Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Воспитательная программа «Когда оживают легенды»Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»








Программа

«Когда оживают легенды»






Автор: Топоева Зинаида Геннадьевна,

учитель начальных классов

ГБ ОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

г. Абакан, ул. Белоярская, 60

тел: 8 (3902) 35-23-35, 35-22-63




Аннотация

Программа клуба «Родничок» «Когда оживают легенды» позволяет развивать индивидуальные творческие способности у учащихся, их исполнительские навыки, артистизм, научить анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение выработки своих жизненных ориентиров.

Объектом исследования является процесс организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями (3, 4 видов).

Предметом исследования является процесс формирования этнической толерантности учащихся. Гипотеза - формирование этнической толерантности у учащихся через изучение истории, быта и традиций хакасского народа в сравнении с историей и традициями других народов позволит решению актуальной задачи развития и укрепления межнациональных отношений, формированию личности, как носителя гуманистических, толерантных идей.

Программа «Когда оживают легенды» рассчитана на детей 9-12 лет, воспитанников школы-интерната 3,4 видов.

Цель программы: создание условий для формирования этнической толерантности через изучение истории, быта и традиций хакасского народа во внеурочное время.

Задачи:

1. Обеспечить достаточный уровень информирования учащихся об истории, быте и традициях хакасского народа.

2. Создать дополнительные условия для формирования и развития гражданской активности и реализации творческого потенциала.

3. Привлекать учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности.

4. Приобщать учащихся к материальной и духовной культуре хакасского народа.

5. Сформировать потребность понимать культуру, традиции других народов и уважать это.

6. Разработать методические рекомендации по реализации программы

В методологическую основу программы «Когда оживают легенды» положены научные теории: Л.С. Выготского. Л.Ф. Базарного, Л.И. Плаксиной. А.И. Шемшуриной, Е.Д. Худенко. Авторами даётся обоснование ценностной ориентации личности, выражающей её сознательное отношению к социальной действительности, воспитание у учащихся ценностных ориентиров и черт личности, позволяющих адаптироваться в социуме. А также опыт работы коллектива педагогов «Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова».

Основными методическими принципами программы являются:

• принцип развивающего общения - обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

• принцип создания мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребёнка с нарушение зрения к достижению цели, поставленной перед ним педагогом;

• принцип продуктивной обработки информации, предусматривающий создание педагогом ситуаций, в ходе которых учащиеся самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации;

• принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей;

• принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагающий обязательное включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции;

• принцип динамичности, восприятия. Именно восприятие поставляет информацию об окружающем мире.

Пояснительная записка


Проблема приобщения ребёнка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живёт общество, всегда была и остаётся одной из актуальных проблем. Особенно остро она стоит в специальных школах.

Актуальность данной проблемы усиливается в связи с тем, что человеку с сенсорными нарушениями довольно трудно адаптироваться в современном мире, где радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряжённости.

Сегодня на улицах российских городов, деревень, сёл нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликту на национальной почве. Национальные стереотипы, недостаток знаний о других народах ведут к непониманию и неприятию иной точки зрения, иного образа жизни, другой культуры. Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит будущее.

Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека, как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности, особенно слепых и слабовидящих детей. В школе, как в зеркале отражаются непростые межнациональные взаимоотношения, сложившиеся в нашей стране.

Исследования показали, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте.

В свою очередь рост этнического самосознания подростков под воздействием окружающей среды часть непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать своё национальное с установкой «быть как все».

Анализ педагогической практики по организации воспитания слепых и слабовидящих детей выявил: недостаточные знания у учащихся обычаев, культуры, традиций хакасского народа, недостаточную гражданскую активность, неудовлетворенность поисково-исследовательского интереса при изучении национально-регионального компонента.

Принимая во внимание потребность практики, состояние научного знания, противоречия, определена проблема, которую можно сформулировать, как недостаточность условий для формирования этнической толерантности у учащихся.

Программа «Когда оживают легенды» позволяет развивать индивидуальные творческие способности у учащихся, их исполнительские навыки, артистизм, научить анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение выработки своих жизненных ориентиров, поэтому целью воспитания является создание условий для формирования этнической толерантности через изучение истории, быта и традиций хакасского народа во внеурочное время.

Объектом исследования является процесс организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями (3, 4 видов).

Предметом исследования является процесс формирования этнической толерантности учащихся. Гипотеза - формирование этнической толерантности у учащихся через изучение истории, быта и традиций хакасского народа в сравнении с историей и традициями других народов позволит решению актуальной задачи развития и укрепления межнациональных отношений, формированию личности, как носителя гуманистических, толерантных идей.

Программа «Когда оживают легенды» рассчитана на детей 9-12 лет, воспитанников школы-интерната 3,4 видов.

Цель программы: создание условий для формирования этнической толерантности через изучение истории, быта и традиций хакасского народа во внеурочное время.

Задачи:

1. Обеспечить достаточный уровень информирования учащихся об истории, быте и традициях хакасского народа.

2. Создать дополнительные условия для формирования и развития гражданской активности и реализации творческого потенциала.

3. Привлекать учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности.

4. Приобщать учащихся к материальной и духовной культуре хакасского народа.

5. Сформировать потребность понимать культуру, традиции других народов и уважать это.

6. Разработать методические рекомендации по реализации программы

В методологическую основу программы «Когда оживают легенды» положены научные теории: Л.С. Выготского. Л.Ф. Базарного, Л.И. Плаксиной. А.И. Шемшуриной, Е.Д. Худенко. Авторами даётся обоснование ценностной ориентации личности, выражающей её сознательное отношению к социальной действительности, воспитание у учащихся ценностных ориентиров и черт личности, позволяющих адаптироваться в социуме. А также опыт работы коллектива педагогов «Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова».

В методологическую основу программы «Когда оживают легенды» положены научные теории: Л.С. Выготского. Л.Ф. Базарного, Л.И. Плаксиной. А.И. Шемшуриной, Е.Д. Худенко. Авторами даётся обоснование ценностной ориентации личности, выражающей её сознательное отношению к социальной действительности, воспитание у учащихся ценностных ориентиров и черт личности, позволяющих адаптироваться в социуме. А также опыт работы коллектива педагогов «Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова».

Основными методическими принципами программы являются:

• принцип развивающего общения - обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

• принцип создания мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребёнка с нарушение зрения к достижению цели, поставленной перед ним педагогом;

• принцип продуктивной обработки информации, предусматривающий создание педагогом ситуаций, в ходе которых учащиеся самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации;

• принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей;

• принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагающий обязательное включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции;

• принцип динамичности, восприятия. Именно восприятие поставляет информацию об окружающем мире.

Структура программы

Программа представлена четырьмя тематическими разделами. Содержание каждого раздела реализуется:

  1. Занятие клуба «Родничок»

  2. Общешкольные досуговые мероприятия

Работа клуба

«Родничок»


3 раздел

«Обычаи, обряды, ритуалы, традиции»

4 раздел

«Мы во Вселенной»

2 раздел

«Родовая идеология хакасов»

1 раздел

«Тjреен чирiм»



Общешкольные

мероприятия



Встречи

Экскурсии

Театральное представление

Праздники

Тематические недели



Содержание программы


1 раздел «Тjреен чирiм (Малая Родина)»

Цель: воспитание национального самосознания через развитие стремления учащихся к изучению своей малой Родины.

Задачи:

- воспитывать любовь и бережное отношение к своему краю;

- расширять кругозор учащихся и углублять специальными знаниями с учётом индивидуальных склонностей и интересов;

- прививать навыки использования методов научно-поисковых исследований и их применение в практической деятельности.

Основное содержание раздела

Цели и задачи

Формы, методы работы

Результат

Геральдика Республики Хакасия

Знать геральдику, историю её создания

Проведение семинаров, «Круглых столов», экскурсий

Оформление альбома «Геральдика РХ»

Краеведческая работа

Знать свой родной край, его топонимику, особенности природы, жизненного уклада

Туристско-краеведческие походы:

- топонимика местных названий;

- гербарий растений Хакасии;

-достопримеча-тельности Хакасии

Создание учащимися альбомов, включающих родословные семей, истории семей; защита рефератов, сообщений о родном крае

Народные предания, легенды, сказания, связанные с топонимикой (название города, горы, реки и т.п.)

Уметь пользоваться методами научных исследований, поиска для сбора нужной информации, для её обобщения, анализа, квалификации

Туристско-краеведческие экспедиции, походы, экскурсии в краеведческие музеи г. Абакана, г. Минусинска

Создание альбомов, подготовка рефератов, сообщений

Знакомство с устным народным творчеством народов, проживающих в Хакасии

Знать устное народное творчество народов, проживающих в Хакасии, уметь их различать

Чтение, прослушивание на «Часах общения»

Составление сборника устного народного творчества жителей различного региона Хакасии

Знакомство с известными людьми: учёными, писателями, артистами,… Сбор материала, использование литературы, периодической печати

Уметь общаться людьми, задавать вопросы, поддерживать разговор и т.д.

Работа в библиотеке, вечера встреч, «Круглые столы», научно-исследовательские конференции

Создание альбомов, подготовка рефератов, сообщений

История города, своего села

Уметь пользоваться методами научного поиска для сбора нужной информации для её обобщения, анализа, классификации

Экскурсия «Современный быт города, села» (постройки, интерьер, предметы быта и т.п.)

Выпуск альбомов «Мой город (село)», «Улицы моего города (села)», «Люди моего города (села)»,.. Подготовка рефератов, сообщений, рисунков

Природа родных мест

Знать свой родной край, особенности природы

Туристско-краеведческие экскурсии, походы, научно-исследовательские конференции. Конкурсы рисунков.

Подготовка рефератов, сообщений, рисунков. Выпуск альбомов «Растительный мир Хакасии», «Животный мир Хакасии»

2 раздел «Родовая идеология хакасов»

Цель: формирование национального самосознания через возрождение родовых традиций воспитания.

Задачи:

- познакомить учащихся с генеалогией - наукой, изучающей истории родов;

- привлечь учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности (ведению поиска предков);

- развивать лучшие качества личности, прививать учащимся духовные ценности

Основное содержание раздела

Цели и задачи

Формы, методы работы

Результат

Происхождение хакасских родов и фамилий. Легенды, предания, исследовательские материалы

Знать историю своего рода, известных людей, прославивших род

Уроки нравственности «Помни свои истоки», «Я и моя семья»

Создание учащимися генеалогических альбомов

Предания и легенды о родовых предках и племенных вождях

Овладеть первичными навыками работы с научной литературой, архивными материалами

Экскурсия в музеи; работа с литературой; чтение, обсуждение сказаний, легенд, преданий

Подготовка сообщение, рефератов, фотоальбомов

Внутрисемейное родство. Нравы семьи, любимые занятия, история

Знать понятия внутрисемейного родства, этики гостеприимства

Устные журналы «Я и моя семья», «Мои родители», «Семейные традиции»…

Фотоальбом «Моя семья», подготовка рефератов, сообщений, конкурс рисунков «Любимые занятия моей семьи»

Традиционные формы общения в хакасской семье

Знать традиции, обычаи своей семьи, биографии родителей, бабушек и дедушек

«Семейные посиделки», чаепития, праздники девочек и мальчиков

Выставки «Бабушкин сундук», «Приглашение к чаю» (представление традиционных семейных угощений)

Традиционные хакасские имена, их значение

Овладеть элементарными навыками коммуникации с людьми старшего поколения

Работа со специальной литературой, конкурсы сочинений, уроки этической грамматики

Подготовка сообщений, рефератов

Знакомство с генеалогическим древом тюркских народов

Овладеть первичными навыками работы с архивным материалом, научной литературой

Работа в архивах, библиотеках, музеях. Семинары, тематические недели, встречи с учёными

Создание учащимися генеалогических альбомов

Родовые праздники. Общенародные обрядовые праздники

Знать родовые, общенародные праздники тюркских народов

Встреча с учёными, представителями родов, конкурсы, беседы, научно-практически семинары

Организация и проведение учащимися: «Чыл пазы», «Чир тайи», «Очи пайрам»,…

3 раздел «Обычаи, обряды, ритуалы, традиции хакасов»

Цель: формирование этнической толерантности через изучение обычаев, обрядов, ритуалов, традиций хакасского народа в сравнении с историей и традициями других народов.

Задачи:

- обеспечить достаточный уровень информирования учащихся об обычаях и культуре хакасского народа;

- воспитывать у учащихся желание сохранить и развивать традиции народа, доброе отношение к окружающим;

- распространять опыт развивающей и воспитывающей возможности положительных сторон народной педагогики.

Основное содержание раздела

Цели и задачи

Формы, методы работы

Результат

Пала тойы - праздник рождения ребёнка

Знать обычаи, традиции хакасского народа. Понимать истоки и мудрость этих традиций

Уроки народной этики, беседы, работа в библиотеке

Подготовка рефератов, сообщений

Ритуал присвоения имени ребёнку

Знать обычаи сокрытия настоящего имени ребёнка, хранение пуповины ребёнка

Беседы по традициям, обычаям народа, ритуальные представления

Сборники колыбельных песен, благословений и благопожеланий

Богиня Ымай - хранительница души ребёнка

Знать ритуал ухода за ребёнком, колыбельные песни

Беседы, разговоры при свечах, «Часы фольклора», ритуальные представления

Рефераты, материалы исследования обычаев, традиций хакасского народа

Тузах кискенi - праздник развязывания путов ребёнка

Знать слова благопожеланий и благословений

Беседы по традициям, обычаям народа, игры, уроки народной этики

Рефераты, сообщения, сценарии ритуальных представлений

Традиции воспитания юного поколения

Владеть навыками здорового образа жизни

Спортивные соревнования, знакомство с хакасскими народными играми, беседы, семинары

Рефераты, сообщения, разработки

Поэзия древних тюрков

Знать поэзию древних тюрков, уметь применять в жизни

Встречи с учёными, работа в библиотеке, «Литературные часы»

Конкурс рисунков, подготовка литературного вечера

Воспитание девушки в хакасской семье

Понимать своё предназначение и в соответствии с ним строить своё поведение

Беседы по традициям, выставки рукодельниц

Рефераты, сообщения, разработки

Воспитание юноши в семье

Понимать своё предназначение и в соответствии с ним строить своё поведение

Массовые развлечения юношей (борьба, спортивные соревнования, конкурсы,..)

Рефераты, сообщения, разработки

Обряд сватовства невесты «Сас той»

Знать обычаи, традиции, знать слова благопожеланий и благословений

Игры, представления

Сборник тахпахов, благословений и благопожеланий

Той - свадьба

Знать обычаи, традиции хакасского народа

Беседы, игры, представления

Сборник тахпахов, благословений и благопожеланий

Помыс. Традиции коллективной помощи в хозяйственных делах: постройка дома, косьба, уборка хлеба,…

Знать обычаи и традиции. Понимать их истоки и мудрость. Быть готовым к передаче их своим потомкам

Беседы по традициям и обычаям хакасского народа, встречи за «Круглым столом». Трудовые десанты

«Часы помощи»

4 раздел «Мы во Вселенной»

Цель: воспитание толерантной личности через понимание связи поколений мировоззрения религий.

Задачи:

- познакомить учащихся с основами мировоззрения хакасов, с их религией, с понятием хакасов, о жизни и смерьте, свободе, Родине, долге, любви;

- воспитывать потребность в восстановлении и сохранении многовекового опыта народа и передаче его будущему поколению;

- привлекать учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности.

Основное содержание раздела

Цели и задачи

Формы, методы работы

Результат

Три уровня жизни по понятиям хакасов: Ах чайаан, Чир чалы, Чир алты

Знать основы религии хакасского народа

Беседы, диспуты, литературные вечера по книге «Поэзия древних тюрков»

Рефераты, сообщения, творческие сообщения

Жертвоприношения горам, небу, воде, огню

Знать основные памятники хакасской культуры на территории Хакасии

Встречи с учёными, поездки, экскурсии, беседы

Рефераты, сообщения

Стелы и менгиры

Знать сказки, легенды о местах Хакасии, дающих положительный и отрицательный энергетические заряды, а также результаты современных исследований

Посещение краеведческого музея г. Абакана и г. Минусинска, встреча с учёными; семинары

Разработка бесед, экскурсий для учащихся школы-интерната

Древняя каменная письменность

Знать основные памятники хакасской культуры

Встреча с учёными, сотрудниками музеев, посещение Хакасского краеведческого музея и музея им. Мартьянова в Минусинске, научно-практические конференции, тематические недели

Творческие сочинения, рефераты

«Поэзия древних тюрков»

Знать основное содержание книги «Поэзия древних тюрков»

Час фантазии «Любовь и вечность»

Творческие сочинения на темы по книге «Поэзия древних тюрков»

Критерии оценки

Система оценивания работы учащихся определяется целями и задачами про граммы «Когда легенды оживают». На занятиях клуба «Родничок» учащиеся не только получают новую информацию, но и развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки.

При изучении многих тем умение находить и отбирать информацию, анализировать и оценивать её, умение рассуждать и делать выводы, а также умение логично и убедительно излагать свои взгляды, выслушивать собеседника, умение вести дискуссию, умение работать в группе выходят на первый план. Формы контроля могут быть разнообразными, педагог имеет возможность оценивать эти умения и навыки индивидуально.

Важным фактором при оценивании может являться степень активности ученика в коллективной работе.

Необходимые условия

Для реализации программы необходимы, с нашей точки зрения, следующие условия:

1. При проведении воспитательных мероприятий необходимо иметь в наличии:

а) средства технического обеспечения;

б) наглядные пособия (фото, картины, карточки... ), бутафорию, декорации, ...

в) методичную литературу.

2. Создать комфортные условия для творческого развития учащихся.

3. Создать условия для приобщения учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности.

Методические рекомендации по реализации программы

Программа «Когда оживают легенды» предназначена для работы с детьми с 9 до 12 лет, членов клуба «Родничок». Является обобщением опыта работы клуба. Она может быть рекомендована для использования материала при изучении национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время.

Программа открытая. Это позволяет её уточнять, дополнять, совершенствовать, корректировать.

Состоит из 4 разделов:

I. «Тjреен чирiм» (Малая Родина)

II. «Родовая идеология хакасов»

III. «Обычаи, обряды, ритуалы, традиции хакасов»

IV. «Мы во Вселенной»

Каждый раздел включает в себя от 5 до 10 тем. Каждая из которых может изучаться на 1-3 занятиях, в зависимости от темы и содержания занятия.

Для достижения целостного результата к концу обучения по данной программе предлагается поступенчатая реализация, когда педагогические акценты в организуемой жизнедеятельности сменяют друг друга, учитывая принципы возрастной доминанты. Рекомендуется от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата. Это даёт возможность достигнуть общий целостный результат, в определенном возрастном периоде внимание можно акцентировать на одном разделе программы и, исчерпав содержание данного раздела, в следующем периоде акцентировать внимание на другом.

Для успешной реализации программы «Когда оживают легенды» одним из таких необходимых условий является владение педагогами мастерством организации групповой и индивидуальной деятельности учащихся, а также приёмами поисково-исследовательской работы. Решающим является умение придать предметной деятельности целостноориентационный характер.

Данная программа наделена не столько на то, чтобы снабдить учащихся информацией по предложенным разделам и даже не столько для передачи социального опыта, а именно на формирование этнической толерантности, духовное обогащение, которые будут способствовать толерантности, воспитанию личности с высоким уровнем культуры.

Особого такта, чуткости и осторожности требует занятия с детьми-сиротами, детьми из неполных и неблагополучных семей. Основа этой работы - это мысль о том, что ребёнок является носителем фамилии. а значит является представителем определённого рода. Поэтому он не один в этом мире, у него есть генеалогические корни, которые нужно изучать, есть Родина, которую нужно любить и беречь, он является носителем культуры, которую он должен сохранять и творчески развивать.

Изучение разделов программы обязательно должно находить своё отражение в каком-либо практическом выходе: сценарий обряда или текст экскурсии, реферат. сообщение, участие в конкурсе рисунков, групповая исследовательская работа и т.д., т.е. учащиеся должны видеть результат своей деятельности, её значимость для других.

Методическое обеспечение

Метод

Описание

Преимущества

Аквариум

Предназначен для изучения поведения участников группы. Все участники делятся на две команды. Первая из них занимается решением какой-либо проблемы или проводит её обсуждение. Вторая команда в это время наблюдает за действиями членов первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.

По окончании выполнения задания проводится обсуждение результатов, а затем члены команды меняются ролями.

Даёт возможность нового взгляда. Развивает навыки владения техниками обратной связи.

Дебаты

Обмен мнениями между фракциями, придерживающихся противоположных взглядов, целью которого является выработка общих положений.

Прибавляет живости. Рассчитан на взаимодействие

Инновационные игры

В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь вид проблемных упражнений. Обычно включает элемент соревнования или обмена ролями. Во многих случаях участниками тренинга распределяются роли сотрудников некой организации и они получают данные, необходимые для руководства ею в течение определённого периода времени или на протяжении какого-нибудь особого события.

Демонстрирует взаимозависимость функций. Обеспечивает понимание деятельности организаций.

Демонстрация

Метод объяснения или демонстрации группе наилучшего способа решения задачи, включающий комплекс заданных условий и процедур. Степень вовлечения участников можно увеличить, предоставив им собственные навыки в подобных условиях.

Высокопрактичен. Прямое применение.

Дискуссия

Формализованный обмен мнениями внутри группы, с участием всех её членов и тренера.

Немедленная обратная связь. Способствует созданию представления о сути обсуждаемых вопросов.

Кратковременные ротации

Участники группы получают непосредственный опыт в реальной обстановке - при посещении рабочего места и поиска ответа на собственные вопросы.

Подкрепление полученной информации. Предоставление сенсорного опыта в случаях, когда словесных объяснений

недостаточно.

Лекция

Устное предоставление одной конкретной темы. Можно увеличить степень включённости за счёт предоставления возможностей для обратной связи.

Высокий уровень контроля времени и содержания. Применим в больших группах.

Мастерская

Возможность обсудить или узнать практические подходы к преодолению данной ситуации. Акцент делается на практических аспектах, а не на теоретических. Работа с отдельными узкими темами.

Обеспечение непосредственного прикладного обучения - опыта, который можно перенести в жизнь. Неформальное взаимодействие.

Мозговой штурм

Способ производства некоторого количества креативных идей группой. которая выдвигает их для дальнейшей оценки.

Простая и эффективная процедура. Интерактивность.

Работа в малых группах

Возможность после другого метода разбиться на малые группы, чтобы обсудить тему и затем изложить для всей остальной аудитории взгляды, мнения, вопросы или выводы группы.

Делает другие методы более осмысленными. Обеспечивает обратную связь. Подкрепляет обучение

Разговор

Менее формальная вербальная презентация информации, чем лекция. Большой акцент делается на обмене информацией и возможности для группы отвечать.

Повышает степень включенности. Расслабляющий подход.

Ролевые игры

Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к данному набору условий.

Доставляет эмоциональное удовлетворение.

Семинар

Способ изучения специальных тем путём рассмотрения их аспектов и последующего обмена информацией.

Делает акцент на индивидуальный поиск. Поощряет различные точки зрения.


Ожидаемые результаты

Сегодня достойный гражданин своего Отечества - это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца, выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим.

Реализация данной программы предполагает:

- повышение качества знаний о традициях, культуре, обычаях народов, проживающих в Хакасии;

- формирование личности, владеющей навыками толерантного поведения, способного к межкультурному взаимодействию;

- активизация научно-исследовательской деятельности учащихся в области этнокультурного образования.

Литература:

1. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / Под. ред. Н. М. Борытко. - Волгоград, 2002.

2. Кызласов Л. Р. История Хакасии. - М., 1993.

3. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию - М., 1998.

4. Потапов Л. Л. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан, 1957.

5. Солдатова Г. И. Психология межэтнической напряжённости. - М., 1998.

6. Тюников Ю. С., Хасанова Г. Ф., Харисов Э. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. - Казань, 1994.

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Празднование хакасского Нового года «Чыл пазы»

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Открытое заседание клуба «Родничок»

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Празднования хакасского праздника Чир Тайи (День земли)

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

На Салбыкском кургане (выездное мероприятие)

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Обряд очищения

Воспитательная программа «Когда оживают легенды»

Обряд поклонения и почитания Природе (завязывание чалама)



© 2010-2022