Доклад на тему Развитие интеллектуальных способностей учащихся в воспитательной работе классного руководителя

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение

"Развитие интеллектуальных и личностных качеств ученика".

Интеллект ( с лат. "intellectus" - разумение, понимание, постижение) - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (ребенка-подростка) справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социо-культурную жизнь.

Российские психологи исходят из принципа единства интеллекта и его связи с личностью. А личность формируется в предметной деятельности и общении. Какие же личностные качества нам необходимо формировать у учащихся?

Это: 1) активность - стремление расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленность - устойчивые доминирующие интересы, убеждения;

3) глубинные образования, которые формируются в совместной деятельности групп и коллективов;

4) осознанность своих отношений к действительности.

Образ "Я" представляет собой то, каким видит себя в настоящем и будущем; каким бы хотел быть или не быть человеком.

Итак, становление личности и развитие интеллектуальных качеств, происходит в предметной деятельности и общении.

Из опыта работы:

Часто провожу интеллектуальные марафоны, мини брейн - ринги, где на предложенные вопросы необходимо отвечать группами, несколько раз, выслушав версии и мнения друг друга, отобрав самое, казалось бы, верное утверждение.

Например: вопросы, требующие фактических знаний

  1. Какое соседнее с Россией государство имеет с ней самую протяженную сухопутную границу? (Казахстан)

  2. Как называется спортивная игра с мячом и битой, напоминающая лапту? (бейсбол)

  3. В периодической системе Менделеева золото находится между платиной и … (ртутью)

  4. Естественный прирост населения - это

А)превышение количества родившихся над числом умерших

Б)превышение количества людей, въехавших в страну, над числом выехавших из нее

В)пропорция между количеством умерших и родившихся и т.д.

Или вопросы на логику, на смекалку, наблюдательность

  1. Жили были 2 друга "Лё и Джо. Они были не неразлучны. Однажды Лё ушел в магазин. Когда он вернулся, он увидел: разбитое стекло, разлитая вода и Джо лежит мертвый. Что случилось за время отсутствия Лё и почему Джо мертв? (Лё - человек,

Джо - его любимая рыбка. Во время отсутствия Лё соседские дети случайно разбили окно, около которого стоял аквариум. Аквариум тоже разбился, вода вытекла и рыбка умерла).

  1. Поздно ночью одинокий житель города возвращался домой, когда все люди уже спали. Он принимал ванну, кушал и прежде чем лечь спать, звонил по телефону. Как только на другом конце провода брали телефон он не разговаривая клал трубку на место и спокойно лег спать. Кому он звонил и зачем? (В многоквартирном доме сосед через стенку сильно храпел. Одинокий человек ему звонил, чтобы он повернулся на другой бок и перестал храпеть.

  2. В маленьком городке Костромской области как и во многих российских городах есть райотдел полиции. Укомплектован хорошо, а вот работы у сотрудников практически нет. В городе почти нет происшествий. Какими тремя короткими словами прозвали это учреждение местные жители? (рай от дел)

Имею вот такую книгу: "Интеллект. Марафоны в школе" (5 - 11 кл.)

И часто ученики сами подготавливают вопросы к викторинам и конкурсам.

Из опыта работы по этой теме:

Анкетирование, тестирование, упражнения для тренинга.

Тестирование: Не задумываясь нарисовать одну из геометрических фигур, которая отражает ваше "Я" (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник). Далее расшифровать каждый из этих символов.

Круглый стол, беседа «Расскажи мне обо мне»:

  1. по кругу: Я хочу сказать, что ты такой … (дальше передает цветок)

  2. один человек садится в центр и каждый посылает ему комплимент: ты такой(такая)…

Игра - «Пантомима». Представьте, что вы - группа №1(кипящая кастрюля) покажите это без слов, в движениях, мимикой группе №2, и наоборот.

Игра - «Молекулы». Передача чувств (объясняю  понимай)

Задумывается слово (например, связанное с эмоциями). Необходимо объяснить соперникам значение этого слова, раскрыть его содержание, но при этом само слово не называть.

"Стресс" - это состояние, когда тебе очень плохо, ты сильно переживаешь и тебе не комфортно.

Ситуация: Юноша встретил девушку и гуляет с ней по городу. Они мило болтают, он угостил её мороженным, на улице прекрасная погода, все вокруг чудесно и красиво, и вдруг он видит свою бабушку, которая приехала с пригородного села, с сумками, баулами, в простой, сельской одежде. Она, узнав его стала издали кричать: «Петя, Петя, как хорошо, что я тебя встретила, помоги мне отнести сумки домой, мне тяжело».

Что должен сделать Петя? Каковы ваши предложения?

Интеллектуальный марафон

  1. Строки из стихов ( не оцен-ся)

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит? - Слон

Откуда?

Ответить на вопрос откуда? И назвать автора этого произведения.

(«От верблюда». Корней Иванович Чуковский)


  1. Мы все привыкли называть одно из известных произведений Александра Сергеевича Пушкина «сказкой о царе Салтане»

Назовите полное название сказки. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучим богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)


  1. Это было очень давно. На Украине при царе Тимко, в Польше - при царе Сверчке, в Чехии - при царе Голыше, а в России - ?

( при царе Горохе)


  1. Сколько персиков изображено на картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками»

(4)


  1. В России их называют американскими, а в Америке - русским.

О чем идет речь?

(об аттракционах - горки)

Считаю, что для воспитания всесторонне-развитой личности, успешной личности необходимо развивать мышление, память, коммуникабельность, умение быстро находить выход из любой ситуации.

Работая по теме "Развитие интеллектуальных и личностных качеств ученика", я стараюсь воспитывать успешную личность.



© 2010-2022