Загадки

- В огороде на грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.


  • Захотелось плакать вдруг -

Слезы лить заставил … (лук).

  • Набирай скорее в миску

Краснощекую … (редиску).

  • Под кустом копнешь немножко -

Выглянет на свет … (картошка).

  • Отыскали наконец

И зеленый … (огурец).

  • Летом зеленеет,

А осенью краснеет. (Помидор).

  • Завалился на бочок

Лежебока … (кабачок).

  • Разве в огороде пусто,

Если там растет … (капуста).

  • За ботву, как за веревку,

Можно вытащить … (морковку).

  • Над землей трава,

Под землей алая голова. (Свекла).

  • Кто, ребята, не знаком

С белозубым … (чесноком).

  • Держится за землю крепко,

Вылезать не хочет … (репка).

-Молодцы! Вот они - жители Огорода - вкусные и полезные овощи!

- А какие овощи, зелень мы сажаем на своих огородах еще?

Историческая станция

Много дел летом в Огороде. Недаром в народе говорят:

«Летний день за зимнюю неделю»

«Что летом родится, то зимой и пригодится»

«Что летом потопаешь, то зимой и полопаешь»

«Летний день зиму кормит».

- Как вы понимаете пословицу( разбираем каждую)

- Ребята, отгадайте загадку

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

- Верно, это лук. Кто-то его не любит, а кто-то очень уважает

В средние века луковице приписывали чудесное свойство - предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У славянского народа есть поговорка: «Лук от семи недуг».

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Доказано, что, если в течение 3 минут пожевать лук, то его сок способен убить во рту все бактерии. Лук содержит особые вещества - фитонциды, убивающие болезнетворные микробы.

В России выращивают лук повсеместно, он неприхотлив. Выведено много сортов лука. Самые известные из них: Штутгартер, Стригуновский, Тимирязевский, Бессоновский, Даниловский, Стурон, Центарион, Ред Барон и др.

- А вы любите лук? А кто может рассказать как его выращивают?

сначала мы должны купить семена или вырастить из семян самим сеянку

сделать грядку- длинную, неглубокую лунку

воткнуть луковички, корешками в землю

немного присыпать, затем полоть, поливать, рыхлить, а уж затем собрать урожай.

. Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная … (картошка).

- Верно. Это картофель или, как говорят в народе, - наш второй хлеб. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы - корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Родиной картофеля считается Южная Америка (Показывает на карте). Еще в 16 веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель хлебу подспорье»,

«Картошка - хлебу присошка».

Нет, наверное, у россиян овоща, из которого можно было бы приготовить такое количество блюд, как из картофеля.

Послушайте литовскую сказку.

Раз батрак опоздал на работу. Помещик его начал бранить.

  • Как ты посмел опоздать на работу! Солнце давно взошло!

  • Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд.

  • Ты? 20 блюд? Какие еще 20 блюд? Отвечай!

  • Картошку ……

- Как думаете, что же ответил батрак ?

Картошку вареную, картошку жареную, картошку печеную, картошку моченую, картошку тушеную, картошку толченую…»

  • Иди работать!

- А как выращивают картофель ? ( разбираем от посадки до сбора урожая) ( обращать внимание , что при посадке дети обычно бросают клубни в лунки, могут собрать колорадского жука, помочь в прополке, и обязательно принять участие в сборе урожая)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.

В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.

Тыква относится к диетическим продуктам и используется в вареном, жареном, печеном, тушеном виде, а также для приготовления повидла, варенья, маринадов.

Разбираем : как посадить, что делать летом, как собрать урожай, чем дети могут помочь

- В Огороде живет много иностранцев. И хорошо, между прочим, живут там, процветают. Ребята, отгадайте, кто же это?

  1. Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (Помидоры).

Верно, родина томатов - Центральная Америка.

2) В огороде сидит, «ку-ку» говорит. (Кукуруза).

Кукуруза тоже родом из Америки.

3) В суп попала, а ноты знала. (Фасоль).

Фасоль и бобы - тоже американцы.

4) В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух).

Если внимательно понаблюдать за подсолнечником, то можно догадаться, откуда взялось такое название: эти растения всегда смотрят прямо на солнце. Утром их головки направлены на восток, в течение дня они медленно поворачиваются на стеблях и вечером уже устремлены на запад.

Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник - «иностранец». А это действительно так. Его родина - далекая Мексика. Когда-то он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.

Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.

Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масленичным растением.

- Нужно ли нам подсолнечное масло? Для чего мы его используем?

Экологическая станция.

- У каждого урожая есть свои вредители. Назовите вредителей картофеля, яблони, огурцов, моркови, лука.

- Как же человек может сохранить свой урожай?

Задание 1.

Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.

Колорадский жук. Листья яблонь и других культурных

растений.

Яблонная плодожорка. Листья картофеля.

Тли. Зерновые культуры.

Полевки и мыши. Яблоки.

Задание 2.

Выберите экологические способы сохранения урожая:

а) использовать химические средства;

б) повесить скворечники;

в) ловить бабочек;

г) собирать колорадского жука вручную;

д) поставить пугало в огороде.

Занимательная станция

Игра «Назовите в каждом ряду «лишнее» слово»

- пшеница, рожь, морковь, ячмень;

- томат, капуста, лук, слива;

- яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

- огурец, пион, лилия, нарцисс;

- капуста, картофель, подсолнечник, кукуруза.

Игра «большой - маленький»

Огурец - …(огурчик).

Помидор - помидорчик.

Чеснок - чесночок.

Лук - лучок.

Перец - перчик.

Игра «Вершки и корешки». Условными знаками показать, что употребляется в пищу у: капусты, морковки, картофеля, щавеля, свеклы, репы, лука, укропа.

Игра «Назови, какой это сок». Ведущий бросает мяч и называет овощ, игрок бросает мяч обратно и отвечает название сока этого овоща:

Морковь - … морковный.

Капуста - капустный.

Свекла - свекольный.

Помидор - томатный.

Тыква - тыквенный.

Игра «Составь предложение».

Лук горький, а морковка - …

Помидор круглый, а огурец - …

Огурец зеленый, а помидор - …

Помидор кислый, а чеснок - …

Подведение итогов

А теперь объясните пословицы:

  • Огород для семьи подмога.

  • Огород - семье доход.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Хотите в будущем иметь свой огород?

- Что больше всего вам хочется вырастить на своем огороде7

- А что для этого вы будете делать?















Колорадский жук. Листья яблонь и других культурных

растений.

Яблонная плодожорка. Листья картофеля.

Тли. Зерновые культуры.

Полевки и мыши. Яблоки.




Выберите экологические способы сохранения урожая:

а) использовать химические средства;

б) повесить скворечники;

в) ловить бабочек;

г) собирать колорадского жука вручную;

д) поставить пугало в огороде.

«Назовите в каждом ряду «лишнее» слово»

- пшеница, рожь, морковь, ячмень;

- томат, капуста, лук, слива;

- яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

- огурец, пион, лилия, нарцисс;

- капуста, картофель, подсолнечник, кукуруза.



© 2010-2022